Как написать индивидуальный проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Департамент образования Администрации города Ноябрьск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков"
Индивидуальный проект
по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса разработанный в рамках регионального публичного конкурса «Новый учитель Ямала» 2012 г.
Тема: «Авторская инновационная программа повышающая уровень экологической грамотности обучающихся «Общая и частная экология. Практический подход» для 8-9 классов»
Сроки реализации проекта: 3 года
Исполнитель:
Мислицкая Алиса Андреевна,
учитель географии МАОУ СОШ №2 УИИЯ
г.Ноябрьск
2012 г.
Паспортная информация
Юридическое наименование учреждения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков"
Учредитель:Департамент образования Администрации города Ноябрьск
Юридический адрес:629806 Ямало-Ненецкийавтономныйокруг,г.Ноябрьск,ул. 60 лет СССР, д.7А
Фактический адрес: 629806 Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Ноябрьск,ул. 60 лет СССР, д.7А
ФИО руководителя: Гребнева Ирина Леонидовна
Телефон, факс, e-mail:тел.(факс) (3496) 42-79-72, E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Адрес сайта учреждения:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ссылка на раздел сайта, посвященный проекту:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Официальные статусы организации в сфере образования, имевшиеся ранее или действующие на данный момент:
Городская Книга Почета «Золотой фонд образования города Ноябрьска» (2008 г.)
Муниципальная пилотная площадка по теме «Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ департамента образования Администрации города Ноябрьска» №773-од от 06.09.2010 г.);
Муниципальная экспериментальная площадка по теме «Введение электронного журнала» (приказ департамента образования Администрации города Ноябрьска № 1423-од от 15.12.2011 г.);
Окружная экспериментальная площадка по теме «Организация дистанционного обучения детей-инвалидов» (приказ департамента образования ЯНАО №424 от 24.04.2008 г.);
Окружная стажировочная площадка по теме «Организация дистанционного обучения детей-инвалидов» (приказ департамента ЯНАО №235 от 31.01.2012 г.);
Победитель Всероссийского конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках ПНПО, 2006 г.;
Победитель Общероссийского конкурса биологической обратной связи, учрежденного Ассоциацией БОС г. Санкт-Петербурга, 2007 г.;
Дипломант окружного конкурса «Школы здоровья в Ямало-Ненецком автономном округе», 2010 г.;
Победитель окружного Образовательного Форума – 2010 в номинации «Электронное образование», 2010 г.;
Победитель городского конкурса «Школа здоровья», 2013 г.
Призер открытого межрегионального конкурса «100 престижных школ Сибири» (2013 г.)
Выходит ли проект за рамки основной деятельности организации (в соответствии с уставом организации, ссылка на устав)
Реализация настоящего инновационного проекта осуществляется в соответствии с Уставом МАОУ СОШ №2 УИИЯ (приказ Администрации города Ноябрьска №1632 от 16.11.2011) и не выходит за рамки основной деятельности учреждения.
Блок целеполагания РИП
Задачи государственной региональной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект заявителя.
Положение о Департаменте природно-ресурсного регулирования и развитие нефтегазового комплекса ЯНАО(в ред. постановлений Администрации ЯНАО от 29.03.2007 N 154-А, от 26.10.2007 N 488-А, от 16.01.2008 N 15-А, от 10.04.2008 N 161-А)Организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории автономного округа.
Какие инновационные механизмы в сфере образования на региональном уровне будут разработаны в результате реализации проекта:
- внедрения в образовательный процесс практической деятельности (полевых практик) в естественнонаучных дисциплинах на основе реализации программы «Общая и частная экология. Практический подход для 8-х классов».
Какой институциональный регулятор на региональном будет получен по результатам реализации проекта:
По итогам реализации проекта будет:
Создание ландшафтного дизайна пришкольной территории обучающимися;
Создание школьного гербария высших растений, с целью сохранения биоразнообразия в условиях Крайнего Севера,
Создание Первого Школьного Гербария растений Крайнего севера и обмен гербарными листами с ведущими гербариями России, с целью реализации научной идеи экологизации населения;
Озеленение школы (кабинетов, коридоров) в зимнее и весеннее время.
Создание полного методического комплекта для дальнейшей реализации программы (учебник, рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся, рабочая тетрадь на печатной основе для учителя, методические рекомендации по преподаванию курса, поурочные разработки).
На разработку какого иного инновационного контента направлен проект:
- активизация инновационной деятельности в образовании;
- повышение эффективности использования образовательных ресурсов;
- внедрение и активное использование информационных и коммуникационных технологий в обучении и управлении»
Анонсирование кейсов, которые войдут в годовой отчет:
По итогам реализации программы на базе стажерской площадки (МАОУ СОШ № 2 УИИЯ), планируется сформировать следующие портфели:
-«Нормативные документы»: рецензии на программу, допуск по реализации программы в ОУ, независимая экспертная оценка по работе над программой.
-«Программно-методические материалы»: создание полного методического комплекта для дальнейшей реализации программы (учебник, рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся, рабочая тетрадь на печатной основе для учителя, методические рекомендации по преподаванию курса, поурочные разработки).
-«Мониторинговые мероприятия»: пакет документов по мониторингу программы с учетом принятых видов индикаторов (мониторинг ресурсов, продуктов, результатов, эффективности).
Содержание проекта.
Наименование проекта - «Авторская инновационная программа повышающая уровень экологической грамотности обучающихся «Общая и частная экология. Практический подход» для 8-9 классов»
Заинтересованные стороны, благополучатели:
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;
Департамент образования Администрации города Ноябрьск;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков"
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа;
Педагогические работники и специалисты муниципальных образовательных учреждений;
Муниципальные методические службы;
Обучающиеся и их родители (законные представители);
WWF (Фонд Дикой природы).
«Московское общество испытателей природы»;
«Русское географическое общество»;
Ведущие гербарии России.
Организации-партнеры с указанием их функций:
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа (общее руководство и координация деятельности);
Департамент образования Администрации города Ноябрьск(общее руководство и координация деятельности);
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков" (общее руководство и координация деятельности, стажерская площадка);
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (информационно-методическое сопровождение (организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории автономного округа);
Педагогические работники и специалисты муниципальных образовательных учреждений (обмен инновационным педагогическим опытом);
Муниципальные методические службы(информационное методическое сопровождение, обмен инновационным педагогическим опытом);
WWF (Фонд Дикой природы) (организация деятельности обучающихся и их родителей по сохранению дикой природы мира (района Крайнего Севера), по средствам проведения благотворительных акций в помощь природе);
«Московское общество испытателей природы»(обмен инновационным педагогическим опытом, обмен гербарными листами высших растений, с целью сохранения биологического разнообразия районов Крайнего Севера);
«Русское географическое общество» (обмен инновационным педагогическим опытом, обмен гербарными листами высших растений, с целью сохранения биологического разнообразия районов Крайнего Севера);
Ведущие гербарии России (обмен инновационным педагогическим опытом, обмен гербарными листами высших растений, с целью сохранения биологического разнообразия районов Крайнего Севера).
