Этическая грамматика. Речевой и деловой этикет
Городское Управление образования Администрации города Абакана
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Абакана «Центр детского творчества»
Принята на заседании Утверждена
методического совета Приказом директора
Протокол № 4 от «23» мая 2016 № 149 от «23» мая 2016
______________/Л.Г.Моруденко/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально - педагогической направленности
«Этическая грамматика»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации программы: 2года
Автор: Батманова Анна Васильевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Абакан, 2016
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность программы – социально - педагогическая.
Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что дети систематически получают нравственные знания и представления, через игру оказываются также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит их осознанию и закреплению. У учащихся развивается умение и привычка к постоянной моральной оценке своего поведения и проявлений окружающих, дети имеют возможность определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.
Приоритетами учебного предмета являются:
-познавательная деятельность- наблюдение;
-коммуникативная деятельность – адекватное восприятие и переживание ситуаций;
-рефлексивная деятельность- оценивание учащимися процесса и результата собственной деятельности и деятельности других детей с позиции приобретённого опыта.
Отличительными особенностями программы является то, что на занятиях учимся разумно корректировать восприятие и использование детьми социальных благ нашего общества; воспитываем в детях культуру человеческих желаний, нравственно оправданных и обоснованных, т.е. воспитание умения и привычки соизмерять свои желания с возможностями их удовлетворения. Программа позволяет, чтобы ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевал этическими знаниями и умело их применял в своей жизни и общении с окружающими
Адресат программы-учащиеся 7-9 лет.
Объём программы: 144 часа в год
Формы обучения и виды занятий: в первый год обучения основными формами проведения занятий являются игры - упражнения, анализ и обыгрывание ситуаций, занятия - экскурсии. Вид занятий: групповой.
Второй год обучения занятия построены на диалоге через игровые формы обучения, беседы, диалог, экскурсии, ролевые игры, практикумы.
Срок освоения программы – 2 года
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у школьников этической культуры, т.е. образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, простых норм нравственности, предполагающих дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.
Задачи:
1. Подготовить ребенка к вхождению во взрослую жизнь и помочь ему сориентироваться в его настоящей окружающей жизни.
2. Обогащать эмоциональный мир школьников нравственными переживаниями и чувствами.
3. Познакомить со знаниями моральных норм и формирование положительного к ним отношения.
4. Формировать представление о воспитанности.
5. Систематически накапливать и обогащать навыки нравственного поведения учащихся путём организации их практической деятельности.
6.. Формировать у детей умение оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности и воспитанности.
1.3. Содержание программы
Учебный план реализации программы 1 года обучения
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
всего
теория
практика
1 Этика общения.
16 20 36
Этика общения.
16 20 36
20 20 36
36 20 36
Анализ и обыгрывание ситуаций
2
Этикет.
14 14 28
14
14
28
Контрольные задания
Разбор занимательных вопросов
3
Этика отношений к окружающему.
16
14
30
Игровой тренинг
4
Этика отношений в коллективе
25
15
40
Решение ситуаций
5
Резервные часы
10
итого
144 часа
Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел 1 Этика общения 36 часов
Теория: 16 часов.
Вводное занятие, знакомство с программой. Техника безопасности. Доброе слово, что ясный день. Ежели вы вежливы. Да здравствует мыло душистое. Когда идёшь по улице. Узнай себя. Нам счастье не сулит обида чья – то. Подарок коллективу. Кто опрятен тот приятен.
Практика: 20 часов. Работа над сказкой «Вежливый кролик». Работа над сказкой «О вежливых героях». Постановка сказок- загадок о вежливости. Игры. Разбор занимательных вопросов. Обыгрывание ситуаций. Угадывание пословиц и загадок. Игровой тренинг.
Форма контроля:
Раздел 2. Этикет 28 часов
Теория: 14 часов. Простые правила этикета. Повседневный этикет. Весёлые правила хорошего тона. Сказка об этикете. Продолжаем сказку об этикете. Путешествие в страну этикета. Просим к столу
Практика: 14 часов.
Пословицы. Раскрытие смысла пословиц на примерах. Упражнения. Весёлые викторины. Обыгрывание ситуаций. Конкурсное выполнение заданий. Игры для атмосферы и свободного общения: Сантики, Письмо. Упражнения на внимание: Зеркало, Отстающие движения, Нос- пол- потолок и др.
