Конспект по математике по теме «Нахождение неизвестного вычитаемого и уменьшаемого в многозначных числах»( 4 класс) 
Конструкт урока математики
по производственной практике по ПМ 0.1 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
Харенко Елена Андреевна.
Дата: 18.11.15г
Предмет: математика.
Класс: 4-а, 
Учитель:  Гнксарева Яна Валентиновна.
Методист: Титова Наталья Федоровна.               Подпись: 
Тема: «Нахождение неизвестного вычитаемого и уменьшаемого в многозначных числах».
Цель: формирование  умении находить неизвестное вычитаемое и уменьшаемое в многозначных числах. 
            Планируемый результат: 
Личностный: Дети проявляют интерес к уроку математике и демонстрируют умение работать  самостоятельно и фронтально.
Метапредметный: Дети совместно с учителем определяют тему урока, ставят цель урока, осуществляют взаимоконтроль, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, демонстрируют умение выстраивать логические цепи рассуждений, сотрудничают с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, 
Предметный: Дети демонстрируют  умение  находить неизвестное вычитаемое и уменьшаемое в многозначных числах.
Задачи:
Воспитательная:  воспитывать интерес к урокам математики, умение работать самостоятельно.
Развивающая: личностные УУД-развивать у детей умение совместно с учителем определять тему урока, ставить цель урока, осуществлять взаимоконтроль,  регулятивные УУД-умение осознанно строить речевое высказывание, умение выстраивать логические цепи рассуждений, сотрудничать с учителем и сверстниками,  коммуникативные УУД -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Образовательная:  повторить название компонентов и результат действия вычитания , таблицу умножения;  познакомить детей с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и значение разности; отрабатывать умения решать задачи с помощью уравнений.
Тип урока: урок изучение нового
           Принципы обучения и воспитания: коррекционой школы…
Принципы обучения: наглядности, доступности, логичности и последовательности, деятельности, сознательности и активности, связи с жизнью.
Принципы воспитания: Создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания:
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). По дидактическим целям:
Методы приобретения новых знаний;
Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
По  уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, частично – поисковые, объяснительно-иллюстративные. Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы получения новых знаний (объяснение, демонстрация)
Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)
Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемы или создание проблемной ситуации)
Методы контроля и самоконтроля. 
Методы воспитания: 
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; поручение. 
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:  диалог, рассказ.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
        Форма организации деятельности обучающихся:  фронтальная, индивидуальная, работа в парах.        Средства обучения: 
Демонстрационные:
Доска
Слайд – презентация
Индивидуальные: 
Тетрадь
Учебник
Ручка
Карандаш
План урока:
Мотивация к учебной деятельности.( 2-3мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.(10мин)
Решение проблемы.(10мин)
ФизминтПервичное закрепление(12мин). 
Организация самостоятельной работы (само- и взаимопроверка по эталону).( 5мин)
Информация о домашнем задании.( 2мин)
Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).(2-3мин)
Макет доски:
Презентация 
11 ноября
Классная работа
           
Таблица с компонентами разности 
Решение задачи учащимися
Этапы урока Методы и приемы Деятельность учителя, обучающихся. Планируемые результаты с 
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность. По источнику получения знаний: 
Словесные: беседа
- Здравствуйте ребята, меня зовут  Елена Андреевна ,  сегодня я у вас проведу урок математики.
-Вначале сядут девочки, затем сядут мальчики.
-Давайте, проверим готовность к уроку. У вас на парте должны лежать дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
- Откройте тетради и  запишите дату – 18.11 и классная работа.  кто уже написал руку на локоток. 
Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.    
Задача: повторить изученный материал, выявить проблемы, сформулировать тему, цель урока. По источнику получения знаний: 
Словесные: 
беседа, 
Наглядные:
демонстрация
По дидактическим целям: 
Методы формирования умений и навыков, применения знаний.
По  уровню включения в продуктивную деятельность: 
Проблемное изложение изучаемого.
 частично – поисковые. 
Для того что бы повторить таблицу умножения давайте с вами поиграем в игру « веселый мяч». Я буду говорить примеры и кидать мяч одному ученику он должен  поймать и сказать ответ,  а все остальные внимательно слушают, если согласны с ответом, то поднимаем две руки, а если не согласны то только одну. После ответа, мяч завращается ко мне, и я предлагаю другой пример другому ученику, а  вы сигнализируете, согласны с ответом или нет. Кому не понятно что мы сейчас будем делать?
И так начнем.
9*9 =81  Вы согласны? Как нужно показать руками, одной рукой или руками? 
8*7
6*8
5*9
5*8 и т.д 
Найдите значение разности 97 и 15. ( писать 
97-15
 
Суммой  каких  слагаемых  можно заменить  число 15, чтобы лучше вычесть? ( разностью 10 и 5 ) Какое выражение получится 
 97-( 10-5). Как удобнее из 97 вычесть сумму ( 10и 5) ( сначала из 97-10-5=82
Кто заметил какое выражений лишнее. 
