РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету « Коммуникативная стимуляция» 1 класса для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основного общего образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Рассмотрена и рекомендована
Протокол заседания МО
учителей-дефектологов
от «29» августа 2016г.
Руководитель МО
_______________ /Ж.В. Бабенко/
Утверждена
Директор ГКОУ РО
Азовской школы №7
Приказ № 134 от «30» августа 2016г.
__________________/И.П. Попова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Коммуникативная стимуляция»
1 класса для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) основного общего образования
Количество часов: 66
Учитель: Селиванова Ирина Юрьевна
2016/2017
учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе образовательной программы «Сенсорной стимуляции детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, в соответствии с ФЗ « Об образовании в РФ», на основании следующих документов:
приказ Минобразования РО «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м
адаптированная основная образовательная программа образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ГКОУ РО Азовской школы № 7
учебный план ГКОУ РО Азовской школы № 7
годовой календарный план-график ГКОУ РО Азовской школы № 7
положение о рабочей программе учебных курсов , предметов, дисциплин( модулей ) педагогов ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Предлагаемая программа по курсу «Коммуникативная стимуляция» ориентирована на практическую направленность умений и навыков детей школьного возраста, имеющих трудности в формировании эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности.
Цель учебного предмета
Стимулировать реакцию на прикосновения,обращенную речь,игровые действия;понимать речевые сигналы;выполнять задания по инструкции.
Задачи программы
диагностика; создание условий для формирования элементарных общеучебных умений и навыков; создание условий для формирования стимулирования общего физического развития учащихся и проведение коррекции нарушенных двигательных функций; создание условий для формирования зрительно-моторной координации жизненных функций учащихся; создание условий для формирования развития общей моторики; создание условий для формирования коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей.
Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю
Программа рассчитана на учащихся 1 класса в возрасте от 7 до 18 лет. Согласно учебному плану школы 2 часа в неделю, 66 часов в год. Продолжительность одного урока – 35 минут.
Место и роль учебного курса, предмета в достижении учащимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы школы
Для овладения предмета «Коммуникативная стимуляция» большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детей с глубокой умственной отсталостью. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема. Уроки строятся на основе следующих принципов: интегрирования (включение элементов игровой деятельности); системности; преемственности. Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов. Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями. В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и умений необходимых для установления дружественных контактов со взрослыми. Каждый урок коммуникативной стимуляции оснащается необходимыми наглядными пособиями. Таким образом, программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по предмету «Коммуникативная стимуляция», который доступен большинству учащихся 1 класса.
Содержание программы учебного предмета
1.Стимуляция ответной реакции на прикосновения, обращенную речь (20 часов). Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах взрослого. Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выполнение совместных прикосновений. Упражнения, стимулирующие ответную реакцию на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами. Упражнения на различение понятий «я - ты». Игровые упражнения, стимулирующие выражение эмоций, желаний ( звуки, движения, жесты, мимика). Проигрывание сюжетов, сопровождаемых жестом, речью.
2.Стимуляция игровых действий на различение частей тела (20 часов).
Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Называние ребенка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребенка на свое имя, прикосновения. Совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук; выполнение инструкций, сопровождаемых жестом, речью. Рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. Озвучивание эмоциональных реакций ребенка.
3.Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций (26 часов). Упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. Поощрение действий ребенка. Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. Сопровождение действий ребенка речью, жестами, эмоциональным поощрением. Выполнение тактильных подсказок. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, одобрение, похвалу.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во
часов
Коррекционно-развивающие задачи
Основные виды учебной деятельности.
1
Стимуляция ответной реакции на прикосновения, обращенную речь.
- Сосредоточение взгляда на лице взрослого.
- Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами.
-Проигрывание простых сюжетов
20
Развитие реакции на обращенную речь, прикоснове-ния
Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах взрослого.
2
Стимуляция игровых действий на различение частей тела.
- Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела.
- Выполнение инструкций на различение частей тела.
- Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом.
- Сосредоточение взгляда на лице куклы
- Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле
- Выполнение игровых действий с куклой.
20
Уметь различать части тела
Сопряженные игровые действия на формирование образа тела.
3
Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций.
- Выполнение элементарных инструкций, сопровождаемых жестом.
- Выполнение действий с использованием жестов, движений.
- Совместные игровые действия с игрушками.
- Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.
26
Уметь выполнять действия по инструкции.
Упражнения, стимулирующие выполнение инструкций. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, одобрение, похвалу.
Итого:
66
Уровень подготовки учащихся. Предполагаемый результат
Диагноз учеников приблизительно одинаковый: тяжёлая степень умственной отсталости,
недоразвитие речи, задержка физического развития, косоглазие.
Дети проявляют крайне, слабый интерес к окружающему, долго не тянутся к игрушкам, не
приближают их к себе и не пытаются ими манипулировать. Первые предметно-игровые
действия появляются у них медленно, графическая деятельность находится на уровне
бесцельного, кратковременного, хаотического черкания.
У детей в большой, степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается
для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять
разные виды деятельности.
