Рабочая программа элективного учебного курса 11 класса «Избранные вопросы обществознания»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного учебного курса
11 класса
«Избранные вопросы обществознания»
Составитель:
Некрасова Нелли Сергеевна
учитель истории и обществознания
2016г.
Пояснительная записка
Количество недельных часов –__1__ Количество часов в год –__34__
Цель курса – повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Задачи курса:
- повторить курс обществознания;
- сформировать умения и навыки решений тестовых заданий;
- ознакомиться со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету.
2.Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
-Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;
-Программа введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденный приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.
- Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики от 30.08.2013 года № 840 О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от «08» июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
- Приказ Минобрнауки России от «26» января 2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Устав МКОУ Бродовской СОШ;
- Образовательная программа среднего (полного) общего образования МКОУ Бродовской СОШ;
- Программа развития МКОУ Бродовской СОШ;
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»);
- Рабочая программа по обществознанию на уровень среднего общего образования составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года и авторской программы «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф., Лазебниковой А.Ю. «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. 2-е издание». М.: «Просвещение», 2010.
3.Место и роль предмета в базисном учебном плане:
Данный элективный курс по обществознанию для 11 класса рассчитан на 34 часа в год из расчета один раз в неделю.
4. Формы организации образовательного процесса:
- лекции, практикумы, тренинги.
5. Виды и формы контроля:
Виды: предварительный, текущий, тематический, итоговый.
Фронтальная беседа.
Решение практических заданий.
Выполнение тестов.
Учебно-методический комплект для обучающихся:
1.Баранов П.А. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.:АСТ, 2016ю – 542 с.
2.Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2016. Обществознание. Практикум. Задания части 2. Реальные тесты.- М.: Русское слово, 2016.
3. Рутковская Е.Л., Лазебникова А.Ю. , Королькова Е.С. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Русское слово, 2016.
7.Адресность рабочей программы:
Возраст обучающихся: 15-16 лет.
Группа здоровья: I-IV группы здоровья.
II. Содержание учебного курса:
Введение (1 ч.)
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2017. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2017.
Тема 1. Общество (4 ч.).
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР. Решение тестовых заданий части А и В.
Тема 2. Человек (4 ч.).
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности. Решение тестовых заданий части А и В.
Тема 3. Познание (3 ч.).
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Решение тестовых заданий части А и В.
Тема 4. Духовная сфера общества (2 ч.).
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии. Решение тестовых заданий части А и В.
Тема 5. Экономическая сфера общества (4 ч.).
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция. Решение тестовых заданий части А и В.
Тема 6. Социальная сфера общества (3 ч.).
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм. Решение тестовых заданий части А и В.
Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч.).
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни. Решение тестовых заданий части А и В.
Тема 8. Правовая сфера общества (4 ч.).
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды. Решение тестовых заданий части А и В.
Тема 9. Решение заданий различных типов (5 ч.).
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Написание эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».
Итоговый контроль. Выполнение заданий по курсу: «Избранные вопросы обществознания».
2. Учебно – тематическое планирование:
№ п/п
Наимено-вание тем
Количество часов
всего
в т.ч. на формы обучения и контроля
Фронтальная беседа
Решение практических заданий
Выполнение тестов
1
Введение. Особеннос-ти ЕГЭ по обществоз-нанию в данном учебном году.
1
1
2
Общество.
4
3
1
1
3
Человек.
4
1
3
4
Познание.
3
2
1
5
Духовная сфера общества.
2
1
1
6
Экономи-ческая сфера общества.
4
1
1
2
7
Социальная сфера общества.
3
1
2
8
Политичес-кая сфера общества.
4
1
1
2
9
Правовая сфера общества.
4
2
1
1
10
Решение заданий различных типов.
5
2
2
1
Итого
34
14
7
14
3.Календарно-тематическое планирование:
№ п/п
Содержание тем учебного курса
К-во часов
Дата по плану
Дата по факту
Вид контроля
Примечание
1
Введение.
1
07.09.
текущий, фронталь-ная беседа
1.Общество (4 ч.).
2
Общество - сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура.
1
14.09.
текущий, фронталь-ная беседа
3
Сферы жизни общества, их взаимосвязь.
