Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка в средней школе


Методическая тема: «Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка в средней школе»Павлюшкина С.Н. учитель английского языка «МАОУ СШ № 102 г. Нижний Новгород»
Как вы думаете, что бы ответили Вам Ваши ученики на вопрос о самом скучном и нелюбимом занятии на уроках английского языка? Правильно: изучение и отработка грамматических структур. И я даже готова с ними согласиться. Дело в том, что многие годы изучение грамматики в школе велось по принципу монотонного выполнения однообразных упражнений, многократного их повторения, что быстро утомляло, но так и не приносило каких-либо удовлетворительных результатов ни ученикам, ни учителю. Даже наоборот – часто вызывало чувство отторжения и потерю интереса к занятиям. Так можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим?
Мой ответ – конечно. Методическим стандартом сегодня, безусловно, является коммуникативно направленное обучение, которое готовит учащихся к практическому общению на иностранном языке. Не стоит думать, что при таком подходе все дело сводится к общению на английском языке. Слово «коммуникативный» вовсе не означает «разговорный». Оно скорее подчеркивает активное взаимодействие, «коммуникацию», и во многих случаях действительно подразумевает активное общение. Однако в общем случае, коммуникация между людьми может происходить и посредством текста, через видео и аудио материалы: при чтении книг, написании писем, прослушивании музыки или просто в ходе выполнения упражнений, когда кажется, что между автором и читателем как бы проходит незримая связующая нить. Важна не форма коммуникации, а наличие заинтересованности и обратной связи.
Главное отличие «коммуникативного» метода обучения от традиционных заключается в том, что «коммуникативный» метод сдвигает фокус внимания с правил грамматики и теории перевода, на более широкую, коммуникативную функцию языка. И если раньше в центре внимания при изучении английского языка были правила грамматики, а процесс обучения состоял в переводе на русский язык (и обратно) специально составленных предложений или текстов, то с приходом коммуникативного метода обучения внимание переместилось на реальные жизненные ситуации и оригинальные английские тексты. Коммуникативный подход предполагает, что процесс обучения центрирован на ученике. Поэтому задача преподавателя как организатора учебного процесса – создание в учебной аудитории атмосферы, располагающей к коммуникации и выполнению коммуникативных заданий. Так на своих уроках, я использую такие ситуации общения, как, например, в магазине между покупателем и продавцом, в кабинете доктора между больным и врачом, за столом дома, в ресторане, в общественном транспорте или просто встречи с другом на улице и т.д. То есть, беру такие ситуации, которые показывают детям, для чего они изучают английский язык и когда именно могут использовать свои знания. Обсуждение реальных жизненных ситуаций привлекает учащихся, вызывает живой интерес и желание поделиться своими идеями. Моя же задача - направить учащихся на выполнение языковой задачи. Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически. В ходе составления диалогов, систематически развиваются все виды речевой деятельности. Более того, диалоги способствуют созданию дружественной, раскрепощенной атмосферы на уроке, которая помогает каждому учащемуся забыть о языковом барьере и в полной мере раскрыть свой потенциал.
Говоря об учебных материалах, используемых при коммуникативном обучении иностранному языку, следует отметить их практически неограниченное разнообразие. Сторонники коммуникативного похода рассматривают учебные материалы: как способ влияния на качество учебной коммуникации и использования языка. Учебные материалы выполняют, таким образом, первостепенную роль в стимуляции коммуникативного использования языка. Традиционно выделяют три основных вида учебных материалов: основанные на тексте, основанные на коммуникативной задаче, реалии.
К заданиям, основанным на, коммуникативной задаче, традиционно относят различные, в том числе ролевые, игры, моделирование коммуникации и т.д. Такие задания реализуются с помощью различных карточек, буклетов и других раздаточных материалов.
Лично я поддерживают использование в классе аутентичных материалов. Это могут быть различные знаки, журналы, рекламные объявления и газеты или визуальные источники, вокруг которых может быть построена коммуникация (карты, картинки, символы, графики, таблицы и т.д.).
