коррекционно-развивающего занятия с родителями детей младшего школьного возраста


Методическая разработка
коррекционно-развивающего занятия с родителями детей (личностная сфера) младшего школьного возраста
учитель Еремина Татьяна Михайловна
Цель: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов родителей с детьми, понижение уровня тревожности.
Задачи:
1.Развитие внутренней активности родителей.
2.Формирование социального доверия.
3.Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
5.Формирование адекватной самооценки родителей.
6.Развитие социальных эмоций.
7. Развитие коммуникативных навыков.
Предмет коррекции: эмоциональная и коммуникативная сфера родителей детей младшего школьного возраста.
Средства коррекции: ролевая игра, элементы психогимнастики, специальные приёмы неигрового типа, направленные на сплочение группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.
Стимульный материал:
Мяч.
Визитки разных цветов: желтый, красный, зеленый, синий.
Ватман.
Клей.
Бумажные треугольники разных цветов: желтый, красный, зеленый, синий.
Цветные колпачки, галстуки, носики из поролона.
Цветной пластилин для изготовления поделок.
Сосуд с водой.
Фломастеры.
Время проведения
Начало занятия:
Перед началом занятия звучит песня «У меня сегодня праздник» с демонстрацией клипа.
На экране картинка «С днём рождения»
Педагог-психолог: «Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы с вами встретились, чтобы познакомиться и поиграть в игры, в которые обычно играют ваши дети, и в которые вы можете поиграть вместе с ними. Меня зовут Татьяна Михайловна, я работаю в школе психологом. А как вас зовут, вы мне сами скажите».
Участники вместе с психологом становятся в круг. Психолог берёт в руки мяч. Всем участникам психолог предлагает, передавая мяч назвать себя любимым именем, которое сохраняется на все время занятий.
Психолог также предлагает родителям выбрать визитки разных цветов: желтый, красный, зеленый, синий. Имена пишутся на визитках и прикрепляются на одежду родителям. После этого из треугольников, которые соответствуют цвету на визитках, взрослые на листе ватмана делают аппликацию, которая определяет эмоциональное настроение перед началом занятия.
Психолог: «Уважаемые родители! У нас сегодня необычное занятие. Мы приглашены к ребёнку на день рождения. Сейчас я предлагаю вам разбиться на пары Ребёнок-Родитель.» Участники разбиваются на пары.
Игра «Друг к дружке».
Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение чувства уверенности в себе.
Психолог: «Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.
Родители подойдите к Ребёнку и поприветствуйте его. Можно приветствовать друг друга, в парах самыми разными частями тела: ладонями - внутренней и тыльной стороной; локтями; плечами; спинами,; бёдрами; коленями; носками; пятками; ушами; носами; затылками и т.п.» Психолог стимулирует творчество у участников в придумывании необычных приветствий.
Психолог: «А кто из нас именинник мы сейчас узнаем. Предлагаю вспомнить считалочку». Один из участников считает и называет именинника.
Психолог: «Мы приглашены на день рождения и нам надо выглядеть празднично. Предлагаю всем одеть колпачки, цветные галстуки и носики». Участники одевают всё, что достаёт из пакета психолог.
Психолог: «На день рождения мы поедем на поезде».
Психолог предлагает детям игру «Паровозик». Ведущим выбирается с помощи считалочки другой участник.
Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение чувства уверенности в себе, сплочение группы, умения подчиняться требованию одного.
Ход игры. Участники игры строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик едет, преодолевая с вагончиками различные препятствия (все повторяют за ведущим различные движения).
Во время игры звучит музыка и демонстрируется ролик с песней «Мы едем, едем, едем…»
В конце игры все становятся около стола.
Психолог обращается: « Сейчас мы для именинника будем делать подарки. Но мы не просто их будем делать, но и поздравлять его». Психолог раздаёт цветной пластилин. Они лепят из пластилина цветные фигурки.
Во время изготовления подарков звучит песня «И я поздравляю тебя…»
После того как участники слепили подарки они дарят их имениннику с пожеланиями. На столе стоит свеча. После того как прозвучали слова поздравления, именинник дует на неё и тушит, загадывая желание.
Цель игры: создание положительного эмоционального фона, развитие воображения, умение свободно высказывать своё мнение, сплочение группы.
Психолог: «Вот и прозвучали слова поздравления. День рождения подходит к своему завершению. Давайте пригласим фотографа, и он нас сфотографирует». Из числа участников выбирается фотограф.
Психолог предлагает игру «Семейный портрет».
Цель игры: игра служит социометрии игровой группы, а также отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опираясь на групповое взаимоотношение.
Ход игры: В семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный портрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.
Психолог предлагает участникам игры встать в круг и ответить на вопрос: «Какие у вас чувства вызвало наше занятие? Сейчас вы будете передавать друг другу сосуд с водой, стараясь не пролить её, чтобы не расплескать всё положительное, что вы приобрели сегодня»».
Участники по очереди говорят о своих чувствах, передавая друг другу по кругу сосуд с водой.
После окончания игры педагог - психолог вновь предлагает родителям выбрать треугольники из цветной бумаги – желтый, красный, зеленый, синий. После этого из треугольников на листе ватмана ребята делают аппликацию, которая определяет эмоциональное настроение после проведенного занятия.
Звучит песенка крокодила Гены «С днём рождения»
Занятие заканчивается. Родители вместе с психологом встают в круг, вытягивают руки к центру и говорят: «До свидания!» Психолог дарит участникам воздушные шары.