Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе Скоро в школу мы пойдём..
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема: «Скоро в школу мы пойдём, Знанья в школе оберём».
(посвящённый 1 сентября – Дню знаний)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Чтение художественной литературы».
Задачи:
Образовательные. Уточнить и систематизировать знания детей о празднике 1 сентября. Закрепить понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок»; обобщающее понятие «школьные принадлежности»;
Развивающие: Развивать память, логическое мышление, внимание. Формировать навыки учебной деятельности.
Речевые: Развивать речь детей, умение отвечать на вопросы полным ответом. Упражнять в образовании существительных множественного числа; умении отгадывать загадки. Активизировать словарь по теме.
Воспитательные. Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желание учиться и получать знания.
Словарь: школа, ученик, учитель, урок.
Демонстрационный материал: школьные принадлежности: портфель, ручка, пенал, карандаш, линейка, ластик, тетрадь.Ход НОД.
Организационный момент. Воспитатель звонит в колокольчик. Просит детей занять свои места.
Воспитатель. Ребята послушайте внимательно загадку. О каком времени года в ней говорится.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льётся.
Это время года …?
Дети. Осенью зовется.
Воспитатель. Правильно.
- Дети, назовите первый осенний месяц.
Дети. Сентябрь.
Воспитатель. Какой праздник отмечает вся страна в сентябре?
Дети. День знаний или 1 сентября.
Воспитатель. Почему его так называют?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель читает стихотворение В. Баевой «День знаний».
Есть осенью особый день,
Цветами он всегда украшен,
И утром рано встать не лень
Счастливым первоклашкам.
Горят глаза, в руках букет,
И сердце замирает,
В преддверье радостных побед
Их школа так и манит.
Прекрасен этот первый день,
С него учебный год начнется,
В мир новых знаний отворится дверь,
Поэтому Днем Знаний он зовется.
Воспитатель. 1 сентября – день непростой, это праздник начала нового учебного года. В этот день все дети нарядные с большими букетами цветов идут в школу. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Поэтому этот день называют «День знаний».
Воспитатель. Дети, а что такое школа?
Дети. Школа – это место, где учатся дети, где дети получают новые знания.
Воспитатель. Чему учат в школе?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Как называют детей, которые учатся в школе?
Дети. Ученики.
Воспитатель. Кто дает знания ученикам?
Дети. Учитель.
Воспитатель. Дети, что такое урок?
Дети. Урок, это занятие, где учитель сообщает ученикам что-то новое, интересное, спрашивает учеников, ставит им оценки.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
Шел урок, а он молчал-
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел …
Дети. Звонок.
Воспитатель. Правильно, звонок.
- Чтобы собрать учеников на урок в школе звенит громкий звонок. И о том, что урок закончился, тоже сообщает звонок.
- А у нас есть колокольчик, который собрал нас всех вместе.
(Воспитатель звонит в колокольчик)
Воспитатель. А еще в школе бывают переменки.
- Дети, что такое перемена?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. И у нас с вами сейчас перемена.
Воспитатель звонит в колокольчик и предлагает детям отдохнуть.
Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнутся.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель. Дети, а вы знаете, как надо вести себя в школе, на уроке?
Дети. На уроке надо слушать учителя, быть внимательным, не отвлекать соседа, на переменах не толкаться, нельзя кричать, надо здороваться с другими учителями.
Воспитатель. Правильно, но все ли знают эти правила, мы сейчас проверим.
Проводится словесная игра «Правила поведения в школе»
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и… (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай не… (перебивая)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все… (понятно).
Если хочешь отвечать
Надо руку …(поднимать).
На математике считают,
На перемене …(отдыхают)
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать)
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно …(руку).
Знай, закончился урок,
Коль, услышал ты… (звонок).
Чтоб не тревожились врачи,
На перемене не …(кричи).
Воспитатель. Молодцы, вы все знаете правила поведения в школе.
- Дети, а зачем надо учиться в школе?
Дети. Чтобы быть умными, много знать, получить хорошую профессию.
Воспитатель. Конечно, чтобы получить новые знания, узнать много интересного, быть образованным человеком, нужно хорошо учиться в школе.
- На уроках у каждого ученика есть помощники. А что это за помощники, узнаете, отгадав загадки.
