План-конспект открытого урока по теме «Работа над гаммами на уроках специальности»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Петровская детская школа искусств»
План-конспект открытого урока по теме
«Работа над гаммами на уроках специальности»
Преподаватель 1 категории по классу фортепиано:
Чапаева Валентина Григорьевна
Дата проведения: октября 2016г.
Учащаяся: Тонкова Александра 10 лет класс-5.
Тема урока: «Работа над гаммами».
Цель урока: сочетать задачи развития технических навыков и постановки игрового аппарата. научить учащегося самостоятельно работать над гаммами, активизировать творческое отношение ученика к работе над освоением технических навыков.
Задачи: Повторить изученные теоретические знания.
Совершенствовать технику исполнения гамм, аккордов, арпеджио
Показать приемы работы над преодолением технических трудностей
Развивать музыкальное мышление, воспитать творческое отношение в работе над
техническим развитием.
Развивать самостоятельность в работе над гаммами
Воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Методы используемые на занятии:
Словесные: Объяснение, устный разбор, обобщение.
Наглядные: показ преподавателя, метод демонстрации.
Практические: Методы учебной работы по применению знаний на практике: работа
над упражнениями, ритмом, темпом, динамикой.
Приложение 1
Ход урока
Содержание занятия время Организационно-методические сведения примечания
Организационный этап 1 мин Преподаватель объясняет тему занятия Обучающийся подготавливает все необходимое для начала занятия (дневник, ноты)
Подготовительный этап 3 мин Гимнастика для кисти и пальцев, помогающая развить активность и гибкость Обучающийся выполняет упражнение для пальцев, запястья, кисти
Основной этап. Работа над исправлением недостатков исполнения гаммы Ми мажор с помощью упражнений
Гамма Ми мажор,
прямое и расходящееся движение 4 мин Активизация слухового контроля. Работа над динамическими, артикуляционными, темповыми вариантами Игра гаммы с творческими заданиями художественного порядка
Упражнения для кисти и пальцев в гаммаобразном движении 10мин Работа над звуковой ровностью: а) выработка подвижности 1-го пальца; б) выработка подвижности кисти при смене позиции; в) выработка подвижности кисти и первого пальца; г) освоение "перевернутой" позиции; д) отработка подкладывания и перекладывания пальцев; е) выравнивание пальцев в гамме Обучающийся выполняет  упражнения, которые показывает преподаватель, без напряжения и утомления, переносит пальцы возможно быстрее, легче, ближе к клавишам при гибкой и мягкой кисти, следит, чтобы 1-й палец сразу же уходил под ладонь
Работа над ритмической ровностью Игра гаммы дуолями, триолями, квартолями, квинтолямиРабота над наращиванием темпа в гамме Игра короткими линиями, упражнение с "броском" вверх и вниз с последующем заполнением
Аккорды Т3 с обращениями 3 мин а) предварительное упражнение для анализа движения; б) упражнение для вертикального удара и крепости пальцев; в) упражнение "пружинка" на гибкость запястья Обучающийся следит за взятием аккордов весом рук, за гибкостью запястий, за опорой на устойчивые пальцы, за готовностью пальцев в воздухе перед взятием аккордов
Короткие арпеджио Т3 с обращениями по 4 звука 6 мин Упражнения: а) выравнивание пальцев в арпеджио; б) отработка смены позиций; в) работа над аппликатурой   Обучающийся отрабатывает позиционную игру, следит за волнообразным движением кистей рук
Ломаные  арпеджио Т3 с обращениями 3 мин Анализ и сравнение аппликатуры с короткими арпеджио Обучающийся следит за вращательными движениями предплечья
Длинные арпеджио 6 мин Упражнение для а) подготовки новой позиции, б) выработки подвижности кисти при сиене позиции Обучающийся прорабатывает подкладывание и перекладывание первого пальца, проучивает арпеджио способом прибавления
Хроматическая гамма 2 мин Работа над подвижностью первого пальца Следить за удержанием свода кисти, за ровностью звуковой линии, упражнение "вертушки" вокруг 1-го пальца
.   Обучающийся самостоятельно применяет упражнения по преодолению технических трудностей к выделенным преподавателем фрагментам по аналогии работы с гаммой (перенос и применение упражнений в сходной ситуации)
Заключительная часть 2 мин -Обобщение всего сделанного на занятии;
-выводы на основе проделанной работы -проверить результаты проделанной работы
-объяснение домашнего задания
Аппликатурная таблица                                Приложение 2
Гаммы мажорные и минорные от всех белых клавиш
Гаммы Аппликатура Положение 4-го пальца
Левая рука Правая рука Левая рука Правая рука
Мажорные и минорные от всех белых клавиш, кромефа и си 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2,1 1,2,3,1,2,3,4,1(5) На II ступени На VII ступени
Фа мажор,
Фа минор 5,4,3,2,1,3,2,1
(стандартная) 1,2,3,4,1,2,3,1(4)
(нестандартная) На II ступени На IV ступени
Си мажор
Си минор 4,3,2,1,4,3,2,1
(нестандартная) 1,2,3,1,2,3,4,1(5)
(стандартная) На IV ступени На VII ступени
Аппликатурная таблица                                Приложение 3
Короткие и ломаные арпеджио трезвучий
Тональности Аппликатура
Левая рука Правая рука
ТрезвучиеСек
стаккорд Кварт
секстаккорд ТрезвучиеСек
стаккорд Кварт
секстаккорд
Мажорные с III ступенью на черной клавише (ми, ля, ре, си мажор) 5, 3, 2, 1 5, 4, 2, 1 5, 3, 2,1 1, 2, 3, 5 1, 2, 4, 5 1, 2, 4, 5
Мажорные с III ступенью на белой клавише (до, соль, фа мажор) и параллельные и минорные (ля, ми, ре минор) 5, 4, 2, 1 5, 4, 2, 1 5, 3, 2, 1 1, 2, 3, 5 1, 2, 4, 5 1, 2, 4, 5
Минорные с III ступенью на черной клавише (фа, соль, до минор) и си минор 5, 4, 2, 1 5, 4, 2, 1 5, 3, 2, 1 1, 2, 3, 5 1, 2, 4, 5 1, 2, 3, 5