Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через коллективные игры

Одной из важных задач дошкольного воспитания является воспитание социально-активной личности ребенка. Дети с ОНР представляют особую группу детей, у которых формирование и развитие элементов социальной активности затруднено. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование коммуникативных навыков. Несформированность всех компонентов речи, недостаточная речевая активность, критичность к своему речевому дефекту оказывает большое влияние на процесс общения. Поэтому педагогам, работающим с этой группой детей необходимо уделить особое внимание созданию условий для развития коммуникативных навыков у детей с ОНР.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Содержание образовательной области «Коммуникация» направленно на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Через игру происходит формирование элементов социальной активности детей. Игра оказывает большое влияние на положительные взаимоотношения детей, на культуру поведения, на проявление инициативы, самоорганизацию и помогает преодолеть неуверенность в общении. (Д.В. Менджерицкая, М.И. Богомолова, С.В. Петерина).
«У некоторых детей раньше, у других позже это предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребенку с наибольшей выгодой совершить этот довольно трудный переход. Он труден потому, что у детей этого возраста еще не потухли наклонности индивидуалистические, есть склонность спорить и ссориться». (А.С. Макаренко). Именно коллективные игры позволяют плодотворно развить коммуникативные навыки. В игре происходит слияние игровых и воспитательно-обучающих задач. Коллективная игра создает условия для непосредственного взаимодействия детей, снимая страх общения, создает возможность для самовыражения, учит регулировать свое поведение в коллективе.
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие коллективные игры:

Давайте познакомимся!
Цель: помочь детям познакомиться, а также вовлечь в общение стеснительных детей.
Ход: Дети с воспитателем (ведущим) становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т.д.

Ау!
Цель: Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход: Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Охота на тигров
Цель: развивать чувство коллективизма.
Ход: Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку (маленького тигра). Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Дотронься
Цель: развивать
· навыки общения, умения просить.
Ход: Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». Кто не нашел необходимого предмета – водит.
Игрушек должно быть меньше, чем детей.

Закончи предложение
Цель: воспитывать уверенности в себе, в своих силах.
Ход: Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею”, “Я хочу”, “Я смогу”, “Я добьюсь”.
Зеркало
Цель: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход: Попросите детей представить, что они находятся в магазине зеркал. Одна половина детей  – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят между зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения “мордочек”.

Рукавички
Цель: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход: Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов как можно быстрее раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Дракон кусает свой хвост
Цель: развивать чувство коллективизма.
Ход: Дети становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – “голова”, последний – “хвост” дракона. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона при этом не должно разорваться.

Холодно – горячо
Цель: Развивать внимание, чувство коллективизма.
Ход: Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет. Затем, играющие приглашают ведущего войти в комнату и предлагают ему найти спрятанную вещь. Если ведущий приближается к предмету, то, играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется: «Холодно».
Регулярное использование коллективных игр повышает социальную активность детей. Дети становятся более инициативными внимательными друг к другу, уверенными в своих собственных силах. Их общение становится друг с другом.

Найди друга
Цель: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход: 1) Детям дается задание: «найдите себе друга по одному признаку» (разбиться на пары, у разных пар признаки не должны повторяться).
2) найти друга по двум признакам.
3) найти друзей (3 человека) по трем, четырем признакам.
Литература:
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 198 с.,
Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т., М, «Педагогика», 1977, 320с.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128с.
Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.:
Айрис – пресс, 2004. – 224с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360с.




































15