Доклад по изо : Народное и декоративно – прикладное искусство
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь
тогда, когда он живёт в мире игры, сказки,
фантазии, творчества, без этого он засушенный
цветок».
В.А. Сухомлинский
Воспринимать искусство человек учится всю жизнь, но его основы закладываются в школьном возрасте.
Формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры - цель дополнительного художественного образования. Она должна проявиться, прежде всего, в эмоционально-нравственном отклике на художественные произведения, в развитии творческих способностей и художественного вкуса.
Изобразительное искусство это занятия призванные духовно обогащать и формировать личность человека. Педагог приобщает детей к тем художественным образам, которые отличаются самобытностью, являются отражением многоликой человеческой психики, способны воздействовать на подрастающее поколение талантом и вдохновением.
Жизненный опыт младших школьников не велик. Ребёнок изображает то,
что видит и переживает. Он рисует животных, людей, машины и его удовлетворяет схематизм изображения. С возрастом (3 – 4 классы) знания
ребёнка об окружающих предметах и явлениях жизни расширяются, и
качество изображения перестаёт удовлетворять его. Дальнейшее совершенствование его рисунков во многом зависит от педагога, так как у ребёнка вырабатывается довольно устойчивый стереотип на восприятие и воспроизведение различных объектов. Так, например, ребёнок прочно усваивает что деревья и трава – зелёные, и при их изображении он почти не делает никакого различия в цвете. Часто можно столкнуться с явлением, когда ребенок вполне довольствуется графическим изображением. Он отказывается от многих подробностей в тематических рисунках, затрудняющих их решение в цвете. Ребёнок просто-напросто закрашивает эти элементы, значительно упрощая изображения. Задача учителя, научить видеть сложные цветовые характеристики объектов окружающей действительности, привить навыки работы живописными материалами.
В искусстве не должно быть незыблемых канонов. Оно способно развиваться, видоизменяться в соответствии с тем, как формируется и проявляет себя человеческая душа.
Искусство является вершиной мыслительной деятельности, отражает чувства художника, его мироощущение, через него в полной мере реализуется радость общения с цветом, формой, композицией и светотеневыми нюансами решения образа.
Любой ребёнок способен посредством художественного образа зафиксировать своё восхищение окружающим его миром, определить своё отношение к реальной действительности, поэтому все направления, существующие в области изоискусства, я воспринимаю как путь развития художественного начала в каждом воспитаннике. В практике общения с детьми я руководствуюсь лозунгом:
·Рисую, что хочу, рисую, как умею, красиво рисую
·.
Начинающего художника понимают лишь несколько человек.
Знаменитого – ещё меньше.
П.Пикассо, французский художник
Знакомство с творчеством художников необходимо, прежде всего, для
созерцания и осмысления их произведений, так как творчество является примером для подражания, оно учит приёмам самовыражения, на него можно
ориентироваться в собственной творческой деятельности. Но на занятиях
изобразительного творчества детям демонстрирую только то, что им доступ-
но, понятно, что они могут осмыслить,
·потрогать
·.
На занятиях изобразительного искусства беседую с детьми о красивых и
некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе,
к пожилым людям, животным, об отношении к искусству, т.е. формирую
внутренний мир детей средствами искусства. На занятиях мы можем
передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые достались нам от предыдущих поколений.
Знания истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры человека.
«Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть
культурным в одной области, оставаясь невежественным в другой. Уважение
к разным сторонам культуры, к разным её формам – вот черта истинно культурного человека».
Д.С. Лихачёв. Прошлое – будущему.
Народное и декоративно – прикладное искусство позволяет воспитывать
определённую культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства. Тематика детских рисунко
·в определяется принадлежностью ребёнка к той или иной нации, народности. Дошкольник уже усвоил стереотипы и эстетические идеалы своего народа и старается передать их в рисунки. Этот выбор отражает духовные ценностные ориентации нации, к которой принадлежит ребёнок.
Если ребёнок растёт в семье, то он не может не рисовать членов своей
семьи. Родные нередко объект изображения ученика. Когда он приступает
к изображению своей семьи, то чаще всего он не забывает никого и представляет в своём рисунке всё семейство.
На занятиях изобразительного искусства я предоставляю большую часть
времени для работы самого ребёнка. Самостоятельность, предоставляемая
ребёнку на занятиях изобразительного искусства, поднимает его ответственность за исполнение работы, даёт свободу воображения и доставляет ребёнку особую радость. На занятиях в изостудии ребёнок находится наедине с самим собой и часто самостоятельно творит в меру своих способностей.
Так же тематика детских рисунков зависит от многих и других условий.
Одно из них – принадлежность ребёнка к определённому полу. Идентификация со своим полом придаёт определённое содержание и рисункам ребёнка : мальчики рисуют дороги с машинами разных марок, самолёты в небе, корабли в море. Девочки лучше рисуют принцесс, балерин, цветы, дочек и мам и многое другое в том же духе.
На рисунках, которые находятся на следующем листе, можно чётко проследить принадлежность ребёнка к определённому полу.
Художественные магазины сейчас предлагают множество
новых художественных материалов. Работа с разными материалами помогает выявлять способности воспитанников. Учу работать разными художественными материалами: акварелью, гуашью, углём, тушью, пастелью, цветными карандашами, восковыми мелками. Новые материалы и приёмы работы вызывают удивление и интерес. Внушаю, что все учащиеся способны к творчеству, только одни рисуют лучше красками, другие фломастерами, третьи карандашами. Работая над образом, предлагаю учащимся подумать, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге.
Выполняя задание в цвете, ребята первого года обучения практически раскрашивают свой рисунок, используя готовые краски. При самостоятельной работе они очень редко смешивают краски, и только мой показ открывает перед ними богатейшие возможности нахождения цветовых отношений. Иногда такой показ настолько захватывает детей, что они начинают заниматься поисками цвета, смешивая все краски подряд. Для работы акварелью необходима палитра, на которой составляется цвет. Я беру лист белой бумаги – это палитра. Ограничиваю какими-нибудь тремя красками, например жёлтой, голубой и красной, из которых можно получить зелёный, фиолетовый и оранжевый цвета. Демонстрирую особенности и свойство прозрачности акварельных красок, весь рисунок закрываю жёлтой краской и подождав когда она подсохнет, заполняю элементы изображения красным и голубым цветом, которые соответственно изменяют свою тональность.
Закреплению правил смешивания красок способствует игра «Хоровод
красок».
Начинается игра.
Я хотел бы рисовать,
Но не знаю, как начать.
Краски-маски, где вы?
Ребята. Мы – здесь.
Я возьму три краски основные,
Эти краски – непростые,
Из них состоят все другие.
Где эти краски основные?
из каждой команды выбегают к доске три основные краски,- красная, жёлтая, синяя
Если красная с жёлтой подружится,
Какая новая краска получится?
Ведите сюда подружку свою!
красная и жёлтая краски выводят из ряда оранжевую
Если жёлтая с синей подружится, Если красная с синей подружится,
Какая новая краска получится? Какая новая краска получится?
тёплые и холодные краски водят хоровод
Заканчивается знакомство с волшебными красками пробой всех цветов
радуги с первоначальными навыками работы кистью.
Чтобы получить удовлетворение от творчества, занятие должно быть хорошо продуманным, чётко организованным, рассчитанным по минутам, особенно его практическая часть, а задание соответствовать возрасту обучающихся.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315