Краткое обоснование инновационности проекта
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В настоящее время биологическое образование вынуждено приспосабливаться к тем изменениям, которые переживает вся система образования в связи с его модернизацией. В самом ФГОС второго поколения не предусмотрены изменения в содержании экологической направленности курса биологии. Но переориентация содержания образования с исключительно знаниевой основы на выявление личностного смысла в получении знаний открывает новые перспективы для развития экологического образования и внедрения его в образовательную систему.
В последние годы появился ряд специальных программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ, в базисную программу развития ребенка. Проблеме экологического воспитания и образования посвящались конференции, совещания разного уровня, секции по экологическому образованию школьников включались в план работы многих международных, всероссийских и региональных совещаний по экологическому образованию населения, педагоги получили возможность повышать свою квалификацию на специальных курсах. Отдельные требования к экологическому образованию школьников в качестве временного стандарта были сформулированы в книге «Аттестация и аккредитация школьных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей»).
Многие исследователи высказывают мысль, что уровень теоретических знаний учащихся по биологии и экологии возрастает, а уровень их экологической культуры, экологически обоснованной практической деятельности в сохранении и улучшении показателей социоприродной среды остаются низкими (А.В. Миронов, В.В. Мисенжников, И.Н. Пономарева, А.Е. Тихонова, Н.М. Чернова, Т.П. Южакова). Современная ситуация характеризуется еще большим усилением негативных процессов среди молодежи: всплеском жестокости и агрессивности, эгоизмом и равнодушием, обеднением культурных потребностей, отстраненным отношением к природным и нравственным ценностям. В настоящее время одной из целей биологического образования признается развитие экологической культуры личности школьника (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Н. Моисеев, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, Н.Ф. Реймерс, В.П. Соломин, Л.Н. Сухорукова).Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности идет постепенно, в процессе изучения отдельных общеобразовательных дисциплин. Экологическая культура должна гарантированно формироваться у всех учащихся и на школу ложится в этом особая ответственность. Формирование экологической культуры в образовании как научная проблема, исследовалось учеными (В.А. Игнатова, С.А. Карпеев, Т.В. Коростелева, Т.В. Кузнецова, Е.Д. Макарова, Г.И. Макеенков, О.В. Монгуш, Б.А. Никитина, Е.В. Никонорова, Е.В. Орлов, Т.П. Южакова, Ш.М. Юсупова, Е.В. Яковлева).
Анализ современного экологического образования как особого направления школьной педагогики позволил выявить, что в нашей стране оно сформировалось на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от экологического образования в других странах. Традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Но в условиях Крайнего севера очень сложно реализовать все заявленные пункты в полном объеме и уделить внимание практической части обучения, ввиду экстремальных погодных условий территории проживания.
Опыт реализации программ по экологическому воспитанию показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ОУ.
Создание авторской инновационной программы обусловлено деятельностным подходом, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную и практическую деятельность.
Авторская рабочая программа по экологии для 8-х классов "Общая и частная экология. Практический подход" составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии, с учетом программы по экологии Т.С. Суховой, В.И. Строганова, И.Н. Понамаревой и др. (Вентана-Граф, 2010). Предлагаемая программа предназначена для изучения экологии в 8 классе основной школы при условии изучения биологии по концентрическим программам и отсутствие проведения предмета "Экология" с 5 по 11 класс. Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Экология растений» для 6 класса (Былова А. М. и др.), «Экология животных» для 7 класса (Бабенко В. Г. И др.), «Экология человека. Культура здоровья» для 8 класса (Федорова М.З.), «Биосфера и человечество» для 9 класса (Швец И.М.). Программа «Частная и практическая экология. Творческий подход» состоит из 35 занятий (Из них 20 часов - теория, 15 часов - полевая практика). При соблюдении режима проведения - одно занятие в неделю, цикл рассчитан на 1 учебный год. Проведение уроков требует определенного объема раздаточного и демонстрационного материала. Данная работа строится на основе взаимосвязи учителя, учащихся, социума и родителей. Также реализация программы требует определенных финансовых затрат на практическую часть. Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий, а также с небольшими коррективами для дополнительного образования школьников. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на учащихся 8 классов. Затрагиваются проблемы, особо волнующие учащихся (экология округа, района, города, пришкольной территории, глобальные экологические проблемы в мире). Учебный материал включен в программу компактно, сжато, блоковыми методами, в течение учебного года планы корректируются по усмотрению учителя и изменяются по мере необходимости.
Программа, разработанная нами, относится к познавательному типу общекультурного уровня эстетико-экологической направленности и направлена на воспитание и разностороннее развитие учащихся, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации и вопросы разного уровня сложности. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ, комплексное сочетание теоретических и активных форм работы, игра, диспут, тренинги, конференции, коллоквиумы, беседа, лекция, семинар, урок-суд, дискуссия. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, составлена с учетом возрастных особенностей учащихся. В нее включены, как разделы вводных тем, так и более глубоких и частных тем. Актуальность данной программы можно рассматривать с нескольких позиций. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятных влияний на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Более чем тридцатилетний опыт развития экологического образования в России и ее регионах, основная ориентация на формирование экологических знаний учащихся не привели к позитивным изменениям в практике природопользования, в улучшении экологической ситуации территорий страны.
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. При проведении теоретических занятий планируется использование различных методов: лекция, семинар, рассказ, беседа, диспут, игра, урок-суд и т.д., а так же экологические рассказы, экологические сказки, что легко воспринимается учащимися и заставляет делать их собственные выводы. Обучение предусматривает получение знаний не только при изучении теории, но и закрепление их во время прогулок, экскурсий, практических работ и полевой практики, что нацелено на общее развитие учащихся, предполагает развитие наблюдательности, внимания, а самое главное подготовка учащихся к олимпиадам различного уровня, участие в Окружных и Всероссийских выставках, конференциях и семинарах. Так же подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности учащихся, объединяет коллектив, выявляет интересы коллектива и каждого ребенка в частности.
