В рамках конкурса «Педагог года — 2013» «Автоматизация звука [л] в слогах и в словах» (с использованием ИКТ)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Каракулинский детский сад №2»
В рамках конкурса «Педагог года - 2013»
«Автоматизация звука [л] в слогах и в словах»
(с использованием ИКТ)
старшая группа
Учитель – логопед: Масалева Анастасия Сергеевна
Тема: «Автоматизация звука Л в слогах и в словах».
Цели занятия:
- Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
- Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].- Продолжать учить правильно произносить звук [л] в слогах, словах
- Учить определять наличие звука [л] в словах.
- Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
- Формировать умение произвольно принимать мимические позы (удивление, испуг, радость) и использовать различные виды интонаций в импрессивной речи.
- Формировать умение воспроизводить слоговые ряды.
- Развивать внимание, мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие, ориентировку на листе.
Оборудование:
Карта, письмо, картинки или игрушки «Корабль», «Белка», «Поезд», «Самолет»; счетные палочки; макет «Лес»; шишки; пособие «звуковой вагончик», игрушка Лунтик.
1.Организационный момент.
Логопед. Посмотри, мне сегодня передали письмо и сказали открыть на занятии. Давай узнаем, что же в конверте? (Открываем письмо.)
- Но что это?! В нем письмо с приглашением в гости! А еще в этом конверте есть карта. Кто же прислал нам это письмо? Если мы отправимся в путешествие, следуя подсказкам на карте, то узнаем, кто же автор этого послания.
2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
Логопед. Итак, мы с тобой отправляемся в морское путешествие, а для начала нам с вами нужно сделать гимнастику для язычка, а поможет нам с вам Белоснежка и её помощники.
(презентация приложение 1.)
Логопед: А пока мы с вам выполняли артикуляционною гимнастику, уже к причалу подплыл параход он нам с вами подаёт сигнал, что он готов к плаванию параход гудит: Л-л-л..
3. Развитие фонематического слуха, мелкой моторики.
Подняться можно по трапу, это такая специальная лестница. Но трап нужно сначала построить. Доски (счетные палочки) лежат перед тобой, а гвоздями послужат слова, в которых слышится звук Л. Прибивай доску только тогда, когда услышишь нужное слово: якорь, волна, бинокль, палуба, карта, штурвал, компас, лодка. (Ребенок выполняет).
4. Логопед: Трап готов. Поднимаемся по нему на корабль. Трап качается под ногами: л-л-л. Как качается трап? Идем по палубе, она гудит под ногами: л-л-л. Как гудит палуба? Ребенок произносит: л-л-л. И вот корабль отправился в путь. Помоги
кораблю не сбиться с пути: проведи пальчиком по указанному на карте маршруту, произнося: л-л-л.
5. Упражнение «Звуковой вагончик». (В первом окошке вагончика буква Л, а во втором окошке - лента с буквами А, О, У, Ы)
Логопед: Следующую часть пути, как отмечено на карте, нужно проехать по железной дороге. Посмотри, нас повезет не простой поезд, а «звуковой». Чтобы он отправился в путь, нужно произнести волшебное заклинание. Повтори за мной получившиеся слоги, выделяя голосом звук Л.
Ребенок: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
6. Упражнение «Поезд едет – колеса стучат» (произнести с ударением на выделенный слог): лала-лала
лоло-лололулу-лулулылы-лылылалу-лалулыло-лыло7. Посмотри внимательно, впереди виднеется волшебный лес. Кто же нас встречает? Белочка. Она сначала испугалась: ла-ла, лы-лы, лэ-лэ! Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией страха. Потом очень удивилась: лу-лу, ла-ла, ло-ло!? Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией удивления. Но когда белочка увидела, что у нас есть вкусное варенье, обрадовалась: лы-лы, лэ-лэ, лу-лу! Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией радости.
8. Упражнение «Угостим белочку вареньем».
Логопед: Что же, давай угостим ее нашими запасами. Какое у нас есть варенье?Варенье из вишни (какое?) ... вишневое. Варенье из
Ест белочка варенье и от удовольствия причмокивает: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, лэ-лэ-лэ. Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.9. Нужно отправляться дальше, а на память об этом лесе соберем еловые шишки. Только брать нужно не любые шишки, а те, в которых прячутся слова со звуком [л]. Слушай внимательно: белка, волк, заяц, лиса, медведь, лось, кабан. Ребенок выполняет задание.
10. Продолжаем путешествие. Дальше на поезде проехать не удастся - нужно лететь на самолете. Самолет гудит: алл, олл, ылл, улл, элл, илл. Ребенок вслед за логопедом проговаривает слоги.
Вот мы и добрались до места. Осталось узнать, кто же прислал нам эту карту?Узнать не сложно.
Вот вопрос:
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты –
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок. (Лунтик)
11. Итог занятия.
Логопед. Оказывается, Лунтик решил проверить, справишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник звук, который ты так красиво сегодня произносил. Какой это звук?
Ребенок. Л-л-л.
Список использованной литературы
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 2004.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2004.
Открытое
логопедическое занятиеArial BlackРисунок 5C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\6U4UISGX\MC900343361[1].wmfcђЗаголовок 115