Методическая разработка Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) одаренного ребенка основной школы(9 класс)
Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребенка основной школы
Пояснительная записка
Данный образовательный маршрут составлен для ученицы 9 класса МКОУ «Георгиевская СОШ» Соловьевой Елены. Свою образовательную траекторию создавала совместно с педагогом и родителями целенаправленно для того, чтобы после окончания школы поступить в Алтайский государственный медицинский университет по специальности «Стоматология».
При построении своего индивидуального плана Елена выбрала предмет: биологию.
Цель: создание условий для самовыражения и социализации обучающегося, расширение возможности реализации ее интеллектуальных, творческих способностей в конкурсах, олимпиадах различных уровней предметной направленности.
Задачи:
Формирование мотивации для успешного обучения в 9 классе
Формирование навыков самостоятельной деятельности в подготовке к школьным предметам.
Подготовка к успешной сдаче экзаменов за курс основного общего образования
Развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал.
Развитие умения публичного выступления, ведения дискуссии. Способствовать формированию культуры речи.
Расширение сферы знаний в области биологии.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ продиктована следующим умозаключением:
Невозможно организовать предпрофильное и профильное обучение в малокомплектной школе стандартным способом – деление классов на профили по выбору.
Появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Выбери свой путь к успеху», «Хочу быть успешным», «одаренные дети» и др.
Расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать правильный выбор. Выбор того или иного образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
Особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
Профессионализмом педагогического коллектива ОУ;
Возможностями ОУ удовлетворять потребности обучающихся;
Возможностями материально- технической базы ОУ.
Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:
- освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
- осуществления педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
- активное включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий, могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению методам выбора маршрута обучающимися. В ходе этих занятий необходимо довести до обучающихся следующую информацию:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- учебный план ОУ: выбор учебных предметов, составляющих инвариативную часть, предметы регионального и школьного компонентов; - особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ; - возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Такие занятия проводятся как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.
В ходе учебной деятельности по мере необходимости от успешности можно корректировать количество часов, в зависимости от успешности прохождения той или иной темы.
В процессе обучения педагог применяет различные формы учебной деятельности, такие как лекция, дискуссия, консультация
Используемые технологии: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения, поиск информации и работа с полученной информацией, представление результатов выполнения учебных задач
Ожидаемые результаты реализации ИОМ:
Изучение выбранной дисциплины в объеме, необходимом для успешного прохождения государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и в дальнейшем для поступления в высшее учебное заведение
Овладение навыками самостоятельной работы
Развитие самоконтроля, самооценки, ответственности за правильность выбранного решения.
Эта часть программы составляется тьютером, который проводит диагностику и индивидуальное собеседование с обучающимся. Это « проект самого себя», своих настоящих и будущих возможностей, постановка жизненных целей, который включает:
-учебную деятельность
- особенности личностного развития
-взаимоотношения с классным коллективом
-отношения с родителями.
Мониторинг реализации ИОМ
Этапы Рефлексия Психолого-педагогическая поддержка, кураторство
Диагностика, анализ Знаю-умею-достигла
1.Хороший уровень знаний по химии и биологии.
2.Особый интерес проявляю к изучению биологии.
3. Умею делать презентации, пользоваться Интернетом, делать доклады, сообщения. Психолого-педагогической службой выявлены развитые способности и интерес обучающегося к биологии, химии.
Задачи тьютора
(учителя и классного руководителя и др.):
Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.
Обеспечить участие обучающегося в конкурсах и олимпиадах.
Составить ИУП с учетом интересов обучающегося
Совершенствовать навыки контроля и самоконтроля.
Проектирование Хочу узнать-научиться -достичь 1.Заниматься исследовательской деятельностью в области естественно-математических дисциплин.
2.Продолжить успешное участие в олимпиадах различного уровня Для реализации ИОМ выбираются конкретные виды деятельности:
1.Исследовательская работа в рамках НОУ школьников.
2.Участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях
Организация Мои шаги в достижении цели
Подготовка индивидуальных сообщений, творческих работ, презентаций.
Участие в олимпиадах различного уровня, научно-практических конференциях. Октябрь
Дополнительные занятия по биологии
Подготовка к ОГЭ
Участие во всероссийской олимпиаде по биологии, химии школьного уровня
Участие во Всероссийском молодежном биологическом чемпионате
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)
Работа в НОУ: выбор темы для исследования
Ноябрь:
Дополнительные занятия по биологии
Участие во всероссийской олимпиаде по биологии, химии муниципального уровня
Подготовка к ОГЭ
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)
Работа над исследованием с руководителем, консультации
Декабрь
Дополнительные занятия по биологии
Подготовка к ОГЭ
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)
Работа над исследованием с руководителем, консультации
Январь
Дополнительные занятия по биологии
Подготовка к ОГЭ по биологии
Участие в олимпиаде «Олимпус»
Подготовка исследовательской работы к защите на НПК
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)
Февраль
Дополнительные занятия по биологии
Подготовка к ОГЭ по биологии
Защита исследовательской работы на школьной НПК
Март
Дополнительные занятия по биологии
Подготовка к ОГЭ по биологии
Защита исследовательской работы на районной НПК по теме «Лекарственные растения в окрестностях с.Георгиевки»
Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)
Апрель
Дополнительные занятия по биологии
Подготовка к ОГЭ по биологии
Участие во всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа»
Самообразование (работа с учебной литературой)
Оформление материалов на сайте ОУ
Май
Дополнительные занятия по биологии
Подготовка к ОГЭ по биологии
Мониторинг и анализ Узнал-научился–достиг
Мои достижения и результаты Первое место во Всероссийской олимпиаде по биологии школьного уровня
Участие во всероссийской олимпиаде по биологии, химии муниципального уровня
Итоги и планирование на 10 класс Классный руководитель: _________________/_______________/
Ученица:___________________________/___________________/
Родители (законные представители):_________________________/___________________/
Формы контроля за реализацией ИОМ
Вводный тест
Диагностические работы
Пробное тестирование
Тематический тест
Собеседование (планирование работы по корректировке)
Мониторинг результатов
Совместный анализ работы
Индивидуальный учебный план ИУП для учащейся 9 класса МКОУ «Георгиевская СОШ»
Расписание урочной и внеурочной деятельности ученицы 9 класса МКОУ «Георгиевская СОШ»
на 2015-2016 учебный гол
№ Предмет Время Внеурочная деятельность Время
1. История 8.15-8.55 Эколого-туристичекий кружок
«Турист» 15.30-16.30
2. Математика 9.05-9.45 3. Физическая культура 10.00-10.40 4. Английский язык 10.55-11.35 5. Русский язык 11.45-12.25 6. Литература 12.35-13.15 1. Обществознание 8.15-8.55 Консультация по биологии 15.30-16.30
2. Русский язык 9.05-9.45 3. Физика 10.00-10.40 4. Биология 10.55-11.35 5. Математика 11.45-12.25 6. Математика 12.35-13.15 1. Черчение 8.15-8.55 Консультация по химии 15.30-16.30
2. Биология 9.05-9.45 3. Химия 10.00-10.40 4. Английский язык 10.55-11.35 5. Математика 11.45-12.25 6. Физическая культура 12.35-13.15 7. История 13.25-14.05 1. Литература 8.15-8.55 Консультация по русскому языку 15.00 16.00
2. История 9.05-9.45 3. Математика 10.00-10.40 4. Физическая культура 10.55-11.35 5. География 11.45-12.25 6. Физика 12.35-13.15 1. Информатика и ИКТ 8.15-8.55 Консультация по математике 16.00-17.00
2. Литература 9.05-9.45 3. Химия 10.00-10.40 4. Математика 10.55-11.35 5. Элективный курс Информатика 11.45-12.25 6. Искусство 12.35-13.15 7. Английский язык 13.25-14.05 1. ОБЖ 8.15-8.55 Дополнительные занятия по биологии 12.00-13.00
2. География 9.05-9.45 3. Технология 10.00-10.40 4. Технология 10.55-11.35 Классный руководитель: _________________/_______________/
Ученица:___________________________/___________________/
Родители (законные представители):_________________________/___________________/
Индивидуальный учебный план
обучающегося 9 класса МКОУ «Георгиевская СОШ»
на 2015-2016 учебный год
Учебные предметы Базовое количество часов в неделю Индивидуальный учебный план
(очные занятия)
Инвариативная часть
Федеральный компонент Русский язык 2 2
Литература 3 3
Иностранный язык (английский язык) 3 3
Математика 5 5
Информатика и ИКТ 2 2
История 2 2
Обществознание
(включая экономику и право) 1 1
География 2 2
Физика 2 2
Химия 2 2
Биология 2 2
Искусство (ИЗО, музыка) 1 1
Черчение 1 1
Физическая культура 3 3
Итого: 31 31
Компонент образовательной организации ОБЖ 1 1
Информатика и ИКТ 1 1
1 1
1 1
1 1
Итого: 5 5
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) 36 36
Классный руководитель: _________________/_______________/
Ученица:___________________________/___________________/
Родители (законные представители):_________________________/___________________/
Индивидуальный учебный план по предмету биология
Содержание учебного элемента Сроки Количество часов Технология проведения занятий Форма контроля Самооценка Отметка о выполнении
Введение Ознакомление со структурой ОГЭ, КИМ 1час беседа Заполнение бланков ОГЭ Тема 1. Строение и химический состав клетки- 5 часов
Неорганические вещества клетки 1 Решение тестовых заданий зачет Органические вещества клетки: липиды, углеводы, витамины 1 Решение биологических задач зачет Органические вещества клетки: ДНК, РНК, АТФ 1 Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Органические вещества клетки: белки 1 Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Строение прокариот, эукариот. Особенности строения бактериальной, грибной, растительной и животной клетки. Вирусы. Клеточная теория 1 Лабораторный практикум
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Тема 2. Жизнедеятельность клетки – 10 часов
Метаболизм. Энергетический обмен. 1 Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Питание клетки. Пластический обмен (Фотосинтез) 1 Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Энергетический и пластический обмен 1 Решение задач зачет Биосинтез белка 1 Решение задач зачет Биосинтез белка 1 Решение задач
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Рост и развитие клетки. Бесполое размножение.
Митоз. Амитоз 1 Решение задач
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Двойное оплодотворение цветковых растений 1 Решение задач
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Митоз и мейоз 1 Работа с таблицами и тестами зачет Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон 1 Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Ознакомление с демоверсией 2016г. (Задания ОГЭ, КИМ) 1 Решение заданий ОГЭ зачет Тема 3. Генетика и селекция – 7 часов
Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание 1 Решение генетических задач зачет Дигибридное скрещивание 1 Решение генетических задач зачет Сцепленное наследование признаков
Закон Т.Моргана. 1 Решение генетических задач зачет Взаимодействие генов 1 Решение генетических задач зачет Мутационная и модификационная изменчивость 1 Лабораторный практикум
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Наследственность. Искусственный и естественный отбор 1 Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Селекция микроорганизмов, растений, грибов, животных 1 Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Тема 4. Популяция - 1 час
Вид, его критерии. Популяция. Классификация 1 Работа с текстами, таблицами.
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Тема 5. Экология – 3 часа
Экология как наука. Экологические факторы. Приспособленность организмов к факторам среды 1 Решение биологических и экологических задач
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Биоценоз и экосистема 1 Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Типы взаимодействий в сообществе. Цепи питания. Экологические пирамиды. Поток энергии 1 Составление цепей питания и экологических пирамид, решение экологических задач.
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Тема 6. Биосфера- 2 часа
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии. 1 Составление схем круговорота веществ.
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Эволюция биосферы. Экологические кризисы. Рациональное природопользование 1 Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Тема 7. Эволюция- 3 часа
Развитие эволюционного учения.
Борьба за существование, естественный отбор, изменчивость и наследственность. 1 Решение биологических задач.
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Приспособленность организмов. Многообразие организмов. Микроэволюция и макроэволюция 1 Работа с текстами.
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Эволюция животных (систем органов)
Эволюция человека 1 Работа с текстами, схемами.
Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016 зачет Тема 8. Развитие жизни на Земле – 2 часа
Теории возникновения и развития жизни на Земле. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое 1 Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016
Работа с таблицами зачет Решение заданий ОГЭ (КИМ) Решение тестовых заданий из ОГЭ прошлых лет и демоверсий 2016
зачет Классный руководитель: _________________/_______________/
Ученица:___________________________/___________________/
Родители (законные представители):_________________________/___________________/
Индивидуальный план исследовательской деятельности
по предмету биология ученицы 9 класса
Соловьевой Елены 2015-2016 учебный год
Этапы работы Форма отчета/демонстрация результатов Сроки
Формулирование проблемы, целеполагание Собеседование с учителем сентябрь
Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приемов и т.п. сентябрь-октябрь
Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования Выступления с сообщениями, докладами по проблеме исследования октябрь
Выявление возможных путей решения проблемы, в том числе выдвижение гипотез Собеседование с учителем ноябрь
Работа с фактическим материалом Промежуточные отчеты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного общества ноябрь-февраль
Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом март
Обобщение, выводы апрель
Предъявление и /или защита продукта Статья, реферат, доклад и т.п. апрель
Классный руководитель: _________________/_______________/
Ученица:___________________________/___________________/
Родители (законные представители):_________________________/___________________/
Мониторинг качества выполнения ИОМ
(Результаты контроля)
ФИО 1 2 3 4 5 6 7 Результат по итогам стартовой контрольной работы % выполнения работы Оценка
% выполнения всей работы Классный руководитель: _________________/_______________/
Ученица:___________________________/___________________/
Родители (законные представители):_________________________/___________________/
Рефлексивно-оценочная деятельность
I. Самоанализ и самооценка в ходе продвижения по индивидуальному образовательному маршруту
Насколько успешно мое продвижение?
Какие затруднения испытываю?
Какие ошибки допускаю?
В чем их причина?
Что необходимо сделать для преодоления затруднений и исправления ошибок?
II. Оценка результатов реализации индивидуального учебного плана
Какие образовательные продукты мне удалось создать?
Насколько они соответствуют моему первоначальному замыслу?
Нуждаются ли они в доработке, совершенствовании?
Что во мне изменилось?
Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?