Создание авторской программы по экологии, обусловлено рядом причин: реализации учебной программы по экологическому образованию сроком в один год.Внесены дополнительные разделы "Экология ландшафтов", для реализации инновационной технологии- применение полевых практик в школьном курсе экологии); углубление и расширение знаний учащихся по естественнонаучным дисциплинам; формирование экологической культуры поведения школьников; формирование навыков и умений необходимых для проведения наблюдений и экспериментов в природе; в процессе внедрения практического подхода в виде полевой практики, впервые в России полное озеленение пришкольной территории методом ландшафтного дизайна в условиях Крайнего Севера; впервые в России создание школьного гербария высших растений, с целью сохранения биоразнообразия в условиях Крайнего Севера, обмен гербарными листами с ведущими гербариями России, с целью реализации научной идеи экологизации.
Программа придерживается основных подходов к экологизации образования. Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика и обществознание. Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы. Этический- пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов). Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (в России - древних славян). Гуманистический- решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Экологическое образование, в ходе реализации программы, формирует у учащихся следующие ключевые компетентности: компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны); компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.); компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.); компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний в доступной форме. В процессе реализации программы используются традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с учащимися: тестовый контроль, зачетная книжка, игры, самоконтроль, написание «сочинения-фантазии», подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по биологии, самостоятельная работа , беседа, рассказ, объяснение, школьная лекция и семинар, демонстрация натуральных объектов, опытов, изобразительных пособий, кино- и диафильмов, техника работ по распознаванию, определению и сравнению природных объектов; организация наблюдений, опытов и экспериментов, экскурсия, урок-музей, полевая практика, составление портфолио, уроки-семинары, уроки-зачеты, игровые уроки, творческие мастерские, фенологические наблюдения (в природе в живом уголке и на учебном участке), работа с приборами, наглядными пособиями, книгой, летние задания, выполнение заданий с учебником и книгой, наблюдения за живыми объектами, составление коллекций.
Программа "Общая и частная экология базируется на следующих принципах: принцип «малой родины» - географической конкретности гуманитарно-экологических исследований и образовательных инициатив; принцип вовлечения в живой традиционно-культурный диалог; принцип внимания к вариативности и полной паспортизации материала традиционной культуры; принцип экологической интерпретации и этно-экологического анализа материала традиционной культуры; принцип традиционно-культурного описания природных объектов и гуманитарно-экологического картирования; принцип иллюстративности первичным материалом; принцип единства (все мы являемся частью природы).
С целью изучения эффективности экологического образования планируется провести диагностику уровня воспитанности и облученности методом анкетирования учащихся и проведением промежуточных и срезовых контрольных работ. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется через дифференцированные зачеты, тестовые опросы, контрольные работы по разделам программы и наиболее сложным темам. Кроме этого одним из видов контроля можно считать и участие в районных мероприятиях по экологии (олимпиады, экологические месячники, творческие и научно-исследовательские работы).
После изучения авторского курса, обучающиеся должны стать неравнодушными к окружающим, к природной среде, к будущему мира, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе должны научиться решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные учащимися, в процессе обучения, могут быть использованы ими в дальнейшем во всех сферах будущей профессиональной деятельности.
Программа составлялась с учетом возраста учащихся, имеющихся у них знаний по биологии, истории и географии, поэтому оценивается посильной. Более того, важной составной частью программы является выполнение исследовательских проектов, которые будут способствовать поддержанию интереса у учащихся в усвоении курса, а значит и их развитию.
Ожидаемые продукты:
Создание ландшафтного дизайна пришкольной территории обучающимися;
Внедрение метода полевых практик в процесс обучения в районах Крайнего Севера;
Создание школьного гербария высших растений, с целью сохранения биоразнообразия в условиях Крайнего Севера,
Создание Первого Школьного Гербария и обмен гербарными листами с ведущими гербариями России, с целью реализации научной идеи экологизации населения;
Реализация научного подхода в обучении: подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, семинарам различного уровня, публикации в ведущих рецензируемых журналах, как в Российских так и в Международных, участие в конкурсах и семинарах различного уровня;
В процессе сотрудничества с WWF (Фонд Дикой природы) обмен информацией по фенологическим наблюдениям, благоустройство территории города и участие в благотворительных акциях, проводимых Фондом дикой природы, тем самым привлечение внимания СМИ и Администрации города, округа к экологическим проблемам региона.
Озеленение школы (кабинетов, коридоров) в зимнее и весеннее время.
Создание полного методического комплекта для дальнейшей реализации программы (учебник, рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся, рабочая тетрадь на печатной основе для учителя, методические рекомендации по преподаванию курса, поурочные разработки).
Ожидаемые результаты:
Повышение у обучающихся уровня экологической грамотности и обученности;
Реализация спектра практико-ориентированных, деятельностных форм повышения уровня обученности участников образовательного процесса, ; стажировки и консультации на базе МОУ - стажерских и консультационных площадок, проектирование и составление портфолио информации и результатов, участие в мастер-классах, тренингах, педагогических лабораториях, повышение квалификации работников образования, внедряющих инновационную программу, обмен инновационным педагогическим опытом на уровне школы, города, региона и России.
Ожидаемые внешние эффекты:
Надеемся, что реализуемый нами проект обеспечит наличие положительных внешних эффектов исходя уже из того, что сограждане получают хорошее образование. В мире закрепилось выражение «Знание ради знания», которое с успехом применяется в научном обществе.
В частности к положительным эффектам можно отнести:
Гармонизацию отношений в комплексе «Человек-Природа», привитие участникам образовательного процесса бережного отношения к природе со школьной скамьи;
Повышение статуса образовательного предмета «Экология»;
Формирование содержательно учебно-социально-профессиональной среды обучающихся, по средствам внедрения в курс часов «Экология ландшафтов-основы профессии»;
При реализации научного подхода в обучении: подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, семинарам различного уровня, публикации в ведущих рецензируемых журналах, как в Российских так и в Международных, участие в конкурсах и семинарах различного уровня;
Сотрудничество обучающихся с Российскими и Международными организациями по охране природы (WWF (Фонд Дикой природы), «Русское географическое общество», «Московское общество испытателей природы»;
Реализация спектра практико-ориентированных, деятельностных форм повышения уровня обученности участников образовательного процесса, ; стажировки и консультации на базе МОУ - стажерских и консультационных площадок, проектирование и составление портфолио информации и результатов, участие в мастер-классах, тренингах, педагогических лабораториях, повышение квалификации работников образования, внедряющих инновационную программу, обмен инновационным педагогическим опытом на уровне школы, города, региона и России;
Повышение статуса образовательного учреждения города, округа.
