Кризисы в развитии личности.


Кризисы в развитии личности.
Магомедэминова Мадина Н. 5курс
Психологического факультета
Научный руководитель
Шарбузова Х.А. к.п.н., доцент
Преподаватель Шуруха Т.А.
Аннотация: Психология традиционно уделяла больше внимания развитию ребенка, чем взрослого человека. Так как в детстве развитие происходит очень быстро, напрямую связано с ростом и физическими изменениями. В последнее время интерес исследователей сместился к проблеме развития взрослого человека, когда оно начинает носить преимущественно внутренний характер и не сопоставляется с достижениями социального, профессионального или другого плана. Внимания уделяется изучению жизненного пути человека, его жизненных стратегий.
Условия удовлетворенности человека своей жизнью, возможности ощущения счастья.
Abstract: Psychology has traditionally devoted more attention to the development of a child than an adult. Because childhood development occurs very quickly, is directly connected with growth and physical changes. Recently the interest of researchers shifted to the problem of development of an adult when it starts to be a predominantly internal nature and not matched with advances in social, occupational, or other plan. Attention is paid to the study of the life of a man, his life strategies. The conditions of satisfaction of person with his life, capabilities, happiness.
Ключевые слова: кризис личности; ситуация; личность; процесс.
Кризис – это столкновение, между привычным прошлым и возможным будущим, между той, кто ты есть сейчас и той, кем ты могла бы стать. Кризис личности поджидает человека в любом возрасте. Он борется с устоявшейся системой правил, норм поведения и т.д.— это все кризис личности, который человек остро переживает.
В ходе жизни каждая личность развивается, и учиться чему-то новому. Но иногда современная жизнь ставит людей в такое положение, где им тяжело своевременно реагировать на быстрые изменения ситуации. И вот человек сталкивается с изменением ситуации, и становится сложно верить в то, что до сих пор считалось правильным, а что неправильным.
И в такой момент у человека наступает кризис личности. [2;4].
Джон Кеннеди сказал: "Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: «опасность»; «благоприятная возможность»". Такой афоризм можно применить и к личностным кризисам.
Попадая в кризис личность, испытывает ощущение тупика, тревог, страхов, неопределенности, иногда пустоты, он больше не может вести себя
по-старому, его поведение не приносит нужных ему результатов.
Кризисы в развитии личности бывают трех видов: возрастной кризис, ситуативный кризис и личностный.
Возрастной кризис – это когда человек уже чего-то хочет, а среда ему еще этого не дает. Таких кризисов достаточно много, и возникают они почти с младенчества. Детские кризисы бывают в конце первого года, в три года, в семь лет и в течение всего подросткового возраста. Чаще на жизнь человека влияют не только возрастные кризисы личности, а еще и эмоциональное состояние, система ценностей человека меняется в состоянии страха, горя или гнева. Личностный кризис приводит к различным поступкам, которые общественное мнение не понимает и не воспринимает, отрицание и отказ помочь приводит человека к проявлению неадекватного поведения, стрессу, фрустрации, депрессии. [1;10].
Первый кризис – это 17-18 лет. Начинается самоопределение в мире. Второй кризис возникает от 30 до 40 лет – кризис середины жизни. Человек задается вопросом: все ли я сделал, что хотел?
Следующий кризис – предпенсионный – в 50-60 лет выход на пенсию и смена образа жизни. И последний – это кризис конца жизни – случается в разном возрасте и производится оценка прожитой жизни.
Второй– ситуативные кризисы наступают когда человек не успевает или не может получить всё, что хочет , здесь нужно – расставить приоритеты, перерассмотреть свои взгляды, уметь выбирать.
И третий тип – это личностные кризисы - когда реализация жизненного замысла оказывается затруднительной или невозможной. Из этого сложно бывает найти выход и на то разные причины: горе, утрата, ощущение бессмысленности и тд. Так же кризисные переживания могут быть радостными – рождением ребенка, свадьбой или долгожданным повышением и т.д. В итоге: человек чувствует, изменения внутри, нет желания жить так, как жил раньше.
Выход есть всегда, найдите себе поддержку, необходимо общение, любовь и забота, это могут быть близкая подруга, ваш супруг, дальний родственник. Он должен быть вам симпатичен и приятен, а также искренне заинтересован , чтобы он слушал вас и не осуждал, или заведите личный дневник Переживайте все, что с вами происходит, не бойтесь и не избегайте ,это ваш бесценный опыт ,который сделает вас сильнее и умнее. Кризис переживаем и конечен, и его итог ваша новая и зрелая личность. [2; 6].
Кризис личности можно преодолеть, нужна своя система ценностей. Свое внимание следует сосредоточить не на власти и деньгах, а на самом себе. Такой метод выхода из кризиса личности подходит одиноким людям, а семейным можно создать такой центр - собственного мира, а на внешних кругах оставить друзей, увлечения и другие проявления жизни. В такой системе каждый сможет любые проблемы преодолеть.
Л.С. Выготский понимает развитие как процесс, который протекает не равномерно, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Он обращает внимание на переходные, или критические периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. Кризисы взрослых отличаются от кризиса у детей: они не имеют привязанности к возрасту. Могут подготавливаться постепенно, могут возникать и внезапно в случае появления внезапных изменений в социальной ситуации человека [12;19].
Изменение социальной ситуации при этом заключается в разрушении имевшегося ранее образа будущего, в «изменении перспективы человеческой жизни в целом» [9].
Центральным новообразованиям периода взрослости можно посчитать семейные отношения и профессиональную компетентность, когда человек осмыслил смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.
Заключение
И так, по мнению большинства исследователей, кризис затрудняет развитие, но при этом открывает новые возможности, и внутренние резервы человека. Кризис всегда ассоциируется с жизненной неудачей, негативными переживаниями. Но кризисную ситуацию так, же вызывает жизненное достижение, приводящее к изменению состояния и сильными позитивными чувствами. Но как уже было сказано выше, кризисы преодолеть можно ,и нужно и способы есть.
Список литературы
1.     Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Ак. проект, 2000
2.     Абульханова-Славская К.А. Стратегия человеческой жизни. — М., 1991.
3.     Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды. - М., 1980.-Т. 1.
4. Психология формирования и развития личности. — М., 1991.
5.     Белоусов С. А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология зрелости и старения. — 1988. — № 4.
6.   Зейгарник Б. В. К вопросу о механизмах развития личности // Вестник МГУ. Серия «Психология». — 1979. — № 1.
7.  Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.
8.  Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. — Калуга, 1994.
9.  Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. М.: Эксмо, 2004
10.  Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000
11.  Выготский Л.С . Психология возраста. — СПб., 2001.
12. Хухлаева О.В. Выготский Л.С . Психология развития. М.: Академия, 2002.