Занятие по конструированию для детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему Жилые дома


Тема: Жилые дома.