Цель:
разработать, апробировать и экспериментально проверить программу повышающую экологическую грамотность обучающихся, по средствам внедрения в образовательный процесс практической деятельности (полевых практик) в естественнонаучных дисциплинах на примере учебного предмета «Экология».
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию экологического мышления и экологической культуры учащихся;
Способствовать формированию основных понятий общей и частной экологии, по средствам закрепления их полевой практикой;
Способствовать формированию качественно нового уровня научных исследований, проектирования обучающихся;
Способствовать у подростков социально-экологические компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в природе;
Развивающие:
Способствовать развитию наблюдательности у учащихся, навыков бережного общения с живыми объектами.
Способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности, нравственных и эстетических чувств, а так же развитие толерантного отношения к друг другу, по средствам работы в команде;
Способствовать самостоятельному применению полученных теоретических знаний на практике по средствам составления коллекций, гербария, изготовление наглядных пособий, полевой практики по озеленению пришкольной территории.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию охранять природу;
Способствовать воспитанию у обучающихся норм поведения, соответствующие нормам экоэтики;
Способствовать воспитанию стремления и желания улучшить состояние экологии своей местности.
Срок, на который рассчитан проект:
3 года (2012-2015 гг.)
Алгоритм реализации:
№
Этапы и их сроки
Содержание деятельности
Прогнозируемые результаты и продукты
1.
Подготовительно-проектировочный этап
- Анализ состояния проблемы.
-Изучение теоретической базы и практического опыта реализации внедрения практического подхода в обучении естественнонаучных дисциплин.
-Выявление ресурсных и организационных условий по реализации проектной идеи.
-Разработка пакета нормативной, методической документации.
- Формирование проектных команд и рабочих групп на базе школы.
-Составление календарно-тематического планирования и плана работы над проектом на три года.
-Анализ литературы по экологическому образованию и воспитанию школьников.
-Анализ программ обучения в школе.
-Привлечение учащихся в творческую группу "Ландшафтный дизайн" (разработка проекта, выбор растений для посадки, подготовка и удобрение почвы).
-Прохождение руководителем проекта курсов повышения квалификации «Ландшафтный дизайн. Основы профессии».
-Подведение итогов работы за 1 год.
-Создание персонального сайта экологической творческой группы.
- Создание персонального сайта экологической творческой группы.
- Разработка пакета нормативной, методической документации.
2.
Содержательно-деятельностный этап
-Реализация программы в течение учебного года.
-В результате часов полевой практики - реализация проекта по озеленению территории школы.
-Проведение акций по сохранению природы "Мы защитим природу".
-Создание Первого Школьного гербария.
-Участие в олимпиадах, конференциях, подготовка публикаций различного уровня.
-Подведение итогов работы за 2 года.
-Создание ландшафтного дизайна пришкольной территории обучающимися;
-Внедрение метода полевых практик в процесс обучения в районах Крайнего Севера;
-Создание школьного гербария высших растений, с целью сохранения биоразнообразия в условиях Крайнего Севера,
-Создание Первого Школьного Гербария и обмен гербарными листами с ведущими гербариями России, с целью реализации научной идеи экологизации населения;
-Реализация научного подхода в обучении: подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, семинарам различного уровня, публикации в ведущих рецензируемых журналах, как в Российских так и в Международных, участие в конкурсах и семинарах различного уровня;
-В процессе сотрудничества с WWF (Фонд Дикой природы) обмен информацией по фенологическим наблюдениям, благоустройство территории города и участие в благотворительных акциях, проводимых Фондом дикой природы, тем самым привлечение внимания СМИ и Администрации города, округа к экологическим проблемам региона.
-Озеленение школы (кабинетов, коридоров) в зимнее и весеннее время.
3.
Заключительно-обобщающий этап
-Написание полного методического комплекта для последующей реализации проекта.
-Подведение итогов работы за 2 года.
-Вторичное озеленение территории.
-Пополнение Первого Школьного гербария.
-Участие в олимпиадах, конференциях, подготовка публикаций различного уровня.
-Диссеминация инновационного педагогического опыта.
-Создание полного методического комплекта для дальнейшей реализации программы (учебник, рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся, рабочая тетрадь на печатной основе для учителя, методические рекомендации по преподаванию курса, поурочные разработки).
Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение
№
ФИО специалиста
Должность, образование, ученая степень
Опыт работы в федеральных, региональных проектах в образовании за последние 5 лет
Функционал специалиста в проекте
1.
Пантюхина Вера Андреевна
Учитель географии, высшее образование, аспирант
Есть
2011 – ФЦП (РФФИ) « Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 уч. год» Биология и медицина.
2012 - ФЦП (РФФИ) « Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 уч. год» Биология и медицина.
2012 - ФЦП (РФФИ) « Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 уч. год» Биология и медицина.
Руководитель проекта, разработчик
2.
Гребнева Ирина Леонидовна
Директор МАОУ СОШ № 2 УИИЯ, учитель физики, высшее образование.
Есть
Общее руководство проекта, координирование деятельности руководителя проекта
3.
Константинова Ольга Павловна
Заместитель директора по научно-методической работе МАОУ СОШ № 2 УИИЯ, учитель русского языка и литературы, высшее образование
Есть
Научно-методическое сопровождение, представление опыта работы
4.
Новиков Виктор Владимирович
Доктор биологических наук, профессор, академик РАЕН, высшее образование. ННГУ им. Лобачевского
Есть
Научно-методическое сопровождение, рецензии
По мере реализации проекта по востребованности дополнительно могут вводится педагогические и руководящие работники.
Нормативно-правовое обеспечение
№
Наименование нормативно-правового акта (федерального, регионального, локального)
Обоснование, почему именно этот акт будет являться нормативно-правовой рамкой проекта
1.
Закон Российской Федерации от 10.07. 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
2.
Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утверждена Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (протокол 1 от 1 июня 2009 г. № 20)
п. 1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования: динамическое развитие системы образования, способствующее увеличению разнообразия видов образовательных организаций и спектра образовательных услуг, развитию различных форм получения образования, интеграции деятельности, апробация и использование новых образовательных технологий и педагогических методик.
п.3. Общая характеристика и оценка регулирования соответствующих общественных отношений: необходимо устранить препятствия для:
- развитие современных форм организации образовательной деятельности, в том числе использование дистанционных технологий, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, расширение спектра образовательных услуг
3.
