Методическая разработка на тему УМК — составная часть образовательного процесса


УМК – составная часть образовательного процесса
Слайд 3
УМК - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, дидактических средств обучения по конкретным УД, МДК и ПМ, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану, создаваемая в целях достижения требований федеральных государственных образовательных стандартов. УМК представляют собой совокупность учебно-методических материалов, определяющих содержание каждой УД, МДК, ПМ соответствующей основной профессиональной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся.
Каждый из разрабатываемых УМК включает в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для изучения соответствующей УД/ПМ. Состав и структура УМК конкретной дисциплины, МДК, ПМ формируются соответствующей цикловой комиссией образовательного учреждения и утверждаются методическим советом с учетом специфики дисциплин.
В каждом образовательном учреждении разработано положение об УМК на основании нормативных документов. На сайте ЧГПГТ в разделе ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – п. «Документы» есть положение № 39 об УМК.
Положение об учебно-методическом комплексе (УМК) предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех профессиональных образовательных программ, реализуемых в ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева» по всем формам обучения.
Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины (модуля) является одним
из условий, позволяющих достичь необходимого качества подготовки в очной и заочной формах обучения.
Настоящее Положение регулирует процесс подготовки учебных
материалов с точки зрения содержания и формы в целях создания условий,
позволяющих эффективно организовать образовательный процесс.
Слайд 4
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (модуля)
разработано в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. No 12ФЗ, законами субъекта РФ, другими законодательными актами РФ, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. от 18 июля 2008 г. No543, Типовым положением об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правите
льства РФ от 14 июля 2008 г. No521, Уставом техникума, нормативно-правовыми документами по среднему профессиональному образованию федерального органа управления образованием, органа управления образованием министерства (ведомства), в ведении которого техникум, органа управления образование субъекта РФ, на территории которого находится техникум, ГОСТ 7.60-90 ОСТ 29.130-97 «Термины и определения учебных изданий».
Наличие разработанных и утвержденных учебно-методических комплексов с широким использованием инновационных методов обучения по всем учебным модулям и дисциплинам является обязательным условием
качества подготовки выпускников.
Слайд 5
Основными задачами УМК являются:
- Подготовка учебно-методического обеспечения каждого учебного модуля и учебной дисциплины, преподаваемой в ГБОУ СПО «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева», формирование учебно-методических комплексов по всем
дисциплинам (модулям).
- Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и
другими материалами, улучшающими качество подготовки выпускников.
- Создание инструмента планирования и организации работ по
совершенствованию учебно-методической базы ГБОУ СПО «ЧГПГТ им. А.В.
Яковлева».
- Получение учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, учебно-методических пособий.
Состав УМК дисциплины (модуля) определяется содержанием
утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине (модулю) и учебным планом специальности (профессии).
Слайд 6
Структура Учебно-методического комплекса (титульный лист УМК)
В состав УМК входят: нормативная и учебно-планирующая документация; средства обучения и средства контроля.
Слайд 7
I. Нормативная и учебно- планирующая документация: состоит из
●выписки из ФГОС СПО (ФГОС НПО) к уровню подготовки выпускника по дисциплинам (производственной практике);
●примерной учебной программы;
рабочей учебной программы;
●календарно- тематического плана;
●технологических карт учебных занятий (для специальностей СПО) или Планы учебных занятий для профессий НПО.
Слайд 8,9
II. Средства обучения: включают: Основные виды учебно- методических документов. Выписка из ГОСТ 7.60-90 « Издания. Основные виды. Термины и определения»
●Учебно- теоретические издания
●Учебно- практические издания;
●Учебно-методические издания;
●Учебно-справочные издания;
●Учебно-наглядные издания;
●Учебно-библиографические издания.
Учебно-
программные Учебно-
теоретические Учебно-
практические Учебно-
методические Учебно-
справочные Учебно-
наглядные Учебно-
библиографические
Учебный план Учебник Практикум учебно-методическое пособие толковый словарь
альбомы учебно-вспомогательные библиографические пособия
Тематический план Учебное пособие Сборник упражнений методические рекомендации по изучению курса учебный терминологический словарь
атласы библиографические справочники
Учебная программа курса Учебное пособие по части курса Задачник методические рекомендации по выполнению контрольных работ учебный справочник
Программа практики курса Отдельная лекция Сборник иностранных текстов методические рекомендации по выполнению курсовых работ Тексты лекций Сборник описания лабораторных работ методические рекомендации по выполнению дипломных работ Курс лекций Сборник планов семинарских занятий Конспекты лекций Сборник контрольных заданий Тестовые задания Хрестоматия Слайд 10
К учебно-методическим изданиям относятся методические рекомендации по выполнению лабораторно –практических работ, лабораторных занятий, практических занятий.
Слайд 11
Комплект материалов фонда оценочных средств (далее – ФОС). ФОС входит как составная часть в состав УМК УД, ПМ.
Контроль качества освоения ОПОП осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения УД;
оценка компетенций обучающихся по итогам формирования ПМ;
Оценка качества освоения ОПОП включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся:
- текущий контроль, осуществляется преподавателем в процессе изучения обучающимися учебного материала (входной контроль; контроль практических занятий, выполнения лабораторных, практических работ и т.п.);
- промежуточная аттестация, осуществляется аттестационной (экзаменационной) комиссией после изучения теоретического материала УД, ПМ, прохождения учебной (производственной) практики и т.п.; - государственная (итоговая) аттестация, проводится государственной аттестационной комиссией.
ФОС по УД, ПМ используются при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Слайд 12
III. Средства контроля:
●материалы промежуточного контроля;
●материалы итогового контроля;
●оценочные средства контроля.
Слайды 13
Титульные листы УМК дисциплины и ПМ.
Требования к разработке и оформлению структурных компонентов УМК
разрабатываются и оформляются отдельными документами УМ дисциплины (модуля) разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) цикловой комиссии, обеспечивающей изучение дисциплины (модуля) обучающимися в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учебным планом по специальности(-ям) СПО или профессии (-ям) НПО и обновляется ежегодно.
Цикловая комиссия - разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК.
Учебно- методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны
отражать современный уровень развития науки, техники и технологий, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств в образовательном процессе, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.
Таким образом, учебно- методический комплекс дисциплины (модуля) - единое издание, представляющее собой целостную совокупность разновидностей учебных изданий, необходимых для проведения всех видов занятий по определенной дисциплине (модулю).