Конспект урока по теме:Дары осени.Имя существительное (Эрзянский язык.5 класс)
Задачи:
Повторить слова, пройденные на предыдущих уроках. Внесение новых слов в словарик. Формирование умения видеть красоту природы родного края, умения видеть красоту во всех проявлениях природы. Формирование умения отвечать на вопросы, развитие речевой деятельности.
Ход урока
1.Организационный момент
-Шумбрачи,эйкакшт!
-Шумбрачи!
-Озадо.Аноктадо? Озадо видестэ, мазыйстэ.Течи миненек састь инжеть,штобу минек марто теевемс содавиксэкс.
-Перед тем, как начнем урок, мы должны кое-что подарить своему товарищу по парте, и мне и гостям.Это не предмет. Что это такое?Без чего мы не можем начать урок,что поднимает нам настроение?( улыбка)
-Вадря.Кие течи арась классо?
-Сон сэреди?
-Кодамо течи числась? (Записывают в тетрадь)
-Истя, ледстясынек, кодат иень шкат минь содасынек?( теле, кизэ,сексь, тундо)
-Кие монень лезды?( у доски с магнитом)
- Вадря, а содасынк ней иень шкань?Зашифрованное время.Я читаю описание, а вы должны определить,какое время года.
1. Ушосонть пси.Эйкакштнэ экшелить лейсэ.Кенерсть кстыйтне.
2.Чись а эжди. Лопатне прыть.Чувтотне ожот ды якстереть.Пиземесь пизи.
-Осень-самое красивое время года.Сехте мазый иень шка. Осень называют еще золотой-сырнень.Много поэтов и писателей пишут произведения о золотом времени года. Хочу вас познакомить с одним из них, которое прочитает ваша одноклассница. Называется Сексь.
Мазый сексесь тенек сасьСырнень лопасо сон прасьМазый сексенть пек учинекЯкшамонзо минь стувтсынекСексенть эйкакштнэ вечксызьОжо лопанзо пурнызьСексесь макссь сынстумарть, пештьМезе мельсють-сень и вешть.
-Дети рассказываю, о впечатлениях.
-Да, в стихотворении говорится о красивом времени года, которое все ждут.
Дети слушают музыкальную композицию, посвященную осени. Высказываются о прослушанном.
2.Дети определяют тему урока.
Итак, поговорили, вспомнили, переходим к теме урока.
Слова: Вечкемс сырнень сексь.
-Почему эти слова записаны в разные столбики?
Важны ли части речи? Какая самая важная? (убирать по очереди слова)
Попробуем составить предложение.
Вечкан сырнень сексь. Люблю золотую осень.
-Начнем изучение частей речи. Часть речи-кортамо пелькс.(записать в ловарь). С какой части речи начнем. Что мы знаем о нем?
-Кевкстематне-Кие? Мезе?
Чтение правила, запись вопросов.
Физкультминутка.
Работа в рабочей тетради.
Попробуем распознать в тексте имена существительные. Чтение учителя. Перевод вместе с детьми. Запись существительных в тетрадь.
Итог урока. Чему мы с вами научились? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Чью работу оценим?
Как прошел урок определим по хлопкам.
Кудонь тевесь. Найти пословицы, или поговорки, или загадки об осени. Записать в тетрадь.