Статья «Основные подходы к оцениванию в рамках ФГОС»

Статья «Основные подходы к оцениванию в рамках ФГОС»

СЛАЙД 1 Современное общество характеризуется высокой степенью динамичности, информационной насыщенности (порой даже перенасыщенности), глобализацией. Школа, будучи по своей сути довольно консервативным институтом, все же не может не реагировать на те изменения, которые происходят в обществе, и не менятьcя.
Школа должна стремиться научить учеников адаптироваться к изменениям, а не бороться с ними, создавать для них ситуации, в которых они учатся справляться с быстро меняющимся миром. Они должны сами нести ответственность за приобретение своих знаний. Учение на протяжении всей жизни не может более рассматриваться как теоретический постулат, а должно стать реальностью, причем приоритетной для каждого.
Вообще оценивание - довольно болезненный процесс, как для ученика, так и для учителя. Без оценивания обойтись нельзя. Более того, ему принадлежит ключевая роль в организации учебного процесса.
В самом общем виде любую образовательную технологию можно представить следующей схемой:СЛАЙД 2



Коррекция


Общие цели и Учебные Обучение Оценка
содержание цели
образования


Коррекция

Общие цели и содержание образования определяют конкретные учебные цели. Те, в свою очередь, задают формы и методы обучения. Оцениванию принадлежит главная роль в регулировании, коррекции и управлении этим процессом. Безусловно, оценивание также необходимо для регистрации успехов учащихся, как в режиме текущего оценивания, так и на этапе окончания программы. Нельзя упускать из вида и стимулирующей роли оценки. Однако, главная функция оценивания - анализ процесса, обратная связь, которая позволяет выявить особенности протекания процесса обучения и внесения соответствующих поправок. Очевидно, что в этом случае необходимым становится требование объективности оценки.
Сегодня оцениванию придается все большее значение, по существу оно становится системообразующирм фактором учебного процесса. На сегодняшний день актуальны следующие подходы к оцениванию: СЛАЙД 3.
1) СЛАЙД 4. .В настоящее время в мировой педагогике используется критериальный подход к оцениванию, когда достижения учащихся сравниваются не между собой, а с эталоном, определяемым не результатами обучения, а учебными целями. Сегодня уже ни у кого нет сомнений, что качественным оцениванием может быть только тогда, когда есть четко обозначенные критерии оценки.
Следует различать критерии оценки конкретной работы и критерии оценивания по предмету. Последние важны для долгосрочных учебных целей. Они играют роль своеобразных рельсов, по которым движется учебный процесс с момента начала изучения предмета и до его завершения.
Характерной чертой критериального подхода является то, что процесс оценивания осуществляется в ситуации «общественного договора», то есть критерии оценивания известны, поняты и приняты всеми участниками учебного процесса – учителем, учениками, их родителям. Ситуация «общественного договора» является значительным фактором, способствующим формированию субъект-субъектных отношений между учителем и учеником. Ученик теперь не находится в полной власти учителя, «правила игры» известны, приняты и соблюдаются всеми. Использование критериального подхода к оцениванию позволяет также привлекать к этому процессу самого ученика, то есть проводить самооценивание, являющееся важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, мобилизовывать внутренние ресурсы на решение поставленной задачи, лучше понимать себя.
2)Комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока: самоопределение,  смыслоообразование, морально-этическая ориентация .
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
3) СЛАЙД 5. Еще одна особенность системы оценки  уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксирования допущенных ошибок и недочетов, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. СЛАЙД 6. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
4) Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
текущие проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
устный опрос;
проверка сформированности навыков чтения;
“портфолио” ученика
Участие учащихся во внешних проверках (независимая экспертиза)
Участие в международных и всероссийских проектах, например «Кенгуру».
Для работы в рамках ФГОС оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:
оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленного за период обучения отметок.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся.
Оцениваются с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценках.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.