Структурная карта урока «Знаки препинания при диалоге и цитировании»

Структурная карта урока
«Знаки препинания при диалоге и цитировании»

Диалог.
1. Теоретический материал.
Диалог это разговор двух или нескольких лиц между собой.
Диалог может быть оформлен двумя способами:
Чередование отдельных реплик без слов автора (если об участниках разговора можно догадаться по контексту
Чередование реплик со словами автора
Пунктуация и оформление диалога:
Каждая новая реплика диалога пишется с новой красной строки
Перед каждой новой репликой ставится тире
Кавычки как при прямой речи не ставятся
Остальные знаки препинания сохраняются, как и при прямой речи
         Ну-с, чем я вам могу быть полезен?          Я, горько заговорил буфетчик, являюсь заведующим буфетом театра Варьете...          Нет, нет, нет! Ни слова больше! Ни в каком случае и никогда! В рот ничего не возьму в вашем буфете! Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. <...> Нет, милейший, так невозможно!          Я извиняюсь, заговорил ошеломленный буфетчик этим внезапным нападением Андрей Фокич, я не по этому делу, и осетрина здесь ни при чем.          То есть как это ни при чем, если она испорчена!          Осетрину прислали второй свежести, сообщил буфетчик.          Голубчик, это вздор!          Чего вздор?          Вторая свежесть вот что вздор! Свежесть бывает только одна первая, она же и последняя.
А если осетрина второй свежести, то это значит, что она тухлая!          Я извиняюсь... начал было опять буфетчик, не зная, как отделаться от придирающегося к нему артиста.          Извинить не могу, твердо сказал тот.          Я не по этому делу пришел! совсем расстраиваясь, проговорил буфетчик.

2. Практическое задание.
Составить и записать диалоги по заданным темам.
1. «В школьной библиотеке»
2. «В магазине канцтоваров»
3. «В кассе кинотеатра»

Цитирование.
1. Теоретический материал.
Цитирование это дословная выдержка из сочинения или высказывания кого-либо.
Способы цитирования:
Предложение с прямой речью и словами автора «Язык, отсечал Чехов, должен быть прост и изящен».
Цитата включается в авторский текст как часть предложения Он всегда был убежден, что «в человеке все должно быть хорошо».
Цитата с пропуском, приведенная не сначала и не доконца (ставится многоточие) Как писал Пушкин, он «памятник воздвиг себе».
Цитирование поэтического текста. Если отрывок короткий (не более двух строк), см. п.1. Если же отрывок более длинный, текст цитируется с делением на строки и без кавычек Как писал Тютчев:         Молчи, скрывайся и таи         И чувства и мечты свои         Пускай в душевной глубине         Встают и заходят оне
Эпиграф пишется в правом углу после формулировки темы без кавычек, на следующей строке автор без скобок.
Сочинениe

по повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка».

Гринев и Швабрин.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

А.П.Чехов.

Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся Пушкин гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).
Цитирование при помощи вводных конструкций

2. Практические задания.
1. Записать высказывания, используя разные способы цитирования.
1.Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский)
2.Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. (А.Н.Толстой)
3.тем не менее у Лермонтова свой стих. (В.Г.Белинский)
4жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь. (М.Горький)
5.Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура. (Д.С.Лихачев)
6 талант развивается из чувства любви к делу. (М.Горький)

2. Расставить недостающие знаки препинания.
1. Свой идеал Лермонтов утверждал в следующих строчках
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

2. Лермонтов восхищается русскими людьми, сумевшими победить Наполеона
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.

3. Свое восхищение осенней природой высказал Пушкин в следующих строчках
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса