Активные формы обучения, направленные на формирование коммуникативных УУД младших школьников

Активные формы обучения, направленные на формирование коммуникативных УУД младших школьников
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Мною разработаны 3 дополнительных образовательных программы, реализуемые во внеурочной деятельности обучающихся начального звена: «Навстречу природе», «Орнитология» и «Фенология». Данные программы способствуют развитию интереса детей к миру живой природы родного края, формируют мотивацию к природоохранной деятельности обучающихся учащихся, а так же раскрывают определенные возможности для формирования универсальных учебных действий
В образовательной практике я применяю активные формы обучения, которые способствуют формированию коммуникативных УУД и включают в себя следующие технологии:.
технология проектного обучения
учебно-исследовательская деятельность
игровые технологии
экскурсии

Динамично помогают начать урок такие методы, как: «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Подари подарок соседу по парте». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества ребят. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. 
Часто в урок включаю сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина, Н.Сладкова. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней.
Например: Разыгрываются сценки из жизни лесных птиц:
глухаря и рябчика, снегиря и дятла, куропатки и ворона и.т.д.. На поставленный вопрос почему рябчик любит весенние цветы, глухарь даёт не правильный ответ, и ребята это активно обсуждают. И так в каждом сюжете
Также использую деловые игры на экологическую тематику, в ходе которых обсуждаются с проблемные ситуации, когда дети выступают в роли экологов, агрономов, директоров фермерских хозяйств.
Например, проблемная ситуация: орнитологи констатируют факт, что хищные птицы- ястребы тетеревятники в зимнее время уничтожают большое количество городских птиц, таких как голуби. В летнее время в когтях соколов ежегодно гибнет до 30% мелких певчих птиц, особенно страдает птичий молодняк. Вопрос - как сберечь птиц от такого нападения? Есть предложение уменьшить численность, а может быть совсем, уничтожить пернатых хищников. Нужно ли это сделать? Поможет ли это птицам? Ситуация разыгрывается в виде игры - своё мнение высказывает агроном и эколог и другие участники игры. Взвешиваются все за и против и делается правильный вывод
Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе и значимость природных компонентов, а так же направлены на формирование коммуникативных УУД: способствуют ориентации на партнера по общению, формируют умение слушать собеседника, удовлетворяют потребность ребенка в общении сверстниками и формируют приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу общения
При этом обучающиеся проявляют определенную степень уверенности и инициативности (например, задают вопросы и обращаются за поддержкой в случае затруднений)
Они овладевают такими элементами культуры общения как умение выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, а также кооперативно- соревновательное общение со сверстниками. На их основе у ребенка постепенно складывается более объективное, опосредствованное отношение к себе, уверенность в успехе
Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.
Настольные игры: «пиксисо»( сдвоенные карточки), зоологическое лото, «Экологический аукцион» и др. способствуют развитию внимания, учат строить речевое высказывания, слушать и понимать других.
Чтобы все эти формы работы были успешны, нужно выполнять некоторые правила:
Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью я наблюдаю за детьми, выявляю их любимые игры, анализирую какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
Каждая игра должна содержать элемент новизны - должна вызывать у детей интерес.
Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
Эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
Умение эффективно сотрудничать в поиске и сборе информации, доносить свою позицию до других наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативные.
Мои первоклассники, ребята, занимающиеся по программе «Навстречу природе» тоже занимаются своими первыми исследованиями. Вместе мы исследовали состав и свойства снега, определяли, как зима помогает деревьям, живут ли в нашем городском парке животные, делали снежные кормушки для птиц и использовали для подкормки птиц разные корма и др. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Дети учатся договариваться друг с другом, согласовывать с другими свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Нередко среди них возникает настоящее сотрудничество: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д.
Участие в проектной деятельности обучающихся так же играет большую роль в формировании коммуникативных УУД:
- ребята учатся планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;
Пример: проект «Певчие птицы» Цель проекта дети разрабатывали совместно с муз работником ДОУ: познакомиться с муз. произведениями в которых звучат голоса певчих птиц, самостоятельно узнать о жизни пернатых вокалистов. Рассказать об этом воспитанникам ДОУ. Были поставлены вопросы : кто такие певчие птицы, где они живут, чем питаются, как можно помогать птицам и др. В ходе реализации проекта ребята учились:
- отвечать на вопросы;
- задавать вопросы;
- вести диалог;
-работать в паре и группе
-слушать и понимать других

Особый разговор о часто мною используемо форме - экскурсии в природу. Общение с природой, с миром птиц, доставляет детям радость! При этом радость от общения и интерес возрастает по мере накопления опыта. Природа всегда воспринимается как бы заново. Всегда удивляет и восхищает. Чем больше узнаёшь нового, тем больше просыпается к ней интерес!
Каждая экскурсия-это самостоятельное учебное занятие которое состоит из практической деятельности, собственно наблюдения, обсуждения результатов, обобщения и выводов. Проведение экскурсии способствует развитию у детей способности брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания (проведения наблюдений).
По мере приобретения опыта общения, развивается способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу даже в ситуации спора и противоречия интересов, умение договариваться, находить общее решение практической задачи.
Выводы:
Активные формы обучения играют значимую роль при формировании коммуникативных универсальных учебных действий: обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения, развивает способность сотрудничать и общаться в коллективе

Информационные ресурсы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
2. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула: ТГУ, 2002. – 127 с.
3. А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова. Программа личностного развития и формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования.( образовательная ситема «школа 2100»)


15