(После того, как дети отгадали загадку, отгадки – предметы появляются на столе)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней (книга).
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое Я? (тетрадь)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая,
Сделать ровную черту,
Всем я помогаю (линейка).
Как ему работу дашь,
Зря трудился карандаш (ластик).
Отгадай, что за вещица?
Острый клювик, а не птица?
Этим клювиком она,
Сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки? (ручка).
Должен каждый ученик,
В школу брать с собой…. (дневник).
Я дружу с карандашами,
А они. Конечно, с вами.
Не сижу я без работы,
Коль рисуете вы что-то.
Наточу я карандаш,
Нарисуете пейзаж (точилка).
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, ластик, скрепки, кнопки,
Что угодно для души (пенал).
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж…
Что же это…(карандаш)
Воспитатель. Дети, как можно назвать все эти предметы одним словом?
Дети. Школьные принадлежности.
Воспитатель. Правильно, это школьные принадлежности.
- А куда мы положим все школьные принадлежности? (в портфель)
Воспитатель показывает портфель.
Воспитатель. Дети, помогите мне собрать все школьные принадлежности в портфель.
Воспитатель берет предмет, называет его, а дети образовывают существительное множественного числа.
Пенал – пеналы
Карандаш – карандаши
Точилка – точилки
Ручка – ручки
Тетрадь – тетради и пр.
Воспитатель. Дети, этот портфель будет лежать в игровом уголке «Школа», вы сможете играть, быть учениками и учителем.
Итог.
Воспитатель. Дети, о каком празднике мы сегодня говорили? Почему этот праздник так называют? (ответы детей).
- Что такое школа? (ответы детей).
- Как называют детей, которые учатся в школе? (ответы детей).
- Кто такой учитель? (ответы детей).
- Что такое урок? (ответы детей).
- Для чего надо учиться? (ответы детей).
- Правильно. Вы все сегодня молодцы.
Воспитатель звонит в колокольчик, приглашает всех детей на переменку.
Цель: формирование познавательной активности, творчества детей, развитие их личности через различные виды деятельности.
Обучающие задачи:
Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение, формировать умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ, решение;
Упражнять в счете: четном и нечетном;
Закрепить знание о последовательности дней недели;
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости;
Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма);
Закрепить знания о последовательности чисел;
Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Развивающие задачи:
Создавать условия, для логического мышления, сообразительности, внимания;
Развивать смекалку, зрительную память, воображение, фантазию;
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение понимать учебную задачу, интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, решение арифметических задач, логических задач, наблюдение за календарём, индивидуальная работа, занятия по РЭМП.
Словарная работа:
Мель, лужайка.
Методические приёмы:
Успокаивающее упражнение перед занятием;
Игровой (использование сюрпризных моментов);
Превращение;
Наглядный (использование иллюстраций);
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Поощрения, анализ занятия;
Релаксация.
Оборудование: Цифры, знаки, геометрические фигуры, доска, фланелеграф, письмо, клубочек, бутылка с запиской, мяч, облако, диск с волшебной музыкой, подносы с манкой, воздушные шары, столы, конфеты, цветы, игрушки: гном, собака, замок.Раздаточный материал: тетради, карандаши, листы в клетку.
Демонстрационный материал: морковь, зайцы, цветы, математическая игра, цифры от 0 до 10.
Индивидуальная работа:
Воспитывать выдержку (Арсений, Влад Б.);
Активизировать ответы (Катя, Милана, Фарид);
Проконтролироват ь при решении задач (Алёша, Катя).
Структура занятия
Мотивация – игровая ситуация – «Путешествие в царство знаний»;
Разминка;
Игра «Наших цифр не хватает»;
Решение задач;
Закрепление геометрических фигур (внимание, зрительная память, закрепление знаний свойства геометрических фигур), нетрадиционное рисование (пальцем на манной крупе);
Ориентировка в пространстве (фланелеграф);
Физминутка;
Последовательнос ть дней недели (закрепление);
Ориентация на листе бумаги (графический диктант);
Грамота (составление предложений по схеме, разбор слов на слоги);
Релаксация;
Итог занятия.
Воспитатель: Добрый день!
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Мы готовы поиграть!
Можно встречу начинать!
