Зачет — одна из форм организации учебного процесса на уроке биологии в коррекционной школе VIII вида
одна из форм организации учебного процесса
на уроке биологии в коррекционной школе VIII вида
Подготовила учитель биологии МСКОУ СКОШ № 5
Чугунова И.К.
Педагогический контроль за усвоением учащимися знаний и овладением умений является составной частью обучения. Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами. Только располагая сведениями об овладении учениками знаниями, учитель сможет правильно организовать их дальнейшую познавательную деятельность.
Для обобщения полученных знаний на уроке биологии в конце каждой темы проводится повторительно-обобщающий урок. Одной из разновидностей повторительно-обобщающего урока может являться зачет. Конечно же зачет в школе для обучающихся с ОВЗ во многом отличается от зачетов в общеобразовательной или высшей школах, так как нашим детям характерны трудности в запоминании и усвоении большого количества материала, анализа изученной темы, хотя материал дается в более легкой и упрощенной форме, нежели в массовой школе. Но мы попытались провести эксперимент и ввести на уроке биологии в 8 классе одну из форм повторительно-обобщающего урока – зачет.
Зачет - организованная форма контроля за усвоением знаний, умений и навыков, полученных на практических занятиях и в процессе учебных занятий. На зачет выносятся крупные темы учебной программы курса биологии с целью закрепления и обобщения полученных знаний и навыков. Эффективность зачета зависит от содержания и характера проверочных вопросов, которые целесообразно сформулировать таким образом, чтобы ученики могли в ответе продемонстрировать знания, причинно-следственные связи явлений в растительном и животном мире, умение излагать ответы на конкретные вопросы. По форме организации зачет может проводится в устной, письменной или письменно-устной формах.
Для успешного проведения зачета, учителю необходимо знать что:
- ученики знают и понимают изложенный преподавателем материал;
- дети не имеют пробелов в знаниях по данной теме (если ученик общеобразовательной школы способен компенсировать пробелы в знаниях самообразованием (чтение учебника, дополнительной научной литературы), то детям школы VIII вида требуется особая помощь со стороны учителя (проведение дополнительного урока для отстающих учащихся, яркая наглядность, акцентирование внимания детей на основных моментах темы);
- дифференцированный подход в процессе проведения зачета (учитываются индивидуальные возможности каждого учащегося).
Для проведения зачета учителем заранее готовятся билеты. Билеты составляются в соответствии материалами изученной темы. В билете отражаются вопросы всей изученной темы. Первоначально для проведения зачета брались небольшие подтемы в одной большой теме (например, в теме «Рыбы» проводились зачеты по строению и размножению рыб, речные рыбы, морские рыбы). Ребятам необходимо было привыкнуть к такому виду деятельности к запоминанию и анализу большого объема материала. Постепенно был переход к зачету по большой теме, например, зачет по теме «Птицы», «Млекопитающие».
Кроме подготовки билетов к зачету, учителю необходимо заранее подобрать и сообщить учащимся вопросы, вынесенные на зачет. То есть за неделю учитель сообщает детям перечень вопросов по теме, которые необходимо повторить и сам вместе с ребятами проговаривает ответы на эти вопросы. Вопросы должны быть короткими, четкими, содержать конкретную информацию по заданной теме, при подготовке вопросов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (более легкие вопросы для слабых учащихся, более трудные для сильных). Для сильных учащихся в билетах предусматривается вопрос, на который можно ответить, при условии изучения не только программного материала, но и дополнительной литературы. Следовательно, учитывая, дифференцированный подход к учащимся и разный уровень знаний, готовятся билеты двух видов: для сильных и для слабых учеников. Отдельно готовятся дополнительные вопросы, рассчитанные как на слабых, так и на сильных учащихся.
Проведение зачета в устной форме. Для проведения устного зачета преподавателем готовятся билеты, которые состоят из 4 – 5 вопросов по сдаваемой теме. Билеты готовятся 2 типов - для учащихся, которые успешно усваивают материал и для слабых учеников. Вопросы в билете отражают все разделы темы и составлены так, чтобы при ответе ученик смог показать всю широту своих знаний. Предварительно учитель в ходе изучения данной темы определяет уровень знаний каждого ученика.