Форма контроля:
Раздел 3. Этика отношений к окружающему 30 часов
Теория: 16 часов.
Путешествие в волшебную сказку. Я могу быть волшебником. Маленькое дело лучше большого безделья. Любимый уголок родной Отчизны. У каждого народа свои герои. Мы собираем большой хоровод. Я люблю маму милую мою. Поздравляем наших мам. Люби всё живое. Мы идём в гости.
Практика– 14 часов.
Подготовка и проведение праздника «Хоровод дружбы». Разыгрывание ситуаций. Конкурсное выполнение заданий. Участие в игре. Конкурс рисунков и сочинений о маме и др.
Раздел: Этика отношений в коллективе 40 часов
Теория– 25 часов.
Если радость на всех одна. Мой класс – мои друзья. Самолюб – никому не люб. Поиграем и подумаем. О дружбе мальчиков и девочек. Путешествие в мир мудрых мыслей. Добрыми делами красен человек. Добрым жить на белом свете веселее. Спешите делать добро.
Практика -15 часов.
Игра «Ромашка». Составление маленьких рассказов о доброте. Игра на вставку слов. Игра по здоровьесбережению. Разыгрывание ситуаций и анализ. Контрольное выполнение заданий.
Доброта что солнце (итоговое занятие).
Резервные часы: 10 часов Экскурсии в театр, кинотеатр, библиотеку, музей, на природу.
В конце первого года обучения дети должны:
Знать элементарные правила культурного поведения.
Уметь высказывать своё отношение к поступкам сверстников, событиям школьной жизни.
Уметь выделять главное в поступках и отношениях людей.
Замечать негативные проявления в поступках своих одноклассников.
Учебно- тематический план
Второй год обучения
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Воспитанность как этическая норма общения.
20
16
36
2
Этическая сущность этикета.
18
10
28
3
Нормы этики в отношениях с окружающими.
14
16
30
4
Этика отношений в коллективе.
20
20
40
5
Резервные часы
10
10
ИТОГО: 144 часа
В конце второго года обучения дети должны:
Знать правила культурного поведения.
Уметь размышлять о нравственно - эстетических понятиях с учётом своего жизненного опыта.
Научиться размышлять о своих поступках и поступках других людей.
Совершенствовать и применять навыки общения и поведения.
1.4. Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Этическая грамматика»
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность программы заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
Воспитанник получит возможность для формирования
Ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию.
Развито осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
Коммуникативные компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к себе и окружающим его людям, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов социального способа оценки знаний;
получение учащимися опыта
переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные действия
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
Умение доказать свою точку зрения
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах
строить логические рассуждения
Умение определять последовательность событий
устанавливать последовательность событий
устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы
Умение определять последовательность действий
определять последовательность выполнения действий, составлять простейший алгоритм из двух-трех шагов
определять последовательность выполнения действий, составлять алгоритм к выполненному действию
- Регулятивные универсальные действия
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи
принимать и сохранять учебные цели и задачи
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Умение контролировать свои действия
осуществлять контроль при наличии эталона
осуществлять контроль на уровне произвольного внимания
Умения оценивать свои действия
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
- Коммуникативные универсальные действия
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
Умение объяснить свой выбор
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы
Умение задавать вопросы
формулировать вопросы
формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к младшим;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, поведении, поступках людей;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график определяет количество учебных дней, даты начала и окончания учебных разделов (см. Приложение к программе. Календарный учебный график.)
2.2. Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение: с целью повышения мотивации учащихся к занятиям осуществляются межпредметные связи через взаимодействие с учителями начальных классов: Замша Э. .К., МБУ «СОШ № 23», Лёгкая А.А., МБУ»СОШ №19».
Материально-техническое обеспечение:
Оборудование: столы, стулья, ученическая доска, шкафы для хранения методической литературы.
Техническое оснащение: ноутбук, магнитофон, мультимедийная установка, DVD – комплекс, видео кассеты, диски, фильмы.
Наглядные пособия по программе:
видеоуроки по темам программы;
инструкционные карты для выполнения всех практических заданий программы;
Информационно-методическое обеспечение:
Методические пособия; периодические издания. Образовательные ресурсы сети Интернет. Электронная библиотека www/metod. ru/ методическая библиотека/.
