1. Система использования инновационных методов и приёмов работы на уроках музыкального искусства, способствующих воздействию на интеллектуальный и эмоциональный мир учащихся
Система использования инновационных методов и приёмов работы на уроках музыкального искусства, способствующих воздействию на интеллектуальный и эмоциональный мир учащихся
Процесс обучения и воспитания учащихся средствами искусства – это стремление к творчеству, движению вперёд, сотворчеству со своими учениками. Новые методы и приемы обучения способствуют яркому, образному взаимодействию с учащимися на уроке, развивают фантазию, воображение детей, а построение уроков в разных жанрах: урок-путешествие, урок-беседа, урок-размышление, урок-концерт, урок-театрализация повышают интерес учащихся. Урок должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыкальное искусство. Объединить все элементы, урока в единый спектакль помогает метод художественно-педагогической драматургии, а его результатом является воздействие на интеллектуальный, эмоциональный и нравственный мир ребенка.
В основе метода художественно-педагогической драматургии лежит идея Л.М. Предтеченской об использовании специфических средств выразительности на уроке искусства. Это метод соединяет в себе законы развития действия в искусстве и законы построения школьного урока, что способствует композиционному решению урока как единого целого.
В структуру урока органично включаются основные виды музыкальной деятельности, образовательные игры, творческие задания: мини-сочинения, сенкан, интеллектуальные разминки.
Метод художественно-педагогической драматургии
Основные принципы урока, построенного по методу художественно- педагогической драматургии предусматривают наличие:
Художественного названия урока, основанного на его содержании.
Эпиграфа, являющегося нравственным стержнем урока. В результате разрешения воспитательной задачи ребята учатся добру, толерантности, взаимовыручке, любви и уважению друг к другу.
Композиция урока – логический ряд изложения материала в развитии (по законам драматургии):
Вступление: создание эмоционального тона и настроя урока.
Экспозиция: представление темы, постановка проблемы.
Разработка: завязка сюжета, развитие действия (реализуется развитие темы, задач урока на новом учебном материале, который подается в тесном взаимодействии с различными видами музыкально-практической деятельности учащихся).
2947670346710Кульминация: эмоциональный пик урока. Разрешение проблемы, поставленной учителем, это наивысший накал чувств учащихся, итог действия.
Реприза: обобщение материала урока, итог действия.
Последействие: с чем ушли учащиеся с урока.
Важным моментом урока являются рассуждения ребят, их выводы при анализе прослушанного произведения, где используется схемы-алгоритмы анализа музыкального произведения и словарь выразительных слов для характеристики настроения музыки, который расширяет словарный запас учащихся. Результатом их размышлений могут стать сочинения-миниатюры.
Сочинение
Сочинение – музыкально-творческий подход в воспитании учащихся, способ развития музыкальной культуры школьников. Развивается мышление, художественный вкус, эмоциональный интеллект, речь, умение видеть и слышать прекрасное.
11093455166360 Современная педагогика ставит перед учителем множество разнообразных задач, одна из которых – вызвать у ребят интерес к учению, используя стимулирующие методы и приемы. Опыт работы дает право утверждать, что различные виды деятельности учащихся на уроке требуют связующего звена, логического перехода от одного действия к другому, имеющему смыслообразующий итог.
Таким ключом могут стать сюжетные иллюстрации – один из наглядных методов, активизирующий деятельность учащихся на уроках музыкального искусства. Сюжетные иллюстрации направляют действие урока. Используя данный прием необходимо в кульминационный момент урока разрешить нравственную задачу. От образа солдата – к образовательной игре, от игры – к сенкану.
33000952146935СенканСенкан – это восточный стиль написание стихов. Состоит из пяти строчек, нерифмованный стих. Сенкан синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое описывает или отзеркаливает тему. Сенкан помогает обобщить информацию несколькими словами:
первая строчка – это слово или словосочетание, о котором составляется сам сенкан;
вторая строчка – это два определения, характеризующие первую строчку;
третья строчка – это три глагола, относящиеся к тому, о чём составляется сенкан;
четвёртая строчка – это предложение из четырёх слов, которое также относится к первой строчке;
пятая строчка – это синоним к первому слову.
Для составления сенкана требуется умение находить в материале наиболее существенные элементы, делать заключение. И выражать все это в кратких выражениях.
Сенкан к слову «Герой»
1. Герой 1. Герой
2. Мужественный храбрый 2. Храбрый, смелый
3.Любит, защищает, отстаивает 3. Зашищает, побеждает, одерживает победу
4. Будем помнить тебя всегда 4. Всегда есть место подвигу
5. Соотечественник 5. Патриот
Образовательная игра
Игра – один из видов деятельности не только младших, но и старших школьников. Оказывает положительное влияние на усвоение и закрепление материала. Среди игр с правилами значительное место занимают дидактические. В них развиваются познавательные способности учащихся, усваивается программный учебный материал. Цель образовательных игр - закрепление материала по основным видам деятельности школьников на уроках музыки, активизация деятельности учащихся, развитие внимания, памяти, воспитание коллективной ответственности.
3623945-158115
Методика комплексного музыкально-певческого воспитания
Основное место на уроке отводится хоровой деятельности как наиболее доступному виду коллективного музыкального творчества.
При обучении музыкальному искусству большое внимание обращается на формирование певческих навыков и речевой культуры, выработке которых способствуют наглядные игровые упражнения, комплексы по сольфеджио. Дидактические игры и репертуар, а также алгоритм Дмитрия Ерофеевича Огородного (в своей деятельности я использую элементы его методики) – все это в простой и доступной форме способствует освоению детьми основ вокальной культуры.
Участие в вокально-хоровой работе способствует развитию музыкального слуха и певческого голоса, создает условия для совершенствования исполнительского мастерства. В процессе хорового пения разрешаются следующие задачи:
развивать у детей интерес и любовь к хоровому искусству;
воспитывать художественный вкус;
всесторонне развивать музыкальный слух – мелодический, ритмический, гармонический;
прививать вокально-хоровые навыки, развивать певческий голос, формировать красивое естественное звучание, расширять диапазон;
уметь создавать художественный образ песни.
Здоровьесберегающие технологии
В процессе обучения и воспитания учащихся средствами музыки используются методы и приемы оздоравливающего характера: физминутки, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.
Физкультурная минутка на уроке представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить кровообращение в организме ребёнка, снять статистическое напряжение. Количество физкультурных минуток должно соответствовать
динамике работоспособных детей, учитывать возрастные особенности каждого года жизни.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей являются пальчиковые игры в начальной школе. Игры эти очень эмоциональные. Они увлекательные и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе выполнения пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Дыхательная гимнастики А. Стрельниковой16344905033010 Уникальная методика вокалиста Александры Стрельниковой не только восстанавливает дыхание и голос певцам, но и благотворно воздействует на организм в целом.
Использование в системе на уроке музыкального искусства инновационных методов и приёмов работы достигаются высокие результаты воздействия на интеллектуальный и эмоциональный мир учащихся.
Музыка одно из чудес дарованное Богом человечеству, которое сопровождает нас от самой колыбели всю последующую жизнь.
Если вы хотите, чтобы ваши ученики, ваши дети гармонично и творчески развивались – учите детей музыке.