Лишний пример будут 97-15=82 
Давайте повторим компоненты  разности
Появляется таблица на доске( вопросы!!)
 Как называется число из которого вычитают? (называют уменьшаемое). 
А число которое вычитают  как называют? (вычитаемое). 
Кто знает как называется  выражение в котором между числами стоит знак минусь.( разностью)
Как называется  число которое получится в результате вычитания.( на разности)
Что мы с вами только что повторили? ( компоненты разности
Значит какая будет тема нашего урока? ( ответ детей)
Тема урока будет: нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого в многозначных числах.
Что мы должны научиться находить! 
Научиться находить неизвестное уменьшаемое 
Научиться находить неизвестное вычитаемое
Личностные УУД:
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД:
 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные УУД:
 формируем умение слушать и понимать других;
 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение ставить цель урока, планировать деятельность
ф3.Решение проблемы.
Задача:найти решение поставленной проблемы.
По источнику получения знаний: 
Словесные: беседа
Практические: упражнения, повторение
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: 
Создание ситуации успеха
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: Временная работа в парах.
Методы эмоционального стимулирования:поощрение.
Давайте начало поучимся находить  неизвестное уменьшаемое в уравнениях 
Посмотрите на доску. 
 
Решим уравнение х- 67.200= 10.350
Прочитайте уравнение используя названия чисел при вычитании .( уменьшаемое не известно , вычитаемое 67.200 значение разности 10.350)
 Вспомните правило нахождение уменьшаемого. ( Что бы найти не известное уменьшаемое нужно к значение разности 10350 прибавить вычитаемое 67200, запишите как найти не известное уменьшаемое) 
Х=10350+ 67200
Можно ли найти устно значение суммы( нет)  вычислите рядов в столбик 
Как будем записывать числа ? как будем прибавлять  ? Тысячи с тысяч, сотни с сотен, десятки с десятками, единицы из единицами.
Запиши чему равняется неизвестное уменьшаемое Х
Что нужно сделать ? (проверку)
КУДА БУДЕШЬ ПОДСТАВЛЯТЬ ЧИСЛО 77550 ( В УРОВНЕНИЕ )
 ПОДСТАВЛЯЙ ВЫЧИСЛЕ ЛЕВУЮ ЧАСТЬ. МОЖЕШЬ В УМЕ ( НЕТ) ПИШИ В СТОЛБИК. ИЗ 77550- 67200=10350
Как записываем число 67200?( под числом 77550)
Как будем вычитать ?КАКОЙ ОТВЕТ В УРОВНЕНИЕ! 
И так значит что бы найти не известное уменьшаемое что нужно сделать ? ( ответы детей)
Правильно нужно к значение разности прибавить вычитаемое !23900-х= 11230
Прочитайте уравнение используя названия чисел при вычитании .( Вычитаемое  не известно , уменьшаемое  23900 значение разности 11230)
 Вспомните правило нахождение вычитаемого. ( Что бы найти не известное вычитаемое  нужно из уменьшаемого вычесть значение разности , запишите как найти не известное вычитаемое ) 
Х=23900-11230
Можно ли найти устно значение суммы( нет)  вычислите рядов в столбик 
Как будем записывать числа ? как будем вычитать  ? Тысячи из тысяч, сотни из сотен, десятки из  десяток, единицы из единиц.
Запиши чему равняется неизвестное вычитаемое  Х
Что нужно сделать ? (проверку)
КУДА БУДЕШЬ ПОДСТАВЛЯТЬ ЧИСЛО 12670 ( В УРОВНЕНИЕ )
 ПОДСТАВЛЯЙ ВЫЧИСЛЕ ЛЕВУЮ ЧАСТЬ. МОЖЕШЬ В УМЕ ( НЕТ) ПИШИ В СТОЛБИК. ИЗ 23900-12670=11230
Как записываем число 12678?( под числом 23900)
Как будем вычитать ?Можно сделать вывод, что бы найти не известное вычитаемое что нужно сделать ?( ответы детей)
Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
4.Первичное закрепление по плану.
1.Задача
2.ООД
3.Организация действий
4.Действия детей с дополнительными вопросами и коррекционной работой
5.итоги Задача:  По источнику получения знаний: 
Словесные: 
беседа, 
Наглядные:
демонстрация
Давайте мы с вами вспомним решение задач, для этого я предлагая вам решить задачу. Прочитайте ее про себя.
В магазин привезли хлеб, за день было продано 176 кг хлеба, и после этого в магазине осталось на 145 кг хлеба меньше, чем продали. Сколько килограммов хлеба привезли.