Положение о Департаменте природно-ресурсного регулирования и развитие нефтегазового комплекса ЯНАО(в ред. постановлений Администрации ЯНАО от 29.03.2007 N 154-А, от 26.10.2007 N 488-А, от 16.01.2008 N 15-А, от 10.04.2008 N 161-А)
Организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории автономного округа.
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от «17» декабря 2010 г. № 1897
Стандарт включает в себя требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования,является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»).
5.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерацииот 17.11.2008 г. №1662-р
«Стратегическаяцель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Меры, направленные на реализацию задач:
- обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях».
6.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
«Задача: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития.
Основные направления реализации мероприятий:
- достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на всей территории Российской Федерации»
7.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2010 г. №526-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
«Задача: реализация инновационной модели общего образования на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Основные направления реализации мероприятий:
- достижение нового образовательного результата;
- создание единого информационного пространства автономного округа на основе ИКТ технологий»
8.
Программа реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории муниципального образования город Ноябрьск на 2009 - 2012 годы.
«Цель программы: обеспечение доступности качественного программы образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина города Ноябрьска.
Задачи программы:
- активизация инновационной деятельности в образовании;
- повышение эффективности использования образовательных ресурсов;
- внедрение и активное использование информационных и коммуникационных технологий в обучении и управлении».
9.
Муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие
системы образования города Ноябрьска на 2011-2015 годы
Цели и задачи Программы:
- создание условий для модернизации содержания образования, внедрения стандартов, современных образовательных технологий, обеспечивающих доступность качественного образования и успешную социализацию воспитанников и обучающихся;
- достижение нового образовательного результата.
- создание открытой развивающей среды, обеспечивающей удовлетворение
индивидуальных образовательных потребностей воспитанников и обучающихся, построение индивидуальных образовательных траекторий, образовательных запросов социума;
Финансовое обеспечение проекта
№
Источник финансирования
Планируемые статьи расходов
1.
Собственные средства.
Грант «Новый учитель Ямала» 2012
Система полива -50000 руб.
«Живая изгородь -20000 руб.
Саженцы -5000 руб.
Семена растений -5000 руб.
Транспортные расходы – 40000 руб.
Издательская деятельность, покупка методической литературы -50000 руб.
Канцтовары, коробки для хранения гербария, печать «Гербарий» -3000 руб.
Садовый инвентарь (сезонный) -100000 руб.
Озеленение коридоров и кабинетов школы (семена, саженцы, система полива, удобрения, цветочные горшки, инвентарь для декупажа) -100000 руб
Удобрения для открытого грунта и удобрения для закрытого грунта -20000 руб.
Принтер, сканер, копир -10000 руб.
Обучающие диски по курсам «Ландшафтный дизайн», «Экология» -2000 руб.
Курсы по ландшафтному дизайну -25000 руб.
Школьный стенд «Экология» -15000 руб
Цветной камень (щебень, насыпь) -5000 руб
Прочее -20000 руб.
ИТОГО: 490000 руб.
Перспективы развития проекта:
Предлагаем развитие проекта по следующим позициям:
Внедрение инновационной программы «Общая и частная экология. Практический подход» в других ОУ города и округа.
Внедрение образовательной технологии «полевая практика» в иные предметы естественнонаучного цикла (биология, география, природоведение).
Озеленение прочих территории методом ландшафтного дизайна при финансировании проекта заказчиком.
Способы апробации и диссеминации результатов
Апробация с целью объективной оценки свойств, качеств инноваций: экспериментальные проверки эффективности инновационных технологий, внедряемых в образовательный процесс. Рецензирование и лицензирование программы ведущими учеными России, получение допуска по реализации программы в образовательном учреждении. Получение экспертной оценки школьного методического объединения учителей естественнонаучного и обществоведческого циклов, городского методического объединения учителей географии, биологии и экологии, Департамента образования г. Ноябрьска, Департамента образования ЯНАО. Выступление на школьных, городских и окружных совещаниях различного уровня. Участие в консультациях, тренингах, мастер-классах и т.д. по реализации и внедрению инновационных проектов, обмен опытом с другими грантополучателями.
Апробация в целях общественного признания и одобрения результатов: презентация реализации проекта на различных уровнях, в СМИ, конференциях.
Диссеминация результатов:
- размещение продуктов реализации проекта на сайтах экологической группы, школы, Департаментов образования города и округа.
- участие в школьных, городских, региональных, федеральныхпедагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн- конференциях и онлайн-форумах.
- публикации в рецензируемых профессиональных изданиях на русском и иностранных языках.
- создание полного методического комплекта для дальнейшей реализации программы (учебник, рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся, рабочая тетрадь на печатной основе для учителя, методические рекомендации по преподаванию курса, поурочные разработки).
Риски и пути преодоления
Риски:
Отсутствие курсовой подготовки руководителя проекта по курсу «Ландшафтный дизайн-основы профессии».
Формальный подход к реализации проекта со стороны участников.
Неблагоприятные погодные условия, препятствующие полноценному озеленению пришкольной территории.
Пути преодоления рисков:
Использование возможностей дистанционных форм обучения прохождения курсов.
Обеспечение качественного контроля за ходом реализации проекта, уровнем ответственности координаторов и непосредственных участников проекта.
Выбор холодостойких растений для культивирования в открытом грунте.
Механизмы самооценки (описание системы мониторинга)
Приоритетной и принятой нами системе мониторинга является функция отслеживания хода и результатов работы по проекту. Мониторинг осуществляется на основе следующих видов индикаторов:
Мониторинг экологической грамотности обучающихся –методика проверки уровня воспитанности обучающихся по Капустину.
Мониторинг качества экологических знаний учащихся – тестовый контроль, рейтинг успеваемости и успешности, составление индивидуального портфолио.
Мониторинг ресурсов - измерение количества и определение качества используемых ресурсов.
Мониторинг продуктов - измерение количества и определение качества полученных продуктов.
Мониторинг эффективности – сопоставление полученных продуктов и результатов с затраченными ресурсами и уровнем достижения проектных задач.
Источники сбора информации: тестирование обучающихся в стиле ГИА (ЕГЭ), тестирование по методике Капустина, экспертиза, статистические данные.
Методы сбора информации: маркетинговые исследования, статистический анализ, анкетирование, экспертный опрос, сравнительное изучение, подведение итогов реализации программы, независимая оценка эффективности реализации программы.
Периодичность: один раз в полгода.
