Урок «Диалог. Знаки препинания при диалоге» .


 УРОК № 5
Тема. Диалог. Знаки препинания при диалоге
 
Цель: углубить знания учащихся о прямой и косвенной речи; ознакомить с понятиями диалог, монолог, реплика; научить расставлять знаки препинания при диалоге; развивать диалогическую речь, умение правильно строить высказывания; развивать творческие способности; воспитывать культуру речи и культуру общения.
ХОД УРОКА
...так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Гете. «Фауст»
 
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА 
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
 
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
Учащиеся цитируют выписанные дома высказывания. Самые оригинальные и интересные отмечаются и записываются.
2. Беседа с учащимися.1) Что такое прямая речь?
2) Что такое косвенная речь?
3) Что называется цитатой?
4) Какие вы знаете способы цитирования?
5) Как иначе назвать беседу двух и более человек?
 
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА1. Работа со статьей учебника.
2. Словарная работа.•     Дайте толкование слов диалог, монолог. В чем отличие, в чем сходство этих слов? Какие еще слова имеют часть «-лог»?
 

 
Диалог — разговор двух или более лиц.
Монолог — речь одного лица.
Эпилог — заключительная часть произведения, сообщающая читателю о дальнейшей судьбе героев.
Пролог — вводная часть, подготавливающая к последующему развертыванию сюжета.
 
В состав данных слов входит часть греческого слова логос («слово, учение»). Отличаются эти слова начальными элементами диа- («два, состоящий из двух»), моно- («один, единый»), эпи- («после, сверх»), про- («пред, перед»).
Вы видите эпиграф нашего урока. Можно ли назвать его диалогом?
Диалог может оформляться и по-другому: при помощи кавычек и тире. «Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь».— «Привычка, Ленский».— «Но скучаешь ты как-то больше».— «Нет, равно». (А. Пушкин)
Монолог представляет собой высказывание объемом от одного предложения до размера публичной речи, длящейся несколько часов, а в письменной форме — до многостраничного текста.
 
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Коллективная работа.•     Запишите диалоги, расставляя знаки препинания; объясните расстановку знаков препинания.
 
3. Работа в парах.•     Запишите диалоги, расставляя знаки препинания.
1) А: Скажите пожалуйста как пройти на улицу Мира
   В: О Это совсем недалеко все время прямо потом направо  
   Там на углу сквер вы сразу увидите
2) А: Скажите пожалуйста как пройти на улицу Мира
   В: Чего
   А: Простите я спросил как пройти на улицу Мира
   В: Направо
   А: Спасибо
— Охарактеризуйте участников диалога; инсценируйте диалоги, учитывая характеристику участников.
 
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯБеседа с учащимися.
1) Что такое диалог?
2) Что такое монолог?
3) Что такое реплика?
4) Из скольких реплик может состоять диалог?
5) Как ставятся знаки препинания при диалоге?
Вывод. Наша речь имеет форму диалога или монолога. Монолог — речь одного лица (говорящего или пишущего). Диалог — речь двух и более лиц. Минимальный диалог — две реплики. Каждая реплика обычно начинается с новой строки, а перед репликой ставится тире, кавычки не ставятся, также диалог может оформляться при помощи кавычек и тире.
 VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить диалоги на тему: разговор с другом о последнем просмотренном фильме; разговор с родителями о летнем отдыхе (9 реплик).
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.