Окружающий мир 2(6) класс Раздел 3 Гидросфера Тема : «Болота — необходимая составная часть экосистем. Растения и животные водоемов» В царстве черепахи Тортиллы: урок-сказка.
Окружающий мир 2(6) класс
Раздел 3 Гидросфера
Тема : «Болота - необходимая составная частьэкосистем. Растения и животные водоемов»В царстве черепахи Тортиллы: урок-сказка.Учитель биологии
высшей категории
старший учитель
Пустовая
Нина Александровна.
Тема : Болота - необходимая составная часть экосистем.Растения и животные водоемов.Цель: Сформировать научное понятие «болото».
Задачи:Образовательная:
ознакомиться с причинами образования болот;
научиться различать их типы;
изучить особенности размещения болот на территории Украины;
познакомиться с растительным и животным миром водоемов;
выяснить роль и значение болот в природе.
Воспитательная:
воспитывать чувство прекрасного посредством сказки.
Развивающая:
развивать аналитическое мышление, навыки работы с картой, экологическое сознание учащихся.
Оборудование :- физическая карта Украины; схемы: «Типы болот», «Причины
возникновения болот»; таблицы: «Зарастание озера», «Мох сфагнум «Водные растения»; иллюстрации; фонозаписи.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: нестандартный (урок - сказка).
Ход урока.Мобилизующая часть урока.приветствие;
отсутствующие;
на уроке понадобятся: новый учебник географии, учебник «Гидросфера» и книга для чтения, атласы
(все лежит на краю стола).
2. Объявление темы и цели урока.Сегодня на уроке мы:
сформируем научное понятие «болото»;
ознакомимся с причинами образования болот;
научимся различать типы болот по иххарактеристикам;
- изучим особенности распространения болот на территории Украины;
- познакомимся с растениями и животными водоемов;
выясним роль и значение болот в природе.
Мотивация обучения (активизация ассоциативного мышления)Учитель. Что вы представляете, когда слышите слово «болото»'? (ответы учащихся)
Учитель:
Интересно описаны болота в 19 столетии П И Мельниковым- Печерским в книге «В лесах»: «Вот на несколько верст протянулся мхом поросший кочкарник. Саженными пластами открывает он глубокую, чуть не бездонную топь. Это мшава, иначе моховое болото. Поросло оно мелким, чахлым лесом, нога грузнет в мягком зыбуне... От тяжести идущего зыбун ходуном ходит, и вдруг иногда в двух-трех шагах фонтаном брызжет вода через едва
заметную для глаза продушину. Здесь ходить опасно, разом попадешь в болотную пучину и пропадешь не за денежку... Бежать от страшного места, бежать скорей, без оглядки, если не хочешь верной погибели.»вывод.
Слово «болото» вызывает у нас не совсем положительные эмоции. Недаром народная мудрость увековечила слово «болото» в целом ряде афоризмов, пословиц, поговорок. Наши лингвисты накануне неплохо поработали, и нашли пословицы и поговорки, в которых встречается это слово.
на каждое болото черт найдется;
в тихом болоте черти водятся;
в болоте хорошей воды не напиться;
в болото влезть легко, а вылезти трудно;
кто ищет болото, тот его найдет;
каждая лягушка свое болото хвалит;
(музыка из кинофильма «Приключения Буратино»)
ч
\
Учитель. Каждому из нас эта музыка напомнила знакомую с детства сказку о Буратино. Сегодня герои этой сказки пришли к нам в гости.
(инсценизация)
Буратино Привет всем! Я вижу, что вам здесь хорошо и весело, а я все никак не могу дойти до школы : то одно случится то другое Хотелось бы мне с вами тоже поучиться. Может, позволите? Я тут кое-что знаю и могу вам рассказать. Я слышал, что тема вашего урока- «Болота», это интересно. Но я еще не умею хорошо читать. Поэтому не смогу воспользоваться вашим учебником.
4. Изучение нового материала.Учитель. Ребята, прочитайте Буратино определение болота из учебника и запишите его в тетрадь, (с 177 география)
Буратино. Ого! Да вы уже такие умные! Так чего вы зря время теряете, ведь вы все знаете! Пошли гулять!
Учитель. Да нет, Буратино. Всего знать не может никто. Мы же хотим знать, как именно образуются болота. Если хочешь, оставайся с нами, не пожалеешь.
Бурати но. С радостью! Я даже смогу вам пригодиться. Ведь я же был на болоте, и в гостях у черепахи Тортиллы тоже был, так что кое-что знаю. А с Дуремаром мы чуть-чуть не стали друзьями. Давайте пригласим черепаху Тортиллу и спросим у нее, как же появляются болота и какими они бывают?
Тортилла. Я очень старая и мудрая черепаха. Но болота старше меня. На прошлом уроке вы говорили об озерах. Гак вот, озера, как и люди, рождаются, стареют, умирают. Их жизненный путь измеряется тысячелетиями.
Демонстрация таблицы «Зарастание озера».
На дне чистого и прозрачного озера постепенно откладываются ил, песок, остатки растений и рыб. Озеро мелеет. Появляется надводная, влаголюбивая растительность, которая покрывает поверхность озера и оно превращается в болото А еще болота могут образоваться в результате заболачивания суши Представьте: в болоте лишь 5-10% сухого вещества, а остальное -вода! Но болота бывают разными. Я составила для вас небольшую схему «Типы болот». Но некоторую информацию я забыла. Поэтому, пожалуйста, запишите ее в тетрадь, и, используя книгу для чтения по гидросфере, параграф12, стр.43, закончите.
Работа с литературой и схемой (до 10-15 мин.)
Проверка и коррекция задания.
Демонстрация видов болот на таблице и в иллюстрациях.
Учитель. Поскольку у нас с вами появился гость, который может кое-что рассказать о болотах, то из уважения к нему и начнем наше исследование. А ты, Буратино, внимательно слушай и будешь нам помогать.
Для Украины характерно невысокая заболоченность, (примерно 1 млн. га). Это объясняется тем, что большая часть территории Украины расположена в неблагоприятных для образования болот широтах.
Задание по карте: (настенной и в атласах)
как обозначаются болота на карте?
где встречаются на территории Украины?
почему именно там ?(работа по схеме «Причины образования болот»)
! дополнение учителя по вопросу. Полесская низменность имеет форму блюдца, поэтому сток воды затруднен.
Запись в тетрадь:
Причины образования болот на территории Украины:
Рельеф;
Чрезмерное увлажнение;
Близость грунтовых вод.
(для Западно - Сибирской равнины - многолетняя мерзлота)
?! Есть ли в схеме ошибка? (влаголюбивые растения - следствие избыточного увлажнения)
Учитель. А болота, как мы видим на карте, расположены не только на Полесье. Много болот образовалось в долине рек. Так в нашем крае преобладающим является именно этот тип болот.
Буратино. О! Именно в таком болоте я и искал свой Золотой ключик, и там меня радушно принимала Тортилла. Это такое прекрасное место! Растет там осока, рогоза, камыш... уважаемая Тортилла! Расскажи нам легенду о лилиях.
(звучит фонозапись «Звуки музыки в природе»)
Тортилла. В одном селенье росли-расцветали прекрасные лицом и станом черноглазые, трудолюбивые красавицы. Однажды на селенье налетели татары. Девушки, чтоб не идти в неволю, утопились в быстрой и глубокой реке. И в том месте, где темная вода спрятала от врагов красавиц, на рассвете появились белые бутоны неизвестных цветов. Когда взошло солнце, лучи осветили пепелище на месте селенья, неизвестные цветы расцвели ярким, слепящим цветом. Казалось ,что нежные руки девушек тянутся к солнцу, приветствуют свет. А вечером с закатом солнца прятались от черной ночи. С той поры эти прекрасные цветы, которые назвали лилиями, просыпаются с солнцем и прячутся с его закатом.
Демонстрация таблицы «Водные растения»
(раскрываются лилии в 5 часов утра, в дождливую погоду не раскрываются совсем, цветут все лето, занесены в Красную книгу)
(демонстрация иллюстраций растений болот)
Буратино. А еще черепаха рассказывала мне, что на болотах очень много торфа.
(художественное описание М.Пришвиным образования торфа на болотах)
Но в последнее время болота почему-то осушают. Для чего? Это Тортилла мне объяснить не смогла.
Учитель, Молодец, Буратино! Много знаешь, и ответ на твой вопрос обязательно найдем. Но сначала мне хотелось поговорить с ребятами о нашей беде: в Детском парке «Сказка» есть болото, грязное, заросшее и ... никому не нужное. А когда - то это было частью русла реки Сумка. Один Дуремар мог бы порадоваться за него - сколько полезных пиявок здесь можно поймать.
А кто еще, кроме пиявок живет на болотах?
Буратино. А какая польза от болот?
(ответы учащихся)
Запись в тетрадь:
Роль и значение болот
На планете болота занимают площадь около 3,5 млн. км2 Раньше болота считали «болезненными лишаями» на земной поверхности, т.к. выпадали из хозяйственного освоения, сейчас отношение к ним изменилось.
играют роль губки (всасывают излишки влаги и отдают ее, когда необходимо земной поверхности);
кладовая огромного количества пресной воды;
фильтр загрязненной воды: мутная вода из болота вытекает чистой и прозрачной, пригодной для питья;
начало многих рек;
фильтр атмосферы (много растений, поглощающих пыль);
торф:низинных болот - ценное удобрение,
верховых болот - топливо,
ценное химическое сырье (производство медпрепаратов,духов );
место обитания животных и растений в т.ч. редких - болота труднодоступные места/
5.Закрепление изученного материала.Итак, мы рассмотрели все вопросы урока. Проверим, как усвоен учебный материал.
Задание:
«Найди лишнее»
торф, пиявки, верховодка;
ондатра, дикий кабан, глухарь;
сфагнум, камыш, ромашка.
«Найди ошибку»:
-Болота - переувлажненные участки суши со слоем торфа меньше 30 см.
-Лучшие удобрения получают из торфа верховых болот.
6. Подведение итогов урока.Выход героев сказки из роли:
Понравилось ли тебе Тортилла, играть роль учителя на уроке?
Что было сложным?
Как работали другие ребята на уроке?
Кто был самым активным на уроке?
Как Буратино чувствовал себя в роли ученика?
Учитель: мы достигли цели урока.
Оценивание:- интересный материал;
самостоятельный рассказ или чтение;
ответы на дополнительные вопросы;
привлечение к оцениванию других учащихся, (передача символического ключа знаний Тортиллой самому активному ученику или ученикам)
7. Домашнее задание.Прочитать: параграфы 53(география) и 12(гидросфера); Проработать записи в тетради, выучить определение болот;
Дать ответ на вопрос Буратино и обосновать:
Нужно ли осушать болота?
(вопрос записать в тетради со знаком на полях - ?!)Форма ответа: произвольная, на выбор: сочинение-миниатюра, научное сообщение, устный доклад по самостоятельно составленному плану.
I
Типы болотПо способу питания и растительности
\ t
Низинные
?
Осока,..Переходные
Повышениеуровня воды +
осадки
?
?
Атмосферные
осадки
Различные мхи
Объясните причины заболоченности местности
МЕРЗЛОТА
РЕЛЬЕФЧРЕЗМЕРНОЕ УВЛАЖНЕНИЕ
ВЛАГОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ
БЛИЗОСТЬ ГРУНТОВЫХ ВОД
Назовите разновидности болот по способу питания
Болота
низинные
верховые
переходные