Статья Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в школе.

Современные педагогические технологии
как средство повышения качества образования в школе.
Столетья таинства полны,
И не исчезнет жизнь, покуда
Есть ощущенье новизны,
И удивления, и чуда.
Расул Гамзатов
Образовательное пространство школы рассматривает систему «учитель-ученик» как постоянно развивающуюся духовную общность, где учитель не только создает оптимальные позитивные условия для развития личности каждого ученика, но и сам открыт новому опыту, новому знанию, постоянно развивается и получает удовольствие от своего труда.
Педагогическое мастерство – это процесс целостного развития личности как субъекта педагогической деятельности, который определяется социальным запросом, ведущей деятельностью, а также активностью самого учителя, при этом профессиональное развитие предполагает потребность стремления учителя к своему профессиональному росту.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия обучения для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Учитель находится в постоянном поиске новейших образовательных технологий для повышения качества образования своих подопечных.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения, к конкретным условиям системы использования выработанных правил, с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса.
Современная жизнь требует от нас, педагогов, искать, практиковать, использовать новые интенсивные педагогические технологии и различные инструменты, с помощью которых можно изменить качество знаний учащихся в положительную сторону. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на познавательный интерес, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, потребности самосовершенствования.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.
В центре внимания личнстно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Большое значение имеет мастерство педагога по созданию проблемных ситуаций, игровых моментов, в которых учащийся ведет активную самостоятельную деятельность, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Технологии развивающего обучения.
В технологиях развивающего обучения ребенку мы отводим роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Только в результате повышения эффективности технологического процесса обучения, правильной организации познавательной деятельности, учащиеся овладевают достаточными знаниями и умениями. Происходит обучение каждого на уровне его возможностей. Широко применяется дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Реформа системы образования включает в себя использование информационных компьютерных технологий в педагогическом процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Это относительно новые, яркие, привлекающие к себе внимание, учеников инструменты. Пользуясь ими, мы развиваем интерес к предмету, стимулируем желание ребенка не только узнать новое на уроке, но и самому попробовать, включиться в процесс создания материалов к уроку.
Важным шагом в применении компьютера на уроках стал переход от использования готовых программ по предмету к созданию, силами учителей и учащихся, собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft Power Point. Демонстрационные слайды, разработанные средствами мастера создания презентаций, используются при объяснении нового материала, технологической последовательности, повторении.
С использованием информационных компьютерных технологий я провожу различные типы уроков:
- для уроков объяснения и закрепления нового материала я использую готовые электронно-образовательные ресурсы и готовлю дополнительную информацию и проверочные задания
- для уроков обобщения и систематизации знаний материал обычно готовят дети, как правило, в виде презентаций с использованием имеющихся цифровых образовательных ресурсов, аудио и видеоматериалов, фотографий, иллюстраций из учебной литературы, переведенных в электронный вариант с помощью сканера.
Именно информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.
Проект
Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Перед учащимися можно поставить соответствующие цели и задачи, то есть вовлечь детей в проектную деятельность.
Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов.
Программа предмета «Технология» предусматривает выполнение каждым учащимся творческого проекта.
Работая над творческим проектом, ребёнок сталкивается не только с выполнением технологических операций
-изначально ему необходимо выделить проблему, обосновать свой выбор и проанализировать будущую деятельность
-выбрав объект для работы, учащийся собирает информацию и находит интереснейшие факты, проводит исследования по выбранной теме, развивая свой кругозор
-анализируя свои идеи, выбирает работу по силам и по душе
-ребёнок учится организовывать своё рабочее место, зная технику безопасности, предупреждать и избегать опасных моментов во время работы
- подготавливать инструменты и материалы
-составлять порядок технологических операций
-стремится сделать свою работу, как можно лучше, совершенствует своё мастерство
-учащийся оценивает эргономические и экономические качества своего изделия
-и наконец, производит самооценку и презентацию своего изделия
Любой метод обучения только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствует превращению методической системы учителя в способы познавательной деятельности учащихся. (В.Д.Симоненко)
Если мы, учителя, очень захотим работать так, как работали 10 – 15 лет назад, то мы, скорее всего, не найдем с детьми общего языка.
Однако хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования новых средств и методов обучения вовсе не должно исключать традиционные методы, а гармонично сочетаться с ними на всех этапах обучения.



Основные направления деятельности учителя с применением информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе:
- организация разнообразных форм деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний;
- применение всего спектра возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как, сбор, хранение, обработка информации, моделирование объектов
- привнесение в учебный процесс, наряду с ассоциативной, прямой информации за счет использования возможностей технологий мультимедиа;
- объективная диагностика и оценка интеллектуальных возможностей обучаемых, а также уровня их знаний, умений, навыков, уровня подготовки к конкретному занятию, соизмерение результатов усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
- создание условий для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности учащихся, формирование навыков самообучения, саморазвития, самообразования, самореализации;
- развитие памяти, реакции, внимания и других качеств современной личности;
- методическая деятельность, самообразование, повышение уровня педагогического мастерства, подготовка к занятиям.

Информационные технологии в образовании с точки зрения психологов
Для повышения эффективности обучения необходимо освоение школой современных форм организации учебного процесса. Одним из способов экономии времени, сил, средств, как показывают исследования педагогов и психологов, является внедрение информационных технологий в сферу школьного образования. О пользе компьютерной грамотности говорить излишне, но оказывается, по мнению психологов (и учителя это знают!) ее наработка обязательно должна сопровождаться развитием устной речи. Только тогда личность формируется гармонично. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один вывод – необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий.
Мне очень понравились слова Р. Вильямса и К. Макли. В своей статье "Компьютеры в школе” они пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.










13PAGE 15


13PAGE 14115




ђ Заголовок 415