 -вслух нам прочитает Дарья, другие внимательно слушают  и думают о чем эта задача ?О чем задача? ( о хлебе)
Для того чтобы лучше понять условие задачи, составим краткую запись в виде схемы.
Сколько кг хлеба продали за день?( 176 кг)
Сколько кг хлеба осталось в магазине? ( на 145 кг меньше)
Продали – 176 кг                                                   ?Осталось  - ? на 145 кг меньше, чем 
Прочитайте вопрос задачи.( Сколко кг хлеба привезли)
Можно сразу ответить на вопрос задачи?( нет )
Почему?( потому что не знаем столько осталось кг хлеба осталась)
Значит, задача?
Что можно узнать, если известно, что хлеба продали 176 кг, а осталось хлеба на 145 кг меньше? ( сколько осталось кг хлеба )
Каким действием? ( вычитанием)
Почему?
Как?
Ответили на вопрос задачи? ( нет )
Что можно узнать, зная, что продали 176 кг хлеба, и известно, сколько осталось (31 кг) хлеба? ( сколько всего привезли )
Каким действием?( сложение)
Почему? 
Как?
Ответили на вопрос задачи?( да)
После того, как мы с вами обсудили, самостоятельно запишите решение задачи в тетради по действиям без пояснений. А один ученик работает за доской, затем проверим. 
Давайте проверим, что получилось. Посмотрите на доску, у кого получилось также, поднимите руку. Запишите ответ краткий. 
У кого по-другому?
– Что узнали первым действием?
-Что узнали вторым действием?
У кого также?
Поднимите руку.
Молодцы ребята, мы с вами закрепили умения решать задачи. Личностные УУД: 
 формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД:
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
5.Физминутка.        
Задача:отдохнуть, снять напряжение, 
Методы эмоционального стимулирования:использование игр, игровых форм.
Методы закрепления и повторения изученного материала:повторение. 6.Организация самостоятельной работы и взаимоконтроль. 
Задача: проверить уровень усвоения детьми пройденного материала. Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы самостоятельной работы.
Что бы закрепить тему нашего урока я предлагаю вам порешать уравнения с неизвестным вычитанием и уменьшаемым .Х- 34670=56700
Что будем делать ?Прочитайте уравнение используя названия чисел при вычитании .( уменьшаемое не известно , вычитаемое 34670значение разности 56700)
 Вспомните правило нахождение уменьшаемого. ( Что бы найти не известное уменьшаемое нужно к значение разности 56700прибавить вычитаемое 34670, запишите как найти не известное уменьшаемое) 
Х=65700+34670
Можно ли найти устно значение суммы( нет)  вычислите рядов в столбик 
Как будем записывать числа ? как будем прибавлять  ? Тысячи с тысяч, сотни с сотен, десятки с десятками, единицы из единицами.
Запиши чему равняется неизвестное уменьшаемое Х
Что нужно сделать ? (проверку)
КУДА БУДЕШЬ ПОДСТАВЛЯТЬ ЧИСЛО 100370 ( В УРОВНЕНИЕ )
 ПОДСТАВЛЯЙ ВЫЧИСЛЕ ЛЕВУЮ ЧАСТЬ. МОЖЕШЬ В УМЕ ( НЕТ) ПИШИ В СТОЛБИК. ИЗ 100370-34670=56700
Как записываем число 67200?( под числом 77550)
Как будем вычитать ?КАКОЙ ОТВЕТ В УРОВНЕНИЕ! 
А сейчас попробуйте самостоятельно решить.
12400-х= 23800
 Познавательные УУД:
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Формируем общеучебные УУД (умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме),
-  логические УУД (операции анализа, синтеза, сравнения),
Регулятивные УУД:
- (контроль,коррекция, оценка при решении задач волевую саморегуляцию на протяжении урока)
- формируем умение высказывать своё предположение 
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
(владение диалогической речью, умение работать в парах);
7.Информация о домашнем задании.
Задача: дать четкую установку домашнего задания. Методы получения новых знаний: Объяснение Откройте дневники и запишите домашнее задание  страница учебника 63 № 290 и 285 8. Рефлексия учебнойдеятельности.
Задача:подвести итог урока, провести рефлексию деятельности
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: 
Поощрение.
Создание ситуации успеха
Наш урок подошел концу, что вы нового узнали на уроке? ( ответы детей) 
У вас на партах лежат вот такие карточки, со смайликами, если у вас на уроке все хорошо получалось и вы поняли новый материал то поставьте галочку возле улыбающегося, если что то не получилось то возле грустного  смайла.
Сегодня на уроке работали все активно, мне очень приятно было работать с вами. Особенно мне понравились как работали ( имена). Сейчас мне сдадут тетради на проверку ( имена)  Личностные УУД: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Регулятивные УУД:
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.