В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Отмечая каждую находку, каждое новое решение поставленной задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствий получают они от совместной деятельности, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир. Занятия построены так, чтобы ребёнок без особых усилий, но последовательно и постоянно овладевал этическими знаниями и умением их применять в своей жизни и общении с окружающими.
На занятиях применяются занимательные вопросы, разыгрывание ситуаций, различные упражнения, весёлые викторины, поощрения отличившихся.
Также используются разнообразные формы и методы, которые актуальны, наиболее эффективны и отражают требования к знаниям, умениям и навыкам обучающегося:
- метод стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности, - «Метод импровизации» (практические задачи, игровая ситуация);
- метод дискуссии (суждение, диалог, наглядность);
- проблемно – развивающую технологию (вопросно – ответное взаимодействие педагога и учащегося). Большое место на занятиях отводится игре.
Занятия этической грамматики тесно связаны с повседневной деятельностью детей, поэтому используются методические приёмы «Этического заряда доброты» и «моральной пятиминутки».
Технологии, используемые при изучении программы:
технологии развития критического мышления;
технологии саморазвития личности Г.К.Селевко;
технологии развития индивидуальности личности (РИЛ) – обучение. В. Полякова;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии.
Сетевое, ведомственное, межведомственное взаимодействие, работа с родителями (см. приложение к программе)
2.3.Формы аттестации
1.Входящий контроль (сентябрь).
Цель: определение начального уровня знаний, умений детей.
2. Промежуточная аттестация (декабрь).
Цель: выявление приобретённых знаний, умений и навыков, их оценка и коррекция программы.
Промежуточная аттестация (май).
Цель: определение степени достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение.
В силу этого контроль развития творческих способностей детей осуществляется непосредственно на каждом занятии, на итоговых занятиях, через решение серии разнообразных ситуаций.
Формы контроля:
итоговые занятия по теме (текущий контроль).
выполнение контрольных заданий;
весёлые викторины по изученному материалу;
обыгрывание и решение ситуаций;
праздники;
личные портфолио, куда входят дипломы и грамоты за участие в конкурсах и др
Критерии оценки обученности учащихся:
Высокий - учащиеся показывают хорошие теоретические знания, практические умения и навыки.
Средний – характеризуется средними показателями знаний, умений и навыков. Учащиеся частично освоили программу.
Низкий – характеризуется низкими показателями знаний, умений, навыков. Учащиеся не владеют программным материалом.
Уровневые показатели обученности:
- Теоретические знания по этике.
- Творческая активность: инициативность, воображение.
- Умение взаимодействовать с коллективом.
Критерии воспитанности учащихся:
- красота и эстетика поступка;
-доброжелательное межличностное отношение в коллективе;
-приоритетные отношения между детьми (ответственность, доброта, внимательность и т.д.).
2.4. Оценочные материалы (см. приложение к программе)
Список литературы
3.1.Литература для педагога
1. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. -М.: ВЛАДОС, 1999. - 112 с.
2. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 2, 3 классов. В помощь учителю: В 2-х книгах. - М.: Школа - Пресс, 1998. Книга 1 - 96 с; Книга 2 - 96 с.
3. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
4. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М.: Педагогическое общество России, 1997.
5. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 48 с.
6. Алликлите К.П. Поговорим. Поспорим. Л.: Просвещение, 1991.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. Екатеринбург: АРРО, 1997.
7. Лом И.М. Правила хорошего тона. 2003.
8. Дорохов А.В. Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения, «Педагогика», Москва, 1999.
9. Крупенин. Всё об этике. Р-на-Д: Феникс, 1995.
3.2. Литература для учащихся
1. Азбука юного джентльмена для мальчиков/Сост.С.Т.Галкина.-М.:Олимп,2000.-208 с.:ил
2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся.-М.:Просвещение,1988.-138с.:ил.
3. Речь и этикет: Книга для учащихся.-М.:Прлсвещение,1983.-109 с.
4. Умеете ли вы общаться?: Книга для учащихся.-М.:Просвещение,1991.-144 с.
5.Этикет во все времена: Я познаю мир: Детская энциклопедия.-М.: Астрель, 2000.-446 с.:ил
6.Этикет для девочек/Сост. В.Иванова.-М.Премьер,199.- 176 с.:ил.
