Методическая статья Краткий анализ историографии системно-деятельностного подхода как основы ФГОС нового поколения

Табакова Л.В.
Краткий анализ историографии системно-деятельностного подхода как основы ФГОС нового поколения

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Б.Шоу

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие ФГОС нового поколения повлекло за собой пересмотр сложившейся системы образования. Многие годы традиционной целью советского и российского образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому наши выпускники по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме. Это побудило органы государственной власти к разработке образовательных стандартов нового поколения.
В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Одной из предпосылок, определивших современную роль данного подхода, является бурный рост количества информации. «Преодоление противоречия между ростом количества информации и ограниченными возможностями ее усвоения может быть достигнуто с помощью системной реорганизации знания» (А.И. Уемов).
Данный подход утверждает, что способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Концепцию «учения через деятельность» предложил ещё в начале XX века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; свободная творческая работа.
Благодаря исследованиям отечественных философов (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский и др.) и психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.) появляются теории системного подхода и деятельностного подхода в обучении. Значительную роль в формировании основных принципов общей теории систем и системного подхода сыграл труд А.А. Богданова «Всеобщая организационная наука. Тектология» (Л. - М., 1925-1929), первая часть которого была написана в 1912 г. Системный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем миром.
Российский системолог В.Н. Сагатовский пишет: «Опыт современного познания показывает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система».
Сторонник деятельностного подхода А. Дистервег отмечает: "Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...». Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев и др.[12].
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов [1]. В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В.В. Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность – мотив – задача – средства (решения задачи) – действия – операции. В теоретических положениях концепций Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина раскрываются основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структура образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леонтьев (1903-1979). Он подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Они образуют систему [7].
Психологическая основа концепции системно-деятельностного подхода базируется на следующих основополагающих тезисах (Сухов В. П. – доктор педагогических наук, автор концепции системно-деятельностного подхода) [7]:
- Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы.
- Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.
- Развитие систем подчиняется законам диалектики.
Среди современных разработок можно выделить «Технологию деятельностного метода обучения», разработанную под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Данная технология направлена на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей [5].
Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека считает, что любая теория или технология обучения предполагает системно - деятельностный подход, т.к. в любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы [11]. Для каждой деятельности имеются соответствующие универсальные учебные действия.
Внедрение технологий системно-деятельностного подхода в преподавание дисциплин обществоведческого курса должно способствовать повышению эффективности образования по следующим показателям:   повышение качества усвоения учебного материала обучающимися, возможности их самостоятельного движения в изучаемой области;  придание результатам образования социально и личностно значимого характера;    существенное повышение мотивации и интереса к учебной и внеучебной деятельности; рост качества творческих самостоятельных работ. Это должно способствовать   обеспечению условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой области познания.
В связи с введением новых ФГОС системно-деятельностный подход стал обязательным для всех педагогов страны. Технологии данного метода должны способствовать выполнению задач образования XXI века.
Литература и электронные ресурсы:
1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012.
2. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4.Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. М., 2005.
5. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. АПК и ППРО, М., 2007.
6. Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться”. М., 2007.
7. Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Сборник материалов./Сост. О.В. Петрова, Т.П. Савушкина; под. ред. М.И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.
8. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении в основной и старшей школе (из опыта работы). Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 01.08.2015).
9. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии/ Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. М.: УМЦ “Школа 2000”, 2000.
10. ФГОС СПО. [Электронный ресурс]/Минобрнауки. РФ>Документы.
11. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. – 544 с.
12. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс]/Т.И. Шубина. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 01.08.2015).