Проект на тему : Русское народное декоративно — прикладное искусство (3 класс)
Проект на тему: «Русское народное декоративно-прикладное искусство».
работу выполнила Точилина Марина уч –ся 3 класса
руководитель: Бушнева Оксана Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ лицей №4 г. Данкова Липецкой области
Цель: расширить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
- исследовать разнообразие русского декоративно-прикладного искусства,
- узнать, как и когда зародились виды народного творчества на Руси,
- рассмотреть особенности и тонкости работы в каждом из видов декоративно-прикладного искусства.
Я посещаю школу искусств, где мы изучаем разные виды декоративной росписи. Вот мои работы. Мне это очень интересно, и я захотела узнать больше о декоративно-прикладном искусстве на Руси.
Декоративно – прикладное искусство - это украшение предметов быта художниками и народными умельцами. Декоративно-прикладное искусство появилось в глубокой древности и развивалось в форме народных промыслов.
Хочу поделиться с вами той информацией, которую мне удалось найти.
(Слайд) Дымковская глиняная игрушка
Название игрушки происходит от названия слободы Дымково, сейчас это район города Вятки. Игрушки мастерили обычно в семье – их лепили женщины и девочки, изготавливали к весенней ярмарке. Для изготовления использовалась местная красная глина, перемешанная с мелким речным песком.
(Слайд) Фигурки лепят по частям, раскатанные в блин глиняные комки соединяют в нужную форму. Отдельные детали собирают и долепливают с помощью жидкой глины. После просушки и обжига игрушку покрывают белилами и расписывают красками. Расписанная игрушка покрывается взбитым яйцом для придания блеска и яркости. Орнамент на игрушке строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги и точки наносятся в различных сочетаниях.
(Слайд) Скопинская керамика
Скопинский гончарный художественный промысел – центр народного искусства на рязанской земле. Промысел возник благодаря глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. В глиняной посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
(Слайд) Годом зарождения скопинского гончарного промысла считается 1640 год.
Изделия изготавливают на ручном станке из многих частей, украшают орнаментом, цветными поливными глазурями. Перед обжигом изделия покрывают порошком цветной свинцовой глазури. Расплавляясь, она превращается в блестящую поверхность с затёками, создающими красивые переливы. Скопинская керамика отличается ярко выраженной фантазией и выдумкой.
(Слайд) Гжельская керамика
Гжель – один из российских центров производства керамики. Гжель - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст».
(Слайд) Знаменитый гжельский фарфор появился в конце 18 века. Стоил он очень дорого и был в чести у купцов и дворян. Секретом этого тонкого производства владели единицы. Все изделия расписываются кобальтом. Серый он только в процессе росписи. После обжига в печи он приобретает синий цвет.
(Слайд) Хохломская роспись
Хохлома - это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная черным и красным (также, изредка, зеленым) цветом по золотистому фону. Для получения этого уникального медово-золотистого фона используется специальный оловянный порошок, который несколько раз обрабатывается в печи.
(Слайд) Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Родиной Хохломы является Нижегородская область поселок Ковернино. Крестьяне еще в 17 веке изготавливали такую посуду и отвозили ее на продажу в торговое село Хохлома. Отсюда и пошло название.
(Слайд) Городецкая роспись
Существует с середины 19 века в районе г. Городец. Яркая городецкая роспись - фигурки коней и петухов, цветочные мотивы - выполнялась свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни и двери.
(Слайд) Финифть
Финифть – это особый вид декоративно - прикладного искусства, в котором используется эмаль в сочетании с металлом. Это истинно русский промысел, которым овладели еще в 12 веке ростовские ювелиры.
Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.
(Слайд) Перегородчатая эмаль
Это разновидность финифти. Изготовление таких узоров имело следующую технологию: цветное стекло толкли в порошок, смешивали с водой. Эту массу заливали в ячейки на металлическом изделии и обжигали в печи. Затем изделие полировали до блеска.
(Слайд) Великоустюгская чернь
Этот вид декоративно-прикладного искусства зародился в городе Великий Устюг. В основе лежит художественная обработка металла, чернение по серебру. Искусство чернения по серебру занимает одно из ведущих мест в России. Первое упоминание о великоустюгской черни относится к 1683 году.
Чернь – это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебром, рождая черный графический рисунок.
(Слайд) Зернь
Техника зерни представляла собой мелкие золотые или серебряные шарики, которые напаивали на ювелирные изделия. Широкое распространение зернь получила еще в средние века и применяется по настоящее время.
(Слайд) Скань
Или иначе филигрань - это вид ювелирной техники, когда ажурный узор создается из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в веревочки. Техника скани известна на Руси еще с 9-10 веков. Изделия из скани часто дополняют зернью и эмалью, а также драгоценными камнями.
(Слайд) Жостовская роспись
Это роспись по металлу, появившаяся в с. Жостово в начале 19 века. Основная тема жостовской росписи – цветочный букет на черном или красном фоне.
(Слайд) Па́лехВид русской лаковой миниатюрной живописи, сложившийся в начале 20-х годов на основе местного иконописного промысла зародился в г.Палех. Особенности данной живописи:
- тонкий и плавный рисунок на черном фоне,Р
- обилие золотой штриховки,
- чёткость силуэта уплощённых фигур.
Подводя итоги, хочется отметить, что величайшее мастерство художников, ювелиров, гончаров восхищало современников и было широко известно за пределами нашей страны. Все эти виды декоративно-прикладного искусства создали глубокую, яркую и исключительную культуру на Руси и вызывают восхищение по сегодняшний день.
Интернет ресурсы:
1.http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-v-kievskoy-rusi/2.http://knowledge.allbest.ru/culture/3. http://www.pechatnyj-dvor.su4.http://www.baget1.ru/applied-arts/applied-arts.php
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ лицей №4
Русское народное
декоративно-прикладное
искусство
проект подготовила
учащаяся 3 класса ж
Точилина Марина
руководитель проекта: Бушнева О.А.
учитель начальных классов
г. Данков