Устный зачет проводится в течение всего урока. Зачетный урок начинается с выдачи детям билетов. Билеты учащиеся выбирают себе сами, тем самым выбор билета зависит от них самих. Билеты раскладываются на двух столах разных рядов. На одном столе билеты для сильных учеников, а на другом для слабых. В начале урока ребята рассаживаются по одному за парту в шахматном порядке. Затем учитель объявляет ученикам тему зачетного урока, определяет каждому, кто с какого стола берет билеты, и лишь затем ученики по - одному подходят к столам и выбирают себе билет, сообщая учителю его номер.
На столах у ребят находятся только тетради с их записями и схематичными рисунками и билет с вопросами. Например, в теме «Птицы» каждый билет состоял из 4 вопросов, которые включали в себя все важные моменты изученной темы:
Какие органы располагаются на голове у птицы?
Какие органы пищеварения есть у птицы?
Каких хищных птиц вы знаете? Чем питаются хищные птицы?
Как куры выводят цыплят?
На подготовку к ответу в среднем дается от 10 до 20 минут.
Конечно же, более подготовленные ученики справляются с заданием быстрее, чем менее подготовленные. Если время подготовки к ответу затягивается, вызывается к учителю самый сильный ученик (в данном классе Булгакова Татьяна – девочка очень аккуратна, заинтересована в учебе, на каждом уроке записывает основные моменты, любознательна, увлечена данным предметом).
Выступление учащегося по билету, прежде всего, состоит из полноценного ответа на заданные вопросы. Если же ответ на какой - то вопрос вызывает у ученика затруднение (ребенок растерялся, забыл, перенервничал), то сначала учитель попытается успокоить ученика и получить ответ путем наводящих вопросов, небольших подсказок. Если же этот способ не дает положительных результатов, то учитель переводит ответ в форму доверительной беседы. Во время беседы учитель стремиться узнать уровень знаний ученика по данному вопросу. Вначале преподаватель старается натолкнуть отвечающего на правильный ответ и, видя, что ученик может ответить самостоятельно, несколькими наводящими вопросами дает ему возможность ответить самому. Если же ученик не может дать правильный ответ, то ответ на вопрос дается совместно с учителем, а затем задаются дополнительные вопросы, близкие к тому, который вызвал затруднения при ответе. Ответы учащихся оцениваются следующим образом:
Оценка «5» ставится, если ученик:
показывает полные знания и понимание данной темы, понимает сущность рассматриваемых понятий, взаимосвязей;
умеет составить правильный ответ, самостоятельно подтверждать ответ примерами, делать выводы;
логически последовательно раскрывает ответ, освещает конкретные факты, но без объяснений существенных моментов.
Оценка «4» ставится, если ученик:
дает ответ с подсказкой учителя, но ответ последовательный, логичный и содержит небольшие ошибки в осмыслении материала.
дает схематичные знания без объяснений существенных моментов и хаотично их излагает;
Оценка «3» ставится, если ученик:
дает в ответе отдельные представления об изученном материале;
ответ сочетается с существенными ошибками в осмыслении материала,
Слабым учащимся выдаются билеты с более легкими вопросами. Требования к их ответам ниже, чем к ответам сильных учащихся. Практически ответ слабого ученика строится в форме беседы с учителем, в которой преподаватель дает наводящие вопросы и вместе с учащимся делает умозаключения и выводы. После чего ученик может практически самостоятельно ответить на дополнительные вопросы, заданные учителем, чтобы подкрепить знания.
Критерии оценок конечно же ниже. Наивысший бал – это «4», когда ученик ориентируется в данном материале, может дать какие- нибудь примеры, обобщить изложенное вместе с учителем.
