Программа по элективному предмету «Избранные вопросы русского языка»
Рабочая программа
по элективному предмету
«Избранные вопросы русского языка»
10-11 классы
Пояснительная записка
Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости последовательно реализовывать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений. Также одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка должно быть постоянное внимание к языковым значениям. Необходимо использовать в работе учителя современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, применять единый критериальный подход к оценке творческих работ учащихся.
Данная программа предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Материал, содержащийся в программе, не является абсолютно новым для восприятия. Создавая данную программу, я делала ставки на уже имеющиеся знания у учащихся из области русского языка и литературы. Она содержит систематизацию и обобщение знаний учащихся за курс основной (полной) школы, углубляет знания учащихся, полученные в 5-9 классах. Предлагаемая программа рассчитана на 68 часов (34 часа (1 в неделю) в 10 классе и 34 часа ( 1 час в неделю) в 11 классе).
В 11 классе работа по орфографии, пунктуации в значительной мере ведётся параллельно с работой над текстом.
Цель данного предмета – повышение уровня лингвистической культуры учащихся, повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.
Преподавание строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса.
Особая установка на целенаправленную подготовку учащихся к выполнению экзаменационной работы по русскому языку в формате ЕГЭ. Таким образом, преподавание элективного предмета должно обеспечить систематизацию знаний и углубление умений учащихся на уровне, предусмотренном программой итоговой аттестации и вступительным экзаменом в вузы.
Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета «Избранные вопросы русского языка» ученик должен знать/понимать:
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно выразительных средств языка.
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
Литература
Для учащихся
1) Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10-11 классы. М.: Русское слово, 2010.
2) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 5-7 класс . Научный редактор академик Шанский Н. М.-М.: Просвещение, 2009;
3)Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов А. Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. -М.: Просвещение, 2009;
4) Разумовская М. М, Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., и др. Русский язык: 5-9 классы. Под редакцией М. М. Разумовской, Леканта.- М.: Дрофа, 2011;
5)Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Мнемозина, 2007;
пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;
пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.
Для учителя
1)Гольцова Н. Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование. - М.: Русское слово,2005.
2)Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. - М.: Русское слово,2008.
3)Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
4)Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. - М.: Русское слово,2004.
5)Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
6)Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Пособие для подготовки к итоговой аттестации. 10-11 классы. - Краснодар, 2008.
методические пособия, включенные в перечень учебных и методических изданий, допущенных Министерством образования РФ;
методические пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки учащихся к единому государственному экзамену.
10 класс (34 часа)
Орфоэпия
Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова). Употребление фразеологизмов, их роль в речи. Переносное значение слова, тропы.
Словообразование
Образование слов, способы словообразования. Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.
Морфология
Морфологические нормы. Морфология и орфография. Морфологический анализ слова. Самостоятельные и служебные части речи. Морфология и речеведение. Морфологические средства связи предложений в тексте.
Орфография
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
Речь. Текст
Стили и функциональные типы речи. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Выразительность русской речи. Средства выразительности речи. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.
11 класс (34 часа)
Синтаксис
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Осложненное простое предложение. Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия. Сложное предложение. Строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синтаксический анализ предложения.
Синтаксические нормы. Нормы согласования, управления. Синтаксические средства выразительности речи.
Пунктуация
Пунктуация в простом и сложном предложениях. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения ( определение, обстоятельство, приложение, дополнение). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания в сложном предложении (ССП, СПП, с разными видами союзной и бессоюзной связи). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Речь. Текст
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Речевая ошибка.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Аргументация собственного мнения по проблеме.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
Тема урока
К-во часов
Элементы содержания
Дата проведения
1.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
1
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Произношение согласных звуков, ударение.
2.
Лексическое значение слова.
1
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова).
3.
Употребление фразеологизмов,их роль в речи.
1
Фразеологизм. Употребление фразеологизмов. Синтаксическая роль фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
4.
