Урок по русскому языкуСоставление текста официально-делового стиля (автобиография)

Составитель: Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.Осиновая Речка Солдаткина Татьяна Николаевна
Тема: Р/р Составление текста официально-делового стиля (автобиография)

Тип урока: урок развития речи.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п: пользоваться разными видами чтения, умениями гибкого чтения (менять стратегию и приёмы чтения в зависимости от вида чтения), сравнивать, делать обобщения и выводы.
М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; строить связное монологическое высказывание, выступать с сообщениями перед сверстниками, осуществлять взаимный контроль.
Предметные:
5ЛР: анализировать тексты автобиографий разного стиля (официально-делового, разговорного, художественного), обнаруживать в них признаки стиля и их языковые черты, создавать собственные тексты – автобиографии.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Проверка решения жизненной задачи.

Представление схем-опор для текстов официально-делового стиля.
Коллективное обсуждение.
Затем несколько учеников читают свои тексты заявлений для поступления в школу, клуб и т.д. (упр 554)Слушающие ученики называют признаки официально-делового стиля в текстах заявлений с опорой на схемы на доске.
Взаимопроверка составленных дома заявлений. Затем учитель проводит собственный контроль (вместе с последующей работой над жизненной задачей).


Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников.
3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

III. Формулирование темы урока.

– Назовите виды текстов официально-делового стиля.
Сравните с данными в таблице после упр. 557.
– А знаете ли вы, что такое протокол? На вас когда-нибудь составляли протокол? А автобиографию вы писали? Но вы, конечно же слышали такое понятие, как автобиографическое произведение?
– Предположите, какой будет тема урока.
– Проверьте свои предположения, обратившись к упр. 555.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему урока.
3. Планировать деятельность на уроке.

IV. Углубление изученного, развитие коммуникативных умений и умений читательской деятельности.

1. Просмотровое чтение текстов упр. 555.
– Сколько текстов предлагается для знакомства с новым жанром –
автобиографией?
– Обратите внимание на названия: Автобиография и О себе.
– Об одном и том же или о разном в текстах будет идти речь? А в чём может быть разница между текстами? (Автобиография – в официальном стиле, О себе – в разговорном.)
– Обратите внимание на рисунки, сопровождающие автобиографии. Попробуйте предположить, о чём в текстах может идти речь.
2. Изучающее чтение текстов упр. 555.
а) Самостоятельная исследовательская работа в группах по плану (план роздан ученикам на группу).
– Кто пишет эту автобиографию и зачем?
– Что в ней сообщается?
– В каком стиле она написана? Своё мнение обоснуйте.
– Какие языковые особенности стиля вы отметили?
б) Подготовить небольшое сообщение-характеристику текста-автобиографии. Начать можно так: Автобиография – это
В конце сделайте обобщающий вывод. Методическая справка.
1-й текст: официально-деловой стиль (сухой, строгий язык, большое количество дат и цифр, книжные слова (отец, мать, в настоящее время), сложные предложения (придаточное определительное).
2-й текст: разговорный стиль (простота, ясность, эмоциональность, нейтральные и разговорные слова и обороты (дядья, очумел, озорные, приняли радушно, капал пот, тянет всё больше), описание незначительных деталей, ярких картин детства, малое количество дат, простые и сложные предложения).
3-й текст: художественный (увлекательный рассказ, разговорные и книжные слова (стукнуло, таращила и исполнилось, зачислен), образный язык (вечерело, удивительным светом горело небо, загоралась иная жизнь), уменьшительно-ласкательные слова (собачонка, сестрёнка), простые и сложные предложения, восклицательные предложения).
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным).

Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
3. Взаимодействовать в группе (паре), обосновывать свою точку зрения.
4. Слушать и слышать других.



V. Жизненная задача.


Ученики читают задание, формулируют цель работы, определяют
стиль автобиографии, намечают план (о чём и в какой последовательности писать).
Смотрим презентацию «Требования к составлению автобиографии».

Несколько автобиографий (смотрим презентацию и рассуждаем о их несовершенстве .
Работу можно закончить дома (презентация с фотографиями, грамотами, дипломами и т.д.).
Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Выступать с небольшими сообщениями перед коллективом сверстников.
3. Участвовать в речевом общении и осуществлять речевой самоконтроль.


VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? Чему научились?

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ

VII. Домашнее задание.

По выбору:
а) автобиография в виде презентации .
б) автобиография рукописная(упр.556)











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Солдаткина Т.Н.



15