1
21.09.
текущий, фронталь-ная беседа
4
Ступени развития общества.
1
28.09.
текущий, решение практи-ческих заданий
5
Глобальные проблемы человечества.
1
05.10.
текущий, фронталь-ная беседа
2.Человек (4 ч.).
6
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
1
12.10.
текущий, тестиро-вание
7
Многообразие видов деятельности человека.
1
19.10.
текущий, решение практи-ческих заданий
8
Человек в системе социальных связей.
1
26.10.
текущий, тестиро-вание
9
Свобода и ответственность личности.
1
09.11.
ткущий, тестиро-вание
3.Познание (3 ч.).
10
Познание мира.
1
16.11.
текущий, фронталь-ная беседа
11
Многообразие форм человеческого знания.
1
23.11.
текущий, фронталь-ная беседа
12
Науки о человеке и обществе.
1
30.11.
текущий, тестиро-вание
4. Духовная сфера общества (2 ч.).
13
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.
1
07.12.
текущий, фронталь-ная беседа
14
Наука и образование. Мораль. Религия.
1
14.12.
текущий, тестиро-вание
5. Экономическая сфера общества (4 ч.).
15
Экономика: наука и хозяйство.
1
21.12.
текущий, фронталь-ная беседа
16
Экономические системы.
1
28.01.
текущий, тестиро-вание
17
Многообразие рынков. Рыночные отношения.
1
18.01.
текущий, тестиро-вание
18
Экономический рост.
1
25.01.
текущий, решение практи-ческих заданий
6. Социальная сфера общества (3 ч.).
19
Социальная система. Семья и брак как социальные институты.
1
01.02.
текущий. фронталь-ная беседа
20
Социальный конфликт и пути его разрешения.
1
08.02.
текущий, тестиро-вание
21
Межнациональные отношения.
1
15.02.
текущий, тестиро-вание
7. Политическая сфера общества (4 ч.).
22
Политическая система.
1
22.02.
текущий, фронталь-ная беседа
23
Признаки, функции и формы государства. Политический плюрализм.
1
01.03.
текущий, тестиро-вание
24
Структура политической власти в РФ.
1
15.03.
текущий, тестиро-вание
25
Человек в политической жизни.
1
22.03.
текущий, решение практи-ческих заданий
8. Правовая сфера общества (4 ч.).
26
Право, система права. Источники права. Права человека.
1
05.04.
текущий, фронталь-ная беседа
27
Конституция РФ.
1
12.04.
текущий, фронталь-ная беседа
28
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
1
19.04.
текущий, решение практи-ческих заданий
29
Признаки и виды правонарушений.
1
26.04.
текущий, тестиро-вание
9.Решение заданий различных типов (5 ч.).
30
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию.
1
03.05.
текущий, фронталь-ная беседа
31
Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия.
1
10.05.
текущий, решение практи-ческих заданий
32
Написание эссе по обществознанию.
1
17.05.
текущий, фронталь-ная беседа
33
Написание эссе по обществознанию.
1
24.05.
текущий, решение пракити-ческих заданий
34
Выполнение заданий по курсу: «Избранные вопросы обществознания».
1
итоговый, тестиро-вание
4. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать / понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах
(текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
5.Учебно – методическое обеспечение:
1.Баранов П.А. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.:АСТ, 2016ю – 542 с.
2.Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2016. Обществознание. Практикум. Задания части 2. Реальные тесты.- М.: Русское слово, 2016.
3.Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2017. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. – М.: Экзамен, 2016 – 382 с.
4. Рутковская Е.Л., Лазебникова А.Ю. , Королькова Е.С. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Русское слово, 2016.
5.Методические рекомендации ЕГЭ 2017 по обществознанию.
6.Ресурсное обеспечение:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – официальный сайт Министерства образования и науки РФ; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портал федерального института педагогических измерений;
http://www.pish.ru – методический портал «Преподавание истории в школе»;
http://www.proshkolu.ru – портал «Про школу», клуб «Преподавание обществознания и права».
Лист корректировки рабочей программы
Учебная четверть
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Дата проведения по факту
Корректирующие мероприятия
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
ЁђЗаголовок 115