— Ой, кто – то бросил нам письмо?! Может это лучик солнца, что ласкает нам лицо? Может это воробьишка, пролетая обронил?
Дети: Да, это птица! Такая красивая сказочная!
Воспитатель: Хотите, прочту?
У меня в стране беда
Ваша помощь мне нужна
Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей
Ждут вас испытания
Трудные задания
В наше математическое царство знаний поспешите
И порядок наведите.
Королева знаний.
Воспитатель: Ну что, готовы отправиться в путь? Сможете преодолеть все препятствия, которые могут встретиться в дороге? Перед тем, как отправиться в дорогу, проведем разминку.
Воспитатель: Если стол выше стула, то стул…?
Дети: То стул ниже стола.
Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка…?
Дети: То тропинка уже дороги.
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
Дети: То карандаш короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?
Дети: То нитка тоньше верёвки.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?
Дети: То брат моложе сестры.
Воспитатель: Молодцы, тогда в путь! В дорогу отправимся с помощью волшебного клубочка, куда он катится, туда мы за ним и пойдём. Ой, дети, он выпрыгивает у меня из рук.
Волшебная музыка. Красивое облако.
«Царство цифр»
(Бросаю клубок, он катится к облаку. Дети рассматривают облако, на котором в разнобой написаны цифры от 0 до 9, различные знаки, две цифры пропущены. Затем облако перевернуть, а дети по памяти восстанавливают числовой ряд и высказывают свои предположения какие цифры отсутствуют. После этого облако опять переворачивают, и дети проверяют правильность своих ответов.)Воспитатель: Молодцы! Одно препятствие преодолели, а клубочек катится дальше, вперёд за ним. И привёл клубочек нас в «Царство геометрических фигур». В любой волшебной стране есть свои сокровища. У жителей математической страны они называются геометрические фигуры. Вот они перед вами, давайте их рассмотрим. Скажите:
Сколько фигур, которые не имеют углов? Назовите их.
Сколько четырёхугольных фигур? Назовите их. Покажи…и ты…
Сколько треугольных фигур?
Как называется единственная фигура?
Сколько фигур не жёлтого цвета?
Пальчиковая гимнастика.
Начинаем колдовать
Двери в сказку открывать
Хоть замочек очень крепкий
Металлический и цепкий
Мы его сперва покрутим,
А затем три раза дунем
Покачаем раз, два, три
Дверь замочек отомкни.
Воспитатель: Ребята, ворота не открываются, давайте ещё раз подуем на замочек. От нашего дуновения закачались лишь эти воздушные, лёгкие, прозрачные, разноцветные шары, покачиваясь, они хотят нам, что — то сказать (беру шары). Шары необыкновенные, они с подсказками (на шарах нарисованы предметы из геометрических фигур).
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять
Всё мы любим рисовать
Про всё, про всё,
Хотим мы знать
И художниками стать.
(Дети рисуют пальцами на манной крупе фигуры)
Воспитатель: Покатился клубок дальше, и показалось впереди «Царство задач».
(К доске прикреплён ватман с картинкой: пять зайцев играют в мяч, к ним идут ещё три зайца.) Воспитатель составляет задачу: Сколько зайцев играют в мяч? Сколько ещё идут к ним?
Вопросы к детям:
Выделите условия задачи;
Повторите вопрос к задаче;
Как будем решать задачу?
Какой ответ у задачи?
На какое действие задача? (сложение).
Воспитатель: Итак: задача состоит, скажи Настя, из каких частей? А как думаешь ты? Можно ли решить задачу без вопроса? Когда мы ставим значок + (показать) в ответе ставится > или < , а когда — (показать)? Молодцы! Откройте тетради на той странице, где заложена закладка, посмотрите внимательно на картинку, подумайте, составьте все задачу по ней, и запишите в тетрадь.
Воспитатель: Вы умеете составлять и решать задачу. Смотрите клубочек опять выпрыгивает у меня из рук, он хочет с Вами поиграть.
ФизминуткаИгра на внимание «Ай, да счёт игра и только»
Сколько раз в ладоши хлопнем (8)
Сколько раз ногами топнем (10)
Мы подпрыгнем столько раз (3)
Мы наклонимся сейчас (7)
Мы присядем ровно столько (4)
Ай, да счёт игра и только.
Воспитатель: Катится, катится клубочек. Ой, дети, осторожно, впереди река, как же нам перебраться на другой берег? Давайте пойдём по чётным цифрам (цифры разбросаны в разнобой, наступают аккуратно). Как здорово, что все мы перебрались. Это очень сложное было препятствие, но мы с ним справились. Ура! (на берегу лежит бутылка с запиской).
Читаем: «Наш корабль сел на мель,
И матросы всю неделю
Карамель на мели ели».
Воспитатель: Чтобы помочь, нам надо чётко ответить на вопросы. Давайте с помощью мяча ответим на все вопросы.
Игра «Назови дни недели»:
Сколько дней матросы сидели на мели?
Почему вы так думаете?
Какой день недели сегодня?
Какой был вчера?
Какой будет завтра?
Какой день недели между понедельником и средой?
Какой день недели перед вторником?
Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечать, какой он по счёту.
Воспитатель: Клубок снова выпрыгнул у меня из рук и покатился. Молодцы мы быстро продвигаемся вперёд, смотрите, впереди виднеется замок это «Царство времени»(клубочек останавливается на поляне, на которой, цветы и цветник – семицветик). Жители страны Математики не только любят всё математическое, они очень любят природу. Как красиво на этой лужайке! Какое разнообразие цветов! Вдохните их аромат, осторожно, не наступите на них. А один – самый красивый с разными красивыми лепестками (беру один лепесток – на нём написано «замок охраняет невидимый стражник») вам надо узнать, кто это и назвать его. Для этого вам нужно сесть за столы, взять карандаши, лист в клетку и внимательно слушать воспитателя. Если справитесь с заданием, то цветы оживут (рисование по клеткам под диктовку).
2 – вверх; 2 – вправо; 1 – вверх; 2 – вправо; 1 – вверх; 1 – вправо; 4 – вниз; 6 – вправо; 2 – вверх; 1 – вправо; 8 – вниз; 1 – влево; 3 – вверх; 1 – влево; 3 – вниз; 1 – влево; 3 – вверх; 4 – влево; 3 – вниз; 1 – влево; 3 – вверх; 1 – влево; 3 – вниз; 1 – влево; 6 – вверх; 2 – влево.
Воспитатель: Кто охраняет этот замок? (Собака).
Появляется Королева знаний.
Королева знаний: Здравствуйте ребята! Со всеми сложными заданиями вы справились, потому что были настойчивы и внимательны. Как я горжусь вами! Посмотрите ребята, какие интересные подарки! Сколько слогов в слове «кукла»? (2) А как ещё можно проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому что, сколько в слове гласных столько и слогов). Сколько в слове мяч слогов? (1). Сколько гласных звуков? (3). Скажите ребята, а как назвать эти предметы, одним словом? (Игрушки). Правильно, игрушки. А вот и второе задание от меня, скажите, а что такое предложение? (Это два, три, четыре и более слов, которые дружат между собой).
У меня у королевы знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принёс
Вы же проявите своё умение
Составьте со словами предложения.
Вот этот Учёный Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки. Скажите, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (Это начало предложения, и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения и что это означает? (., предложение окончено). Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. Я вам дарю эти игрушки, вы будете играть в детском саду.
Давайте немного отдохнём. А сейчас присядем на эту волшебную лужайку. Возьмёмся за руки, закройте глаза, подставьте лицо солнцу. Чувствуйте, первый лучик коснулся Настю, второй лучик попал в ручеёк. Зажурчал, зазвенел ручеёк и побежал к Владу, Фариду. Вам хорошо, вы нежитесь на солнце, вы стали добрее, мудрее. А сейчас глазки открыли, руки расцепили, посмотрите, что произошло эти волшебные цветы, превратились в конфеты, возьмите их. Это подарок жителей математической страны. До свидания, мне пора.
Воспитатель: Все мы весело играли
Много нового узнали,
Посмотрите на часы
В группу нам пора идти.
Чтобы вернутся, надо назвать нечётные цифры 19-17-15-13-11-9 -7-5-3-1 (показываю).
Вот и закончилось наше путешествие. Мне очень понравилось, было интересно. Что тебе больше всего запомнилось? Что тебе понравилось? Что мы делали в стране математики? Как перебирались через реку.