Проведение зачета в письменной форме. Подготовка к письменному зачету проходит по той же схеме что и подготовка к устному зачету. Письменный зачет проводится с применением карточек-заданий. Преподавателем заранее готовятся карточки с разнообразными заданиями: вопросами по теме, небольшими кроссвордами, ребусами, схематическими картинками. Карточки также готовятся дифференцированно. Подбирается материал для сильных и слабых учеников. Карточки состоят из 2 - 3 письменных заданий. Конечно письменный зачет в специальной (коррекционной) школе провести гораздо сложнее, так как дети не могут полно выразить свои мысли, умозаключения в письменной форме вследствие нарушений письма и речи. Умственно отсталый ребенок иногда не может выразить свои мысли устно, а тем более ему будет трудно описать их письменно. Однако был испытан и эта форма зачета. Дети сами выбирают себе карточки, также как и билеты при устном зачете. Ребятам очень нравятся задания в виде «найди лишнего», кроссвордов, ребусов. При проведении письменного зачета по теме «Хищные звери» в 8 классе были выведены вопросы:
Карточка № 1
1) Заполнить таблицу. Сделать вывод.
Место обитания
Способ добывания пищи
Тигр
Волк
Медведь
2) медведь, собака, белка
лисица, лев, суслик, кошка
В первой строчке мы вычеркнули ____________, так как он(а) относится к отряду _________________, а ________________ к отряду___________.
Во второй строчке мы вычеркнули ____________, так как он(а) относится в отряду_________________, а ________________ к отряду ___________.
Напиши различие между грызунами и хищниками.
Учащиеся в конце урока сдают свои подписанные работы, и на следующий урок учитель объявляет оценки и разбирает общие недочеты, ошибки, допущенные в работах вместе с ребятами.
Критерии выставления оценок: оценка «5» ставиться при правильном выполнении всех заданий; при допущении одного недочета или одной негрубой ошибки. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно более половины работы, но из сделанной работы видно, что ученик понимает изложенный материал; или допустил не более двух грубых ошибок. Оценка «3» ставится при выполнении менее половины работы; допущении не более 3 грубых ошибок, но видно, что имеются элементарные представления об изложенном.
Проведение зачета в письменно-устной форме. Письменно-устный зачет проводится по схеме проведения устного зачета. Подготавливаются билеты, состоящие из вопросов, на которые предлагается ответить устно, и письменных заданий. Билет включает в себя 4 - 5 заданий, 3 из которых предназначены для устного ответа и 1 – 2 письменных задания. Опять же осуществляется дифференцированный подход при проведении зачета. Более слабым – билеты с более легкими заданиями, более сильным – сложнее. Ребятам нравится такая форма зачета, так как они сразу видят результат своего труда. Отвечая на устную часть билета, они видят реакцию учителя на ответ. При необходимости учитель может помочь с ответом наводящими вопросами, конкретными примерами. Разбирая письменную часть билета, можно учитель при необходимости может задать по ней несколько дополнительных вопросов, тем самым, помогая ученику разобраться в ошибках и поправить, если они есть.
Оценка за ответ складывается из двух оценок – оценки за устный ответ и оценки за письменный ответ. Оценка «отлично» ставится, если ответы на обе части задания даны в полном объеме, с исходящими их ответов выводами, но в одном из ответов допущены небольшие погрешности, ошибки.
Эксперимент проводился в 8 классе. Данный класс изучает по биологии раздел «Животные».
В течение года по окончании прохождения каждой темы в этом классе проводились зачетные уроки. Были проведены все три формы зачета. Наиболее популярными формами проведения зачета среди ребят и учителя стали устная и устно-письменная. Так как при устном и письменно-устном зачетах учитель мог лично убедиться в глубине знаний каждого учащегося, в его понимании материала. Потому, что запинка ученика при ответе не говорит еще о том, что он не знает материала, не понимает вопроса, а просто ребенок испугался, растерялся, не смог сосредоточится на вопросе и задача учителя успокоить отвечающего и помочь ему дать правильный ответ. Тогда как при письменном зачете учащиеся должны самостоятельно ответить на карточки-задания, и поэтому лишены помощи учителя, что очень трудно для умственно отсталых учеников.