Стили и функциональные типы речи.
1
Стили и функциональные типы речи. Признаки стилей и типов речи. Функциональные особенности стилей и типов речи.
5.
Текст. Смысловая и композиционная целостность текста.
1
Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Текст как речевое произведение. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Создание собственного текста.
6.
Практическая работа. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
1
Формирование умения извлекать главную информацию из письменных текстов различных стилей и жанров. Выполнение тестовых заданий.
7.
Переносное значение слова, тропы.
1
Переносное значение слова, тропы, основанные на переносном значении слова, их роль в тексте.
8.
Практическая работа. Выразительность русской речи.
1
Анализ средств выразительности в тексте.
9.
Контрольная работа по темам «Орфоэпия», «Лексика и фразеология».
1
Разноаспектный анализ текста, включающий задания на знание орфоэпических и лексических норм, тропов.
10.
Образование слов, способы словообразования.
1
Образование слов в русском языке, основные способы образования слов.
11.
Словообразование и орфография.
1
Словообразование и орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи.
12.
Тест «Правописание корней, приставок, суффиксов»
1
Выполнение тестовых заданий по типу А13, 14, 16.
13.
Разноаспектный анализ текста
1
Разноаспектный анализ текста, включающий задания из разделов «Речь. Текст.», «Словообразование», «Лексика и фразеология».
14.
Практическая работа. Информационная обработка текста.
1
Совершенствование навыка извлечения главной информации из текста, анализ средств выразительности в тексте.
15.
Морфологический анализ слова.
1
Морфологический анализ слов различных частей речи. Синтаксическая роль различных частей речи. Переход из одной части речи в другую.
16.
Морфологические нормы.
1
Образование форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, сравнительных числительных, родительного падежа числительных, именительного и родительного падежа множественного числа существительных, косвенных падежей личных местоимений
3 лица после предлога.
17.
Контрольная работа по темам «Словообразование», «Морфология».
1
Тест, включающий задания типа А 3,6-10.
18.
Самостоятельные и служебные части речи.
1
Морфологические признаки частей речи. Формирование умения различать самостоятельные служебные части речи, похожие по звучанию и написанию.
19.
Морфология и орфография.
1
Морфологический принцип русской орфографии.
20.
Разноаспектный анализ текста.
1
Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Морфология».
21.
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий.
22.
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий учащимися.
23.
Тест «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи»
1
Выполнение заданий типа А12.
24.
Практическая работа. Средства выразительности русской речи.
1
Анализ средств художественной выразительности в тексте. Создание собственного текста на заданную тему.
25.
Правописание НЕ с разными частями речи.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий.
26.
Правописание НЕ с разными частями речи.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий, составление тестовых заданий.
27.
Тест «Правописание НЕ с разными частями речи»
1
Выполнение тестовых заданий по типу А 17
28.
Частицы НЕ и НИ.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий.
29.
Практическая работа
« Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения».
1
Анализ текстов различных стилей и жанров.
30.
Контрольная работа по теме «Правописание -Н- и -НН-», «Правописание НЕ и НИ».
1
Выполнение тестовых заданий.
31.
Правописание служебных частей речи.
1
Выполнение тестовых заданий по теме.
32.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
1
Выполнение тестовых заданий по теме.
33.
Разноаспектный анализ текста.
1
Разноаспектный анализ текста, включающий изученные орфограммы, задания из раздела «Морфология», «Словообразование», «Речь. Текст».
34.
Контрольная работа, включающая тестовые задания по изученным темам.
1
Выполнение заданий типа А1,2,3,6,7, 10,11,
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№
Тема урока
К-во часов
Элементы содержания
Дата проведения
1.
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
1
Понятие о типах подчинительной связи в словосочетании. Выполнение упражнений из части В.
2.
Практическая работа «Типы подчинительной связи в словосочетаниях».
1
Выполнение упражнений типа В.
3.
