Коммуникативный подход к обучению английской грамматике.


Учитель: Ахметшина А.Р.
Методическая тема: Коммуникативный подход к обучению английской грамматике. 
Цель: Выявить наиболее эффективные приемы формирования и развития лексико-грамматических ЗУН в процессе преподавания английского языка в средней школе.
Задача: 
актуализировать коммуникативные умения учащихся;
обеспечить достаточную отработку грамматических навыков;
обучить ребят нужным репликам, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации.
Коммуникативный подход при обучении иностранному языку, его успешное овладение обозначает, что учащиеся должны знать не только грамматику, лексику и произношение, но также иметь представление о том, как использовать их в реальной жизни. Например, как представиться, как обратиться к собеседнику с вопросом или просьбой, и т.д.
С этой целью я планирую на уроке как можно больше реальных ситуаций общения и поощряю попытки учащихся принять в них участие. Основные приёмы коммуникативного подхода к обучению английского языка, например, можно использовать при подготовке группы переводчиков или гидов. В этом случае грамматика, лексика, фонетика представляются в таком виде, что учащимся сразу становится понятно их использование в речи.
Кроме того, учащимся можно предложить задания, более приближённые к реальной жизни. А именно, я использую ситуацию общения, например, в магазине между покупателем и продавцом, в кабинете доктора между больным и врачом, ситуацию общения за столом дома, в ресторане, в общественном транспорте или просто встречи с другом на улице и т.д. В ходе составления диалогов, систематически развиваются все виды речевой деятельности. Более того на таких уроках создаётся атмосфера доверия и сотрудничества.
При коммуникативном подходе кроме использования знаний на практике учащиеся должны принимать самостоятельные решения, а не только усваивать готовые ответы. Также дети осваивают не только знание предмета, но и культуру общения, умение тактично вступить в беседу. Когда учащиеся работают парами или в группах, я контролирую их работу, записываю серьезные ошибки и возвращаюсь к ним после выполнения задания, а иногда и входе работы могу вмешаться, если вижу, что без моей помощи, учащиеся не могут выполнить задание до конца, а также, если об этом попросят ученики.
После того, как время выполнения задания истекло, я устанавливаю обратную связь, то есть обращаюсь ко всему классу и сообщаю о том, что увидела и услышала. В первую очередь, важно похвалить учащихся, если они справились с заданием. Это даст им стимул в следующий раз выполнить задание еще лучше. Разбирая ошибки, сначала даю возможность исправить их самостоятельно. Случается, что учащиеся допускают ошибки вследствие спешки или невнимательности. Если ученик не может самостоятельно исправить ошибку, прошу сделать это других учащихся. Этот прием позволяет удерживать внимание учащихся и способствует их мотивации.
Если остальные не могут дать правильный ответ, еще раз объясняю материал, вызвавший затруднение. Обратная связь полезна и для учащихся и для учителя. После того, как закрепили правильную модель со всей группой, еще раз обращаюсь к ученику, который изначально допустил ошибку. Необходимо убедиться в том, что все учащиеся понимают, в чем заключалась ошибка.
Очень важно при составлении программы обучения помнить, что изучение ИЯ должно непременно включать в себя различные аспекты и коммуникативные умения. Я имею в виду так называемый комплексный подход. Исходя из этого, программа изучения ИЯ состоит из следующих частей:
Изучение функций языка
Изучение лексики
Работа над произношением
Изучение грамматики
Развитие речевых умений
Межпредметные связи.
Именно такая форма работы видится мне наиболее эффективной при изучении ИЯ.