Наиболее характерными недочетами в ответах некоторых детей, главным образом тех, которые имеют слабые знания, были неполные ответы, которые содержали конкретный яркий, но часто второстепенный материал. То есть они не обращали внимания на важные моменты. В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений, они не способны усвоить программный материал в полном объеме. Однако помощь преподавателя в виде наводящих вопросов в основном улучшала выступление отвечающего. Ученики стараются не просто показать свои знания, но и продемонстрировать в ответе такие факты, которые можно почерпнуть только из дополнительной литературы. В конечном итоге, с каждым последующим зачетом, качество их ответов постоянно улучшается. Ответы данных учеников являются более последовательными, яркими, раскрывающими почти все необходимые существенные моменты.
Но самое, главное – это изменилось качество ответов у всех учащихся. Практически все ученики класса не просто пересказывают отдельные яркие моменты, как это было при проведении повторительно-обобщающего урока, а стараются объяснить необходимые взаимосвязи. Их ответы стали более полными, более существенными, последовательными. Ребята продумывают свой ответ, стараясь вставить в него свою «изюминку». Конечно же ответы умственно отсталых учащихся во многом отличаются от ответов школьников общеобразовательных школ, которые дают более сложные, научно обоснованные ответы, но все же готовясь, к зачету, повторяя пройденный материал и изучая дополнительную литературу, ребята стараются показать всю полноту своих знаний.
Несомненно, первоначально даже само слово «зачет» их немного пугало. Новое слово, новые требования, подстегивали быть более дисциплинированными на уроках, более внимательными. Ребята боялись, что у них не получится, они все забудут, не смогут ответить на вопросы. Но с каждым последующим зачетом ученики чувствовали в себе все большую уверенность, а ответы с каждым разом были все лучше.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
По данным диаграммы видно, что у учеников имеется несомненное продвижение вперед в умении воспринимать и давать конкретные ответы на поставленные вопросы. Все ребята стали заинтересованы в учебе, на уроках стараются записать основные моменты, зарисовать или сделать небольшой схематичный рисунок, чтобы в последующем, иметь опору для ответа на зачете. А это значит, что ребята постоянно работают. И эта работа начинается с самого первого урока новой темы и заканчивается зачетным уроком, на котором виден результат их работы.
Изученная литература и исследования подтверждают значение общеобразовательного обучения в коррекции недостатков умственно отсталого ребёнка.
Заинтересованность в учебе, доверие и помощь учителя способствуют коррекции недостатков психофизического развития детей. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы. Это, прежде всего, постоянная работа не только учителя, но и учащихся.
Все это подтверждается в проведенном эксперименте, но следует учесть некоторые очень важные моменты.
Зачет целесообразнее проводить в старших классах (8 – 9 классы), так как учебная деятельность осуществляется с более значительной опорой на словесно-логическое мышление. Школьники, имея достаточный опыт осуществления мыслительных процессов на основе непосредственного восприятия и практических действий, могут затем действовать на словесно-логической основе.
Прежде чем использовать зачет, как разновидность повторительно-обобщающего урока, учителю необходимо изучить уровень развития детей, глубину дефекта каждого ученика класса, заинтересованность детей в учебе.
Получить конкретные положительные результаты, вводя такую форму урока, как зачет, можно только хорошо зная детей, их уровень знаний, подготовленность, работоспособность и, конечно же, любя свой предмет и прививая эту любовь детям.
Список использованной литературы
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.
Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19
Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997г. - №4 – с.43.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – Москва, Просвещение, 1979г.
Тупаногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4 – с.9.
12.Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.
14.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
15.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.
16. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе.- М., 1981.
17. Воспитательная работа во вспомогательной школе / под редакцией В.Ф.Мачихиной. – М., 1980.
18. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002 г.
13PAGE 15
13PAGE 14115
13PAGE 15
Root Entry