Использование современных компьютерных технологий в работе по ознакомлению с окружающим детей младшего дошкольного возраста
Использование современных компьютерных технологий
в работе по ознакомлению с окружающим детей
младшего дошкольного возраста
Клочкова В.Г.
МБДОУ детский сад №4 «Солнышко»
Работа с детьми младшего дошкольного возраста в системе занятий по ознакомлению с окружающим направлена на формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях его с природой.
В ходе ознакомления с окружающим у детей формируются представления о предметном мире, созданным руками человека. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, учит его быть внимательным к тому, что его окружает. Важно научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях. При формировании адекватных представлений об окружающем у детей создается чувственная основа для слова. Ребенок подготавливается к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений /стихов, рассказов, сказок, песен/. Формирование временных представлений, ориентировки во времени также включено в ознакомление с окружающим с тем, чтобы дети начинали осознавать значимость структурирования времени и темпа собственной деятельности, а также овладели первоначальными навыками контроля и соотнесения своей деятельности с природными явлениями. В процессе ознакомления с природой у детей формируются образы-представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.
Возможны несколько путей их совершенствования. Первый - расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции. Второй - использовать при формировании представлений информационные технологии.
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим направлениям: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы. Каждое из этих направлений имеет свои особенности, знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическими для данной области действительности. Ознакомление с окружающим должно обеспечивать существенные сдвиги в умственном развитии детей. Однако это происходит лишь в том случае, когда детям даются не отдельные знания о предмете или явлении, а определенная целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.
Применение ИКТ на занятиях позволяет давать материал в привлекательной для ребёнка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий с применением компьютерных технологий - обучающая. Занятия должны быть составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
Исходя из вышесказанного, использование современных информационных технологий является эффективным средством воспитания, развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы.
Литература :Управление инновационными процессами в ДОУ.-М.,Сфера,2008
Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве».-М., Сфера, 2008
Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., №11