Урок по математике на тему Подготовка к решению задач на нахождение суммы, остатка. (1 класс)


1 класс
Оралбаева Сербиназ Рахымбердиевна
Методическая цель: Показать сочетание использования элементов развивающего обучения и игровой технологии.
Тема урока: Подготовка к решению задач на нахождение суммы, остатка.
Задачи урока:
1 Развитие математического мышления учащихся. Актуализировать опорные знания детей для введения понятия «задача»; закрепить умение составлять числовые выражения по рисунку на сложение и вычитание.
2 Научить ученика получать радость от общения с учителем, учениками и от самой учебной деятельности. Подчеркивать силу коллектива в решении сложных задач, акцентировать внимание на том, что все люди разные и делают открытия тоже по разному.
3 Воспитывать культуру поведения на уроке; интерес к предмету через игру; доброту и милосердие.
Оборудование:
1Иллюстрация снеговика.2. Геометрические фигуры.3. Наборное полотно, карточки с цифрами.4. Схема задачи.5. Иллюстрация кормушки со снегирями.6. Схема ломаной линии.
ХОД УРОКА
1.Психологический настрой..Вопрос: Вы готовы к уроку? Проверим!
Игра “Как живёте?”
(На каждый вопрос дети хором отвечают: “Вот так!” и жестом показывают нужное действие.)- Как живёте?- Вот так! (Показать большой палец)- Как идёте?- Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)- Как бежите?- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)- Ночью спите?- Вот так! (Руки “ лодочкой” под щёку и положить на них голову)- Как берёте?- Вот так!- А даёте?- Вот так!- Как шалите?- Вот так! (Произвольные движения)- А грозите?- Вот так! (Погрозить пальчиком)- Как сидите?- Вот так! (Руки на стол)- А математику как знаете?- Вот так! (Показать большой палец)
2. Актуализация знаний
Задачи в стихах. (На наборном полотне карточки с цифрами)
Задание: Внимательно прослушать, решить, назвать только результат.
А) 7 малюсеньких котят,что дают им, всё едят.А один сметаны просит.Сколько же котяток? (8)
Задание: Поставить карточку с цифрой, обозначающей это число, на наборном полотне.
Б) Вот 8 зайчатПо дорожке идут.За ними вдогонкуДвое бегут.Так сколько ж всегоПо дорожке леснойТоропится в школуЗайчишек зимой? (10)
в) Все ли здесь цыплятки – деткиНадо сосчитать наседке:6 – на грядках, 3 – во ржи.Сколько их всего, скажи? (9)
г) 5 ворон на крышу сели,2 ещё к ним прилетели.Отвечайте быстро, смело,Сколько всех их прилетело? (7)
Работа с рядом чисел
(Ряд чисел 7, 8, 9, 10)
Задание:
- Прочитать получившийся ряд чисел.
- Какое число в нём “лишнее”? Почему?
- Все ли числа здесь натуральные?
- Как можно назвать ряд чисел?
- Самое маленькое число? Большое?
- Какое число стоит перед 10? Следует за 7? Между 8 и 10?
- Вспомнить, что значит “ увеличить на…”, “ уменьшить на…”.
Задание:
- Увеличить однозначные числа на 1.
- Уменьшить все числа на 2.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо начали работу на уроке. Я открою для вас секрет.
К нам на урок должен прийти необыкновенный гость. Но он появится лишь в том случае, если вы дружно и правильно справитесь со следующей работой.
Вопрос: Вам интересно узнать, кто будет нашим гостем?
А вы готовы справиться со следующим заданием?
Тогда вперёд!
3 Постановка проблемы
- Расшифруйте анаграммы:
О р а з а к м д а з а ч а
- РОЗА, МАК, ЗАДАЧА.
- Какое слово лишнее?
- Что такое задача?
4 Открытие нового знания
- В жизни нам часто приходится решать какие-то задачи. А кто знает из каких частей состоит задача?
Задача состоит из 4 частей- это условие, вопрос, решение и ответ. На этом этапе уточняется понятие «задача». Учитель просит рассказать детей о том, что им стало известно из текста задачи, затем сообщает, что это –условие задачи. Просит повторить, что же является условием этой задачи. Что нужно узнать в задаче? Учитель говорит , что это вопрос задачи и просит его повторить. Можно ли ответить на этот вопрос? Какое действие нужно для этого выполнить? Составим выражение. Это решение задачи, а его результат-ответ задачи.
Учитель: А вот и наш гость пожаловал.
Нравится он вам?
Учитель: Снеговик принёс интересные математические задания, но все они связаны с зимой, с холодом. Догадались почему?
