«Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования».


Букреева Светлана Георгиевна, учитель начальных классов ВККМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразоватеьной школы №99, г. Воронежа, Воронежской области
Тема статьи:  «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования».
АННОТАЦИЯ
Принципы гуманизма и общедоступности образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», реализуются в образовательном процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка.
Статья, которую мы вам предлагаем, на первый взгляд, сугубо теоретическая. Но это та теория, которая всем своим содержанием направлена на практику.
Новая школа, которую нам надлежит построить, должна стать школой не только учения, но и жизни, и должно обрести гибкость, откликаться на постоянное обновление.
В статье перечислены основные технологии обучения, используемые в работе, и подробно рассмотрена технология работы над проектом.
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» просто невозможно. Как показывает практика, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и какие УУД должны быть сформированы в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
  Меняется и роль учителя — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребёнком на одном языке.
  Поэтому одна из главных задач школы дать детям современное образование, соответствующее изменившимся потребностям личности и общества, тем самым реализовать право детей на доступное и качественное образование.Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий, создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Существующие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. Но отличаются по различным параметрам.
Методика обучения - это свод правил, примеров и средств, с помощью которых, многолетний опыт передается от одного поколения другому и формирует новый опыт жизнедеятельности людей.
Технология обучения - это "привязывание" методики к конкретным условиям, система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности педагогического процесса. Сегодня насчитывается большое количество образовательных технологий, предложенных для использования.
Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Многие педагоги отмечают, что использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различным предметам позволяет существенно повысить восприятие материала урока учениками.
На уроках в начальной школе учитель использует следующие технологии:
Игровые технологии.
Игровые технологии находят широкое применение как при организации учебного, так и воспитательного процессов.
Через игру ребёнок формирует своё умение включаться и участвовать в коллективной деятельности. Через игру и в процессе игры происходит подготовка ребёнка к общественно-оцениваемым сначала учебной, а потом и иным видам деятельности.
Технология проблемного обучения.
Технология проблемного урока играет одну из ведущих ролей современных средств обучения. Она развивает логическое мышление, и пространственное воображение активизирует познавательную деятельность детей, повышает внимание и интерес к объекту обсуждения. Способствует объединению, сплочению коллектива для решения задач, способствует установлению контакта между детьми внутри коллектива и контакта между коллективом и учителем.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении.
1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).
2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).
4. Ученик сам ставит проблему, и сам решает ее (исследовательский метод).
Технология модульного обучения.
Модульная технология (по Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко) преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) работает по целевой индивидуальной программе.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Технология интерактивного обучения.
Технология интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целено правленого усиленного межсубъективного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создаёт оптимальные условия для их развития.
Технология интерактивного обучения может быть технологической характеристикой отдельного урока, занятия, внеклассного дела. В то же время в интерактивном режиме можно проводить серию или все уроки или занятия по какой-либо дисциплине.

Технология развивающего обучения известна благодаря авторам Л.В.Занкову, Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову.
Обучение ведется на высоком уровне трудности. Огромную роль играют теоретические знания учащихся. Учащиеся сами осознают ход умственных действий. Учитель обращает внимание на развитие внимания каждого учащегося.
Задача учителя - не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого в режим развития.
Технология разноуровневого обучения основана на времени, необходимому ученику для освоения учебного материала. На уроках учитель предлагает учащимся задания по выбору, давая возможность самим определить свои личностные способности.
Технология коллективного взаимообучения имеет большое преимущество в использовании. При работе по этой технологии используют деление учащихся на пары: статическую, динамическую, и вариационную.
Технология работы над проектом.
Метод проекта эффективно применяется в работе учителей нашей школы, поэтому наиболее подробнее остановимся на данной технологии.
Проектная деятельность обучающихся - это совместная, учебно-познавательная или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.
По комплексности можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.
Виды презентационных проектов могут быть различными.
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и развитие презентативных умений и навыков.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
Проектная деятельность для наших педагогов стала элементом эффективной профессиональной самореализации.
Формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности способствует всестороннему развитию личности учащихся, формированию предметных и метопредметных компетенций учащихся , повышению качества образовательной деятельности педагога и достижению позитивных результатов обучения учащихся, что соответствует общепедагогическим требованиям.
Для освоения новых педагогических технологий требуется время, специальная подготовка и профессионализм учителя. Чтобы ориентироваться в существующих технологиях, знакомиться с последними достижениями педагогики и психологии, направленными на совершенствование учебного процесса и повышения его эффективности, учитель обязан постоянно совершенствоваться сам. Конфуций писал: "Ученик и учитель растут вместе". Каждый педагог- творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества.
Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.