Обрабатывать и предоставлять полученную информацию в вышестоящие органы будут автор проекта, координаторы проекта и независимая группа оценки результатов деятельности творческой группы проекта.
Приложение 1
Методическое обеспечение программы
Интернет-источники:
1. biolog188.narod.ru
2. http://imfan.edu-kost.kz
3. http://arzhanovavi.narod.ru
4. http://www.nsu.ru-
5. informika.ru
6. college.ru
7. skeletos.zharko.ru
8. biodan.narod.ru
9. bio.1september.ru
10. bio.1september.ru
11. kozlenkoa.narod.ru
12. nsu.ru
13. websib.ru
14. nrc.edu.ru
15. floranimal.ru
16. filin.vn.ua
17. nasekomie.h10.ru
18. invertebrates.geoman.ru
19. bird.geoman.ru
20. animal.geoman.ru
21. fish.geoman.ru
22. plant.geoman.ru
23. livt.net
24. nature.ok.ru
25. bril2002.narod.ru
26. festival.1september.ru
27. charles-darwin.narod.ru
28. pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/143.html
29. kollegi.kz/publ/42
30. openclass.ru/sub
Литература:
1. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: [экология на уроках; формы и методы воспитательной работы]//Начальная школа.–2008.– № 8.–С.54–57.
2. Александрова Г.В. Новое экологическое мышление: [Опыт экологического воспитания уч-ся Хотьковскойср.шк. по теме "Экология человека"]//Школа.–2002.– № 1.–С.15–17.–(Экология).
3. Алексеев С.В. Экологический вектор устойчивого развития современного образования//Экология в школе.–2008.–№ 1.–С.4–6.
4. Антипина О.Ф. Воспитание в системе образования//Экология в школе.–2010.– № 3.–С.11–13.
7. Ахмедова М.С. Экологические аспекты в произведениях Дж. Даррелла//Биология в школе.–2011.– № 4.–С.12–20.
8. Батербиев М. М. Формирование экологической компетентности через систему естественнонаучного образования / Батербиев М.М., Лушникова М.В.//Экология в школе.–2009.–№ 4.–С.6–9.
12. Винокурова Н.Ф. Развитие школьного геоэкологическогообра¬зования как условие формирования у учащихся экогуманистическогомировоззрения//География и экология в школе XXI века.–2004.– № 1.–С.33–42.– (Теория и методика обучения и воспитания).
13. Гагарин А.В. Воспитание природой: [разработки развивающих познавательно-игровых занятий]//Биология в школе.–2003.–№ 3.–С. 16–20;№ 4.–С.17–22.
14. Глебова О.В. Городские ландшафты как средство формирования экологической культуры: [практикумы]//География и экология в школе XXI века.–2006.–№ 4.–С.48–52.
16. Голов В.П. Полевые исследования со школьниками – необходимое условие формирования экологического типа сознания/ В.П.Голов, А.П.Новиков, И.В.Хомутова//География в школе.–2004.– № 1.–С.46–53.
17. Головнер В.Н. Экологическая экспедиция школьников //Химия в школе.–2005.–№ 5.–С.68–76.
18. Гришкин В. Проект по экологическому образованию "По следам Робинзона": [создание электронного справочника]//Школьное планирование.–2007.– № 6.–С.51–68.
19. Груздева Н.В. Экологическое образование в школе как прост¬ранство самореализации педагогов и учащихся: Из опыта работы ГОУ № 95 г.Санкт–Петербурга/ Груздева Н.В., Сидорова Н.А.//Экология в школе.–2008.–№ 1.–С.26–30.– Компоненты экологической культуры.
20. Дагбаева Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета//Воспитание школьников.–2005.–№ 1.–С.22–23.
21. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социо-культурной динамики//Педагогика.–2002.–№ 10.–С.51–56.
23. Демидова Н.Н. Урок-практикум "Реки России – экологические проблемы и пути их решения": [цель урока: формирование экологической культуры учащихся]//География в школе.–2009.– № 7.–С.53–56.
25. Егоренков Л. Внеурочная природоохранная деятельность школь-ников//Сельская школа.–2001.–№4.–С.82–85.
26. Егоренков Л. Практический курс экологии: [Формы общественно¬ полезной природоохранной деятельности уч-ся]//Сельская школа.– 2001.–№5.–С.73–78; 2002.– № 1,2,5,6.– Создание экологической тропы, сбор лекарственного сырья, составление карт.
30. Ефремов К. Самое время соединить экологическое и трудовое воспитание//Народное образование.–2006.– № 6.–С.134–137.
31. Ефремов К. Теория и практика экологизации образования//Народное образование.–2005.–№ 8.–С.110–120.– Развитие экологичес¬кого сознания: варианты подходов; Места возможной реализации воспитания и пропаганды.
34. Залецкая Н.Ю. Роль сказок в экологическом образовании: [примеры]//Дополнительное образование и воспитание.–2009.–№ 3.– С.39–
36. Зебзеева В.А. Детская субкультура – источник экологического развития личности ребенка: [формы работы с детьми в плане их экологического развития]//Начальная школа плюс до и после.–2008.– № 7.–C.12–14.
38. Игнатьева В.А. Экология в этносе как средство воспитания бережного отношения к природе//Дополнительное образование.–2004.–№ 4.–С.14–20.
42. Камакин О.Н. Программа экологического воспитания "Зеленый мир"//Классный руководитель.–2006.–№ 3.–С.77–80.
43. Камакин О.Н. Классный час для 5–8-х классов "Домашняя экология"//Классный руководитель.–2006.–№ 3.–С.122–124.
44. Камакин О.Н. Классный час для 5–8-х классов "Домашняя экология"//Классный руководитель.–2008.– № 3.–С.88–90.
45. Катайцева Р.А. Методические основы создания эколого-краеведческой тропы//География в школе.–2008.–№ 7.–С.58–59.
46. Кельбас Р.В. Роль учебно-опытного участка в экологическом образовании и воспитании школьников//Дополнительное образование.–2004.–№ 4.–С.11–12.
49. Козлова Н.Б. Образовательная программа "Экологическое краеведение"//География и экология в школе XXI века.–2008.–№ 2.–С.71–76.–(Внеурочная работа).– Учебный план на 3 года.
Приложение 2
Пояснительная записка
Аннотация
На основе данной программы можно организовать учебный курс или факультатив из расчета 1 ч в неделю, используя учебное пособие «Экология растений» (авт.: A.M. Былова, Н.И. Шорина). Раздел ориентирован на использование учебника: А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 1999. – 240 с.: ил.