Совместные игровые действия расширяет коммуникативный опыт: адекватное реагирование на безопасные тактильные и звуковые раздражители; стимулирование ответной реакции на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами; стимулирование выполнение инструкций.
Календарно-тематическое планирование по предмету
“Коммуникативная стимуляция”
№
Тема
Дата
Количество часов
Планируемые результаты
Стимуляция ответной реакции на прикосновения, обращенную речь.
20
1
Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами.
1
Установление контакта.
2
Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами.
1
Установление контакта.
3
Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами.
1
Установление контакта.
4
Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами.
1
Установление контакта.
5
Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами.
1
Установление контакта.
6
Проигрывание простых сюжетов (выражение радости)
1
Развивать эмоциональную сферу
7
Проигрывание простых сюжетов (выражение гнева)
1
Развивать эмоциональную сферу
8
Проигрывание простых сюжетов (выражение удивления)
1
Развивать эмоциональную сферу
9
Проигрывание простых сюжетов (выражение печали)
1
Развивать эмоциональную сферу
10
Проигрывание простых сюжетов (выражение страха)
1
Развивать эмоциональную сферу
11
Проигрывание простых сюжетов (выражение интереса)
1
Развивать эмоциональную сферу
12
Проигрывание простых сюжетов (выражение стыда)
1
Развивать эмоциональную сферу
13
Проигрывание простых сюжетов (выражение отвращения)
1
Развивать эмоциональную сферу
14
Проигрывание простых сюжетов (выражение горе-радость)
1
Развивать эмоциональную сферу
15
Проигрывание простых сюжетов (выражение внимание-страх-радость)
1
Развивать эмоциональную сферу
16
Проигрывание простых сюжетов (выражение презрение-печаль)
1
Развивать эмоциональную сферу
17
Проигрывание простых сюжетов. Игра «Угадай эмоцию».
1
Развивать эмоциональную сферу
18
Проигрывание простых сюжетов. Игра «Угадай эмоцию».
1
Развивать эмоциональную сферу
19
Проигрывание простых сюжетов. Игра «Лото настроения»
1
Развивать эмоциональную сферу
20
Проигрывание простых сюжетов. Игра «Лото настроения»
1
Развивать эмоциональную сферу
Стимуляция игровых действий на различение частей тела.
20
21
Части тела. Выполнение инструкций на различение частей тела.
1
Различать части тела
22
Части тела. Выполнение инструкций на различение частей тела.
1
Различать части тела
23
Части тела. Выполнение инструкций на различение частей тела.
1
Различать части тела
24
Части тела. Выполнение инструкций на различение частей тела.
1
Различать части тела
25
Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом.
1
Различать части тела
26
Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом.
1
Различать части тела
27
Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом.
1
Различать части тела
28
Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом.
1
Различать части тела
29
Сосредоточение взгляда на лице куклы. Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле
1
Различать части тела
30
Сосредоточение взгляда на лице куклы. Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле
1
Различать части тела
31
Сосредоточение взгляда на лице куклы. Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле
1
Различать части тела
32
Сосредоточение взгляда на лице куклы. Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле
1
Различать части тела
33
Игровые действия с куклой.
1
Различать части тела
34
Игровые действия с куклой.
1
Различать части тела
35
Игровые действия с куклой.
1
Различать части тела
36
Игровые действия с куклой.
1
Различать части тела
37
Игровые действия с куклой.
1
Различать части тела
38
Игровые действия с куклой.
1
Различать части тела
39
Игровые действия с куклой.
1
Различать части тела
40
Игровые действия с куклой.
1
Различать части тела
Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций.
26
41
Выполнение действий с использованием жестов, движений по инструкции.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
43
Выполнение действий с использованием жестов, движений по инструкции.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
44
Выполнение действий с использованием жестов, движений по инструкции.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
45
Выполнение действий с использованием жестов, движений по инструкции.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
46
Выполнение действий с использованием жестов, движений по инструкции.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
47
Совместные игровые действия с игрушками.
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
48
Совместные игровые действия с игрушками.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
49
Совместные игровые действия с игрушками.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
50
Совместные игровые действия с игрушками.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
51
Совместные игровые действия с игрушками.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
52
Совместные игровые действия с игрушками.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
53
Совместные игровые действия с игрушками.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
54
Совместные игровые действия с игрушками.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
55
Совместные игровые действия с игрушками.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
56
Совместные игровые действия с игрушками.
1
Понимать речевые сигналы,выполнять инструкции
57
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.
1
Выполнять речевые инструкции
58
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.
1
Выполнять речевые инструкции
59
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.
1
Выполнять речевые инструкции
60
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.
1
Выполнять речевые инструкции
61
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.
1
Выполнять речевые инструкции
62
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.
1
Выполнять речевые инструкции
63
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.
1
Выполнять речевые инструкции
64
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.
1
Выполнять речевые инструкции
65
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.
Выполнять речевые инструкции
66
Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.
Выполнять речевые инструкции
итого
66
Перечень учебно-методического обеспечения.
- предметы различной формы;
- CD-диски;
- зеркало;
-разрезные карточки.
15