Особенности овладения грамматической стороной речи заключаются в следующем:
процесс овладения грамматической стороной речи включен в общий контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно-ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической стороне речи, сознательно, с использованием правил-инструкций и сопровождается подробными методическими пояснениями в поурочных сценариях;
формирование грамматических навыков проходит определенные стадии, что обеспечивается комплексом упражнений, при этом у учащихся развивается способность к выявлению языковых закономерностей при выведении правил;
обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения и разных видах деятельности.
Грамматика – это один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы.
Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах: предъявление речевого образца (через анализ и синтез грамматического явления), тренировка и применение в речи. Для каждого из этапов характерны соответствующие их целям упражнения.
На I этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Этому этапу соответствуют следующие упражнения:
подчёркивания;
выписывание;
грамматический разбор.
На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения:
имитационные;
повторительные;
трансформационные;
подстановочные (таблицы);
упражнения игрового характера.
Тренировочные упражнения сами по себе не ведут к умению участвовать в коммуникации. Поэтому необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений.
На III этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков, т.е. применение в речи. Упражнения этого этапа должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды заданий:коммуникативные задания;
учебные и естественные речевые ситуации
коммуникативные игры.
Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых. При этом исчезает “чистота коммуникативного метода”, но повышается результативность работы.

А теперь давайте рассмотри, как можно использовать коммуникативный подход на практике. Я работаю по УМК «Spotlight» в среднем звене. Конечно, тот объем грамматического и лексического материала, который содержит учебник, не всегда позволяет полноценно использовать методику коммуникативного подхода на уроках и часто приходится возвращаться к традиционным методам. Но я всегда стремлюсь к этому и радуюсь каждый раз, когда удается получить хороший результат. Вот какие виды деятельности я использую на своих уроках.
Наглядные материалы в виде журналов, газет, фотографий и пр. Так, во время изучения темы модуля 4 «Teenage magazines» в 7 классе, неотъемлимой частью уроков стали журналы для подростков. Как здесь можно отрабатывать грамматику? Детям было предложено выбрать самые интересные страницы ( ненавязчиво вспомнили сравнительные степени прилагательных), описали самых ярких подростков (лексика по теме « Внешность» модуля 3), прогнозировали содержание статей и рубрик ( конструкция going to и будущее время), фантазировали, как выглядели люди несколько лет назад, в детстве ( прошедшее время), задавали друг другу вопросы непосредственно по теме « Журналы для подростков» ,отрабатывая актуальную лексику. Итогом было написание сочинения - рассуждения по теме « Teens magazines» ( практика составления высказывания с тренировкой письменной речи)
Еще я очень люблю тренировать грамматику после проработки уроков, направленных на развитие диалоговой речи. Здесь я использую несколько вариантов работы:
А) После основной проработки урока с изучением лексики, тренировки навыка аудирования и составления диалогов по теме, прошу учащихся трансформировать диалог в текст-рассказ. Здесь все зависит от уровня грамматики и ступени обучения. В Present Simple - для отработки 3л ед ч( начиная с 5 класса), в Past Simple вспоминаются формы глаголов( 6 класс) и т.д. Сначала даю детям несколько минут на самостоятельное выполнение задания, затем вместе с ними его проверяем. Я никогда открыто не указываю на ошибку, всегда говорю, с чем конкретно не согласна, чтобы ученик имел возможность сам найти ее и исправить. После такой отработки прошу более сильного ученика рассказать всю историю от начала до конца.
В) Отработку умения строить вопросы многие учителя проводят в упражнениях по восстановлению вопроса к имеющемуся ответу что, конечно, развивает определённые навыки, но это не очень интересное задание для самих учащихся. Разобрав диалог, я прошу учащихся задать друг другу специальные вопросы о главных действующих лицах. В ответах можно использовать фразы типа I think, I am sure и др, которые повышают ощущение значимости и уверенности у ученика.