Цель экологического образования – становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие. Эта цель согласуется с моделью общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой. Ключевая роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности: осознание сущности экологических законов, понимание причин противоречий в системе «природа – общество», осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов, познание себя и окружающего мира.
В курсе экология рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
Данная программа по курсу «экологического образования» составлена на основе программы по экологии в соответствии с рекомендациями Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ.(5 марта 2002г.)
Целью современного экологического образования является: научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. В связи с этим воспитательная и образовательная деятельность сконцентрирована на решении именно этой задачи. Успех решения всех остальных задач экологии – сохранение природы, уменьшение техногенного пресса и загрязнения окружающей среды и др. - напрямую зависит от достижения фундаментальной цели экологического образования.
Данная авторская программа непрерывного экологического образования школьников преследует именно эту фундаментальную цель - формирование у обучающихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы.
В программе представлены основные направления развития современной экологии- биологическая, прикладная , социальная и глобальная экология. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов, и, прежде всего с биологией, географией, историей, физикой, химией и природоведением. Предмет «Экология» рассматривается автором как естественное объединяющее начало, вокруг которого и на базе которого осуществляется экологизация всех остальных школьных предметов.
Целью является:
- продолжить воспитание экологического мировоззрения на основе изучения итории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество – природа»;
раскрыть основные понятия и основное содержание экологии;
показать причины региональных и глобальных экологических проблем и возможные пути их преодоления как на основе более рационального природопользования. Так и изменения потребительского мировоззрения на экологическое.
В результате изучения экологии в 7 – 8 классах учащиеся должны знать:
-основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время;
-основные экологические последствия этого воздействия;
-современное экологическое состояние экосистем, закономерности их развития;
-основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства;
-основные природоохранные мероприятия;
-принципы рационального природопользования;
-условия устойчивого развития человечества.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;
-оценивать общее экологическое состояние экосистем;
-проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территории;
Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.
Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека: системы интегрированных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций: эмоциональной сферы – эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Показателем эффективности формирования экологической ответственности является не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следствие экологическим нормам во всех видах деятельности. Социальное и нравственное воспитании, как воспитание прежде всего чувства ответственности ха собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.
Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:
Єосвоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты
Єразвитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
Євоспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
Єиспользование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:
1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).
2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).
3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).
4.Информационную ( умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).
5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).
6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).
7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Раздел "Экология растений"
Основная цель:
- формирование у учащихся представления об экологии растений.
Задачи:
- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии растений;
- знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;
- привитие умений и навыков выполнения простейших видов экологических исследований;
- воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.
Требования к подготовке обучающихся:
Называть основные экологические факторы в жизни растений.
Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.
Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.
Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.
Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений
Раздел "Экология животных" ориентирован на использование учебника:
«Экология животных»: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов, С. П. Шаталова, А. О. Шубин. Под редакцией доктора биологических наук профессора Н. М. Черновой.-М.: Вента-Графф, 2001-128 с.:ил.
Цель курса «Экология животных»– изучение важнейших закономерностей взаимодействия животных с абиотическими и биотическими факторами природы.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены вопросы популяционной экологии животных и исторического развития животного мира.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
Раздел "Экология человека" рабочей программы на основании программно-методических материалов: Экология 5-11 кл./сост. Е.В. Акифьева – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005г.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 17 часов. Для общеобразовательных классов.
Тематическое планирование составлено по федеральной программе, к которой адаптировано учебное пособие М.З.Федорова, В.С. Кучменко. - Экология человека
Цель:изучить вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям.
Задачи:
- знать о влиянии природных и антропогенных факторов на здоровье человека
- Научиться выделять самое главное в каждой теме, делать правильные выводы, анализировать, вступать в дискуссию, выполнять проектные работы
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Раздел курса "Общая экология"
Раздел курса составлен на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. -Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.
Настоящий календарно-тематический план по экологии для 9 класса ориентирован на использование учебника:
Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -
6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 304с: ил.
С учетом уровня специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень.
При изучении курса учитываются различные стратегии включения старшеклассников в учебно-познавательную деятельность на уроке (пошаговая при изучении конкретной информации; диалоговая при изучении проблемных вопросов в курсе экологии; стратегия отстранения при изучении материала, требующего размышления и проявления к нему ценностно-смыслового отношения).
Основная цель курса: (основного общего образования) - формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Задачи курса:
- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основнымизакономерностями общей экологии;
овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Учащиеся должны знать:
определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита ихозяина;
законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентногоисключения, его значение в регулировании видового состава природныхсообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции иакклиматизации видов; ,
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
законы биологической продуктивности (цепь питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потокиэнергии в биосфере);
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
строить графики простейших экологических зависимостей;
применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.
РАЗДЕЛ: «ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА. КУЛЬТИВИРОВАНИЕ РАСТЕНИЙ В ОТКРЫТОМ И ЗАКРЫТОМ ГРУНТЕ. ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА»
Раздел предусматривает изучение теоретических и практических основ ландшафтного дизайна. Она направлена на рассмотрение ведущего принципа школы: гуманизацию и гуманитаризацию содержания образования. В программе отражены задачи, стоящие в настоящее время перед естественнонаучным профилем обучения. В связи с низким уровнем биологической и эстетической обстановки в населенных пунктах данный курс направлен на решение этих проблем. Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, составление проектов озеленения, проведение практических работ, экскурсий.
Цель: 1. Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного) в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями. 2. Познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям. 3. Показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности. 4. Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей общего и ландшафтного дизайна, его стилями, с ассортиментом цветочно-декоративных, древесно-кустарниковых, травянистых растений, элементами декоративного оформления мини-участков. 2. Развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна. 3. Воспитывать любовь к природе.Знания: - о биологических и декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении; - об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна; - о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы; - о критериях подбора растений для озеленения определенного участка; - о правилах составления проектов; - о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства; - об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территорий разного назначения; - об истории развития садово-паркового искусства.Умения и навыки:- составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района; - создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений; - рассчитывать экономическую эффективность проекта с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации; - представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д.