Предложение.Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
1
Способы выражения подлежащего и сказуемого. Работа с микротекстом, выполнение заданий А6 –А12
4.
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
1
Нормы речи. Качества хорошей речи.
5.
Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические,стилистические. Речевая ошибка.
1
Практическое занятие: выполнение упражнений типа А1,2,3,4,5,28; правка текста.
6.
Двусоставные и односоставные предложения.
1
Выполнение тестовых упражнений.
7.
Осложненное простое предложение.
1
Выполнение тестовых заданий.
8.
Контрольная работа по теме «Словосочетание и простое предложение»
1
Тест.
9.
Разноаспектный анализ текста
1
Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Словосочетание и простое предложение».
10
Построение предложений с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами. Синтаксическая синонимия.
1
Практическое занятие: выполнение упражнений типа А5, 28.
11.
Сложное предложение. Строение ССП и СПП. Синтаксический анализ предложений.
1
Выполнение заданий по типу А20 -27.
12.
Текст. Основные признаки текста.Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
1
Особенности типов речи. Работа с текстами разных типов, распознавание типов речи.
13.
Синтаксические нормы, Нормы согласования, управления.
1
Выполнение упражнений, тестовых заданий.
14.
Синтаксические средства выразительности речи. Анализ текстов различных стилей и жанров.
1
Анализ текста (прозаического и поэтического).
15.
Разноаспектный анализ текста.
1
Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Синтаксис. Синтаксичекие нормы».
16.
Практическая работа . Анализ текстов различных стилей и жанров. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
1
Анализ текстов различных стилей и жанров, информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
17.
Контрольная работа по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы».
1
Тестовая работа, включающая задания А20-28, В1-8.
18.
Пунктуация в простом и сложном предложениях.
1
Выполнение упражнений на умение различать простое осложненное и сложное предложения.
19.
Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определение, обстоятельство, приложение, дополнение).
1
Выполнение упражнений.
20.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
1
Выполнение упражнений.
21.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
1
Выполнение упражнений.
22.
Тест «Пунктуация в простом осложненном предложении.
1
Выполнение тестовых заданий типа А19-27
23.
Разноаспектный анализ текста
1
Разноаспектный анализ текста, включающий задания по теме «Синтаксис».
24.
Создание собственного текста на основе исходного. Формулировка проблем исходного текста.
1
Определение проблем исходного текста. Правила построения собственного текста.
25.
Знаки препинания в сложном предложении (ССП, CПП, с разными видами связи).
1
Выполнение упражнений по теме.
26.
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
1
Выполнение упражнений по теме.
27.
Контрольная работа по теме «Пунктуация в сложном предложении».
1
Тестовая работа.
28.
Разноаспектный анализ текста.
1
Разноаспектный анализ текста с творческим заданием. Формулировка проблем текста.
29.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста.
1
Обучение комментированию проблемы исходного текста, умению отражать позицию автора текста.
30.
Аргументация собственного мнения по проблеме текста.
1
Обучение умению подбирать аргументы, доказывающие собственное мнение по проблеме исходного текста.
31.
Практическая работа. Создание собственного текста на основе исходного.
1
Творческая работа по исходному тексту.
32 - 33
Контрольная работа в форме и по типу ЕГЭ.
2
Выполнение заданий частей А и Б (возможно частично – по выбору учителя), части С.
34.
Урок повторения и обобщения изученного.
1
Выполнение упражнений. Анализ контрольной работы.
Распределение учебного материала
№
Раздел
Количество часов
Из них
Практические работы
Контрольные работы
1.
Орфоэпия
2
1
2.
Лексика и фразеология
5
1
1
3.
Словообразование
4
2
1
4.
Морфология
6
1
1
5.
Орфография
14
4
2
6.
Синтаксис
12
4
2
7.
Пунктуация
12
2
1
8.
Речь.Текст.
13
6
2
9.
Итого
68
22
10
Заголовок 1Заголовок 315