7. Диски «Правила хорошего тона».
8. Пословицы и поговорки.
3.3. Интернет - ресурсы
4. Нормативно-правовое сопровождении е программы
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей».
Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Устав МБУ ДО «ЦДТ».
Методика оценки результатов
Оцениваемые параметры
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное количество балов
Методы диагностики
Предметные компетенции (теория)
- низкий уровень (учащийся овладеет менее чем1/2 объема теоретических знаний, предуcмотренных программой
1
Педагогическое наблюдение,
опрос
- средний уровень (объём усвоения теоретических знаний составляет более Ѕ объёма)
5
Собеседование,
Решение ситуаций
- высокий уровень (учащийся освоил весь объём практических знаний, предусмотренных программой)
10
Контрольное задание
Предметные компетенции
(практика)
- низкий уровень(учащийся овладел менее чем на Ѕ практическими умениями и навыками решения этических задач
1
Анализ продуктивной деятельности
- средний уровень (объем усвоения этических норм составляет более Ѕ объёма)
5
Контрольное задание,
осуждение ситуаций
- высокий уровень (учащийся овладел этическими нормами поведения)
10
Самостоятельная работа
Познавательные УУД
- низкий уровень(учащийся не умеет осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач)
- средний уровень ( учащийся осуществляет поиск необходимой информации с помощью педагога )
- высокий уровень(учащийся находит самостоятельно решения поставленных учебных задач)
1
5
10
Беседа – диалог,
творческое задание
Регулятивные УУД
- низкий уровень(учащийся не владеет умением планировать, корректировать свои действия)
- средний уровень(учащийся в состоянии корректировать свои действия с помощью педагога)
- высокий уровень(учащийся умеет использовать широкий спектр логических действий и операций: сопоставлять , прогнозировать)
1
5
10
Контрольные задания,
анализ продуктивной деятельности
Личностные УУД
- низкий уровень(у учащегося слабо выражена мотивация к учебной и творческой деятельности)
- средний уровень(учащейся не владеет ценностно – смысловой ориентацией ,умением соотносить поступки и события)
- высокий уровень(учащийся активно реализует свой творческий потенциал в жизни коллектива)
1
5
10
Собеседование,
объяснение, анализ
.
Коммуникативные УУД
- низкий уровень(учащийся не владеет способами взаимодействия в коллективе)
- средний уровень(учащийся владеет умением взаимодействовать в коллективе, но не умеет выразить свою точку зрения)
- высокий уровень(учащийся умеет находить продуктивное общение, сотрудничество, взаимодействие со сверстниками при решении этических задач)
1
5
10
Творческий диалог,
педагогическое наблюдение
Взаимодействие с социумом (родителями и общественностью)
Взаимодействие с социумом
Форма взаимодействия
Тема мероприятия
Цель мероприятия
Дата проведения
Итог взаимодействия
Работа с родителями
Родительское собрание.
Индивидуальные встречи.
Организационное собрание. Знакомство с программой.
«Первые результаты» - декабрь
Личностный рост ребёнка -май
Ознакомить родителей с Уставом ЦДТ, порядком и организацией учебных занятий.
Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс;
Заинтересовать родителей в успешности своих детей.
в течение всего периода
Контроль и помощь со стороны родителей по выполнению домашнего задания.
Анализ и подведение итогов концертных выступлений детей и планирование на перспективу
.
Совместная творческая деятельность
Праздники Путешествие в страну Мультфильмию» (когда добро побеждает зло);
Праздник о дружбе;
Утренник «Здравствуй, праздник новогодний»;
«Устное народное творчество»;
Брейн-ринг по сказкам;
«При солнышке, при матери – добро»
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми
в течение всего периода
Участие родителей в обсуждении выбора тематики праздника. Установление традиции проведения совместных мероприятий, духовное сближение взрослых и детей.
Работа с общественностью
Совместная творческая деятельность, открытые мероприятия
ОКДЦ«Красный Абакан»
День знаний
День рождения
День пожилого человека
Расширить и углубить знания учащихся в области этики в наглядной форме
Ежегодно
Сформировать предметные компетенции, повысить социальную активность
Заголовок 5Заголовок 615