Снеговик – зимний житель, в тепле он боится растаять, поэтому он решил подстраховаться и принёс “ холодные” задания. Не боитесь замёрзнуть?
Тогда вперёд.
На доске:
Снежинки – выражения: 5+2 = 8+1 = 8-1 = 9-2 = 5-2 =
Учитель: Посмотрите, а вот и снег пошёл. Да не простой, а математический.
Вопрос: Что несут с собой снежинки? (Математические выражения)
Сколько из них на сложение?
Как называются компоненты при сложении?
Задание: Прочитать по – разному и вычислить результат.
Физ. минутка
Учитель: Вы справились с заданием, но снег продолжает падать. Лёгкие, пушистые снежинки кружатся в воздухе и тихо опускаются на землю.
Давайте покажем как они это делают.
Мы снежинки, мы пушинки,Покружиться мы не прочь.Мы снежинки – балеринки,Мы танцуем день и ночь.Мы деревья побелили –Крыши пухом замели.Землю бархатом укрыли,И от стужи сберегли.Налетел ветерокИ умчался весь снежок.
5 Первичное закрепление
Работа по учебнику: стр 99 №2
Повторение частей задачи
Сугроб со схемой: У.
Учитель: Посмотрите, какой сугроб намело.
Вопрос:
- Что за обозначения на нём?
- Что означает буква У.? Что такое условие?
- Что означает буква В.? Что такое вопрос?
- Что означает буква Р.?
- В виде чего мы записываем решение задачи? (В виде математического выражения)
- Что означает буква О.?
Игра. Математические снежинки
Решение задач на сложение и вычитание
Учитель: Снеговик снова предлагает вам поиграть в снежки, только в математические. На снежках – задача.
Задание: Внимательно её прослушать, найти среди выражений её решение и записать в тетрадь.
Если вы с заданием справились правильно, значит, снеговик промахнулся, ну, а если неверно,… (значит, снежок угодил прямо в вас).
Вопрос: Вы готовы?
Задача № 1:  На горке 8 ребят. Один скатился вниз. Сколько ребят осталось на горке? (8-1=7)
Вопрос: Какое из выражений является решением этой задачи?
Почему эту задачу нужно решать вычитанием?
Так сколько осталось ребят на горке?
Задание № 2: На катке каталось 5 мальчиков и 2 девочки.
Вопрос: Почему это не задача?
- Поставьте вопрос.
- Найдите среди выражений решение, запишите.
- Что означает 5? 2? (5+2=7)
- Почему решаем сложением?
- Так сколько ребят каталось на катке?
Составление задачи по рисунку
Решение. (Рисунок: кормушка со снегирями).
Учитель: Пока мы с вами играли, на кормушку к снеговику прилетели его друзья. Вы их узнали?
Задание: Составить задачу по рисунку, чтобы в её условии были слова, “стало на …больше”.
Задание: Повторить условие, вопрос. Каким действием будем решать задачу? Почему? Что значит выражение “на 2 больше”?
Записать решение задачи в тетрадь (с комментированием).
(Дети записывают в тетрадях, 1 ученик комментирует “Ведёт класс!” Учитель – у доски).Физ. пауза
Учитель: Снеговик приготовил для птиц угощение, но не может подойти к кормушке, на его пути сугроб. Давайте поможем ему протоптать дорожку.
(Полечка “Пяточка – носочек”).
Работа с ломанойУчитель: В виде чего у нас получилась тропинка?
- Из чего состоит ломаная?
- Как называется сторона ломаной?
- Из скольких звеньев состоит ломаная?
- Сколько в ней вершин?
Самостоятельная работа
(На проверку случаев сложения и вычитания 1, 2;подготовка к сложению и вычитанию 3).
Учитель: Ребята, мне кажется, со снеговиком что - то происходит. Он начал таять. Не помогли ему его “холодные” задания, тепло от вашей дружной работы оказалось сильнее. Но есть средство, которое может спасти снеговика. Вот эти льдинки. Если их расколдовать, а это сможете сделать только вы, снеговик не растает.
Вы готовы помочь снеговику?
Задание: 1 льдинку расколдовывает 1 группа, 2 льдинку – 2 группа.
“Льдинки”:
I группа: 3+2= 7-2= 6-1= 4+1=II группа: 6-2+1= 2+2+1= 8-2-1= 3+2+0=
Проверка: Какой результат получили дети 1 группы? 2 группы?
6 Рефлексия
- Вам понравился урок?
- Чему вы сегодня научились на уроке?
Учитель: Это Снеговик ставит вам “5”в знак благодарности за его спасение и за дружную хорошую работу на уроке. Я тоже говорю вам спасибо за урок и разрешаю взять, когда пойдёте домой, ту снежинку, которая вам больше нравится.