Тема 1. Введение. (1 час)Вводние. Ландшафтный дизайн, его принципы. Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве. История использования человеком травянистых и древесных декоративных растений. Основные направления мирового паркостроения, история и современность. Цели и задачи курса. Входная диагностика.Тема 2. История ландшафтного дизайна.(3 часа)История создания и развития садово-парковых ландшафтов. Ассиро-Вавилония. Египет. Древняя Греция. Древний Рим.Всемирно-известные дизайны в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения ландшафтной планировки.Тема 3. Стили ландшафтного дизайна (9 часов)Всемирно-известные стили ландшафтной планировки. Известные сады и парки. Выбор стиля. Дизайнерские решения. Характер сада. Основные правила ухода. Практическая работа №1 «Характеристика стиля»Тема 4. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве.(3 часа)Понятие о древесных растениях; деревья, кустарники, лианы; вечнозеленые, листопадные. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву- и многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые. Практическая работа №2 «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка».Тема 5. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения (8 часов) Типы посадок травянистых растений. Композиции из деревьев и кустарников. Клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордер, газон, альпийские горки (рокарии). Садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи. Живые изгороди, вертикальное озеленение.Практическая работа №3 «Проектирование цветочного оформления на фоне газона». Варианты: 1) двусторонней рабатки; 2) треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордера из многолетников. Практическая работа №4 «Альпийская горка»Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному назначению. Насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.). Насаждения ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.). Насаждения специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них.Тема 6. Дополнительное оборудование. (2 часа) Свет в ландшафтном дизайне. Системы полива и дренажа. Камни. Зимние сады, оранжереи, террасы, флорариумы.
Тема 7. Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества (2 часа) Услуги ландшафтного дизайнера, Престиж учреждения, начинающийся с состояния прилежащей территории. Влияние рынка на стоимость услуг. Практическая работа №5 «Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации». Ландшафтный дизайнер - ученый, художник или экономист? Сведения о профессии, типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области; трудоустройство, востребованность и т. д.Тема 8. Технология выращивания цветковых растений (2 ч.) Условия выращивания цветковых растений. Практическая работа №6 Планирование и разбивка участка по проекту. Вредители цветковых растений и меры борьбы с ними. Основные болезни цветковых растений. Правила подбора и высадки посадочного материала. Обработка почвы. Высадка посадочного материала.Тема 9. Элементы ландшафтного дизайна на территории школы.(4 часа)Практическая работа №7 «Элементы ландшафтного дизайна на территории школы.» (выполнение одного из разработанных проектов).Тема 10. Заключительное (зачетное) занятие (1 час)
Критерии достижений.Образцы заданий 1. Собрать коллекцию семян посадочного материала. 2. Описать морфофизиологические особенности растений, выбранных для проекта.Темы рефератов 1. Сады Семирамиды. 2. Цветочные часы. 3. Парковый дизайн Санкт-Петербурга. 4. Парковая культура различных улиц. 5. Парковый дизайн Петергофа. 6. История озеленения города Миллерово. 7. Озеленение улиц. 8. Озеленение помещений.
Итоговая конференция. Выставка и презентация отчетных работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.
Для учета динамики интереса к курсу учащимся предлагается анкетирование на вводном занятии. В процессе изучения курса оцениваются результаты практических работ (оценка не ниже «4»). По окончании обучения ученик получает зачет при условии выполнения одного вида обязательной работы, представленной в срок, с соблюдением требований к ее оформлению. Если она выполнена качественно, творчески, нетрадиционно (например, с использованием Интернет-технологий), то работа может быть рекомендована учителем для публичной презентации в школе, рассмотрена для публикации, решением педколлектива представлена на конкурсе и т. п.
Таким образом, разработка курса «Ландшафтный дизайн» способствует развитию учащимися коммуникативности, умению обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее, например, при защите проекта, презентаций. В ходе написания рефератов и других видов отчетности школьниками закрепляются навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию. Уделяется внимание соблюдению стандартных требований к оформлению результатов работы (например, рефератов). Эти учебные навыки позволят ученику в дальнейшем успешно осваивать программу старшей профильной школы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Содержание курса реализуется на основе взаимосвязи теории и практики. Теоретические сведения излагаются в форме лекций проблемного характера. В программе значительное место отводится практическим занятиям, необходимым для овладения навыками художественного проектирования. Практические задания носят репродуктивный и продуктивный (творческий) характер. Выполнение практических заданий начинается в аудитории и логически продолжается в заданиях на дом. Изучение Раздела 3 позволяет последовательно подойти к разработке ландшафтного дизайн-проекта земельного участка различного назначения. В процессе проектирования учащиеся должны уметь выполнять несложные планы и эскизы: садового участка, схем посадки растений, растительных композиций. Изучение Раздела 1 позволяет учащимся познакомиться с условиями, необходимыми для оптимального роста и развития декоративных растений, с приемами коррекции и оптимизации условий выращивания. Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными видами декоративных растений, применяемых для озеленения в данной климатической зоне. В Разделе 2 также изучаются приемы создания декоративных растительных композиций и вариантов озеленения различного назначения и стиля. Учебное проектирование не предполагает практическую реализацию ландшафтного дизайн-проекта. Его цель – дать учащимся общее представление о ландшафтном проектировании и основах декоративного садоводства и цветоводства.
На лекциях следует использовать метод проблемного изложения и эвристическую беседу для повышения познавательной активности учащихся. В практической работе рекомендуется применять карточки-задания для повышения оперативности действий учащихся. Целесообразно оформлять результаты заданий в табличной форме для развития навыков анализа, обобщения, систематизации полученных знаний.
Для проведения практических занятий группа учащихся делится на малые группы, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход в предметно-практической деятельности. Основная часть практических заданий предполагает индивидуальную форму работы. Однако результат выполнения некоторых практических заданий к темам и отдельных этапов практики дизайн-проектирования будет эффективнее при выполнении в паре или в малой группе (3–5 человек). К примеру, такой этап проектирования, как «Работа с заказчиком», следует проводить в форме ролевого диалога. Задачи творческого характера эффективнее решаются в малой группе при использовании метода мозгового штурма. Графическое оформление практических заданий каждый учащийся выполняет индивидуально. Групповая форма работы при выполнении дизайн-проектов позволяет учащимся приобрести не только собственный, но и опосредованный опыт творческой, проектной деятельности.
Учебная экскурсия способствует расширению кругозора, накоплению визуальных впечатлений, которые впоследствии могут стать основой для творчества. Зачет как итоговую форму контроля успешности усвоения курса целесообразно проводить в активной форме как итог-презентацию дизайн-проекта, выполненного в процессе деловой игры. Материалы папки практических заданий (содержащей результаты выполнения практических заданий по всем темам) и личный опыт проектной деятельности учащихся смогут впоследствии использовать в дальнейшем обучении.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115