При отработке письменной речи, в частности навыка написания личного письма, можно предложить детям написать короткое письмо или e-mail (учитывая при этом все требования к такому заданию). Затем дети обмениваются посланиями и исправляют ошибки друг друга, после чего каждый получает исправленный вариант работы обратно.
Моя практика показывает, что дети с удовольствием выполняют задания такого типа и участвуют в процессе самокоррекции.
И, конечно же, не надо забывать, что одним из основных средств, помогающих решить задачи обучения грамматике и общению, является коммуникативная игра. В отличие от традиционных тренировочных упражнений, позволяющих сосредоточиться на языковой форме и на частой её повторяемости, коммуникативные игры концентрируют внимание участников на содержании, однако при этом обеспечивают и частую повторяемость языковой формы, тренируя все виды навыков и умений в чтении, письме, слушании и говорении. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и дают учащемуся возможность ощутить работу языка как средства живого общения. Они обеспечивают разнообразие языковых тем, что обусловлено самой ситуацией общения, предполагающей вступление в контакт, поддержание беседы, реакцию на собеседника, выражение своей точки зрения и т.д. на фоне одной доминирующей темы разговора. При этом качество языковой практики повышается, так как учащиеся используют языковую форму не механически, а осмысленно.
Очевидно, что к подобного рода языковой деятельности они должны быть готовы, т.е. обладать лингвистической, коммуникативной и технической (операционной) компетенцией, владеть соответствующим лингвистическим материалом, уметь ориентироваться в нём, иметь представления о ситуации, в которой возможна её актуализация, и о способах, приёмах и средствах этой актуализации, владеть навыками чтения, аудирования, говорения и письма, а также быть способными проявить умственную самостоятельность и самоорганизацию при решении коммуникативно-познавательных задач, что является показателем интеллектуальной готовности.
Варианты игр на уроках английского языка могут быть самыми разнообразными. Кстати, те виды деятельности, которые я перечислила, я тоже отношу к коммуникативным играм. Кроме этого, это могут быть разного рода рифмовки, пословицы, скороговорки и многое другое. Повторяющиеся в стихотворении грамматические структуры создают чувство ритма, благодаря чему усваиваются намного легче и прочнее. Новый грамматический материал откладывается в памяти учащихся и надолго запоминается.
Вот некоторые из возможных вариантов заданий:
При изучении степеней сравнения прилагательных можно предложить следующее стихотворение:
Honey is sweeter than sugar, Coffee is stronger than tea.
Juice is better than water, You can’t be smarter than me.
Учащимся даётся задание вставить апострофы (‘ или ‘s) там, где необходимо, и объяснить почему так, а не иначе:
My father name is Sam,
My mother name is Ann,
My brother name is James,
My sister name is Jane.
My aunts names are Polly and Mary,
My uncles names are Paul and Harry,
My grandparents names are Tom and Kelly
And my name is Helen.
Who am I?
Im Sam and Ann daughter,
Tom and Kelly granddaughter,
James and Jane sister,
Polly, Mary, Paul and Harry niece.
Всем нам известно задание «Расположи слова в правильном порядке, чтобы получились предложения». Для его разнообразия можно перепутать слова в любой стихотворной рифмовке. Выполнение такого задания доставит детям огромное удовольствие. А чтобы еще больше мотивировать учащихся, можно разбить группу на 2-3 команды.
you, have, tonsils, had, out, your?
school, you, do, to, go?
by the Willow Pool, you, that, there, know, frogs, down, do, are?
at, are, you, cricket, good?
a, cat, got, you, have?
to feed, do, the, white, proper, know, a, rat, you, way?
apple, there, apples, on, are, your, tree, any?
ask, mother, do, your, will, you, me, in, to tea, think?
Как видно из вышеизложенного, коммуникативная методика обучения английскому языку представляется очень эффективной. На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на практике как полезного инструмента.
Я считаю, актуальность данного метода очень высока, так как грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Особенно важен этот процесс на среднем этапе, когда ученики владеют достаточным лексическим материалом и у них закладывается алгоритм усвоения иностранного языкового материала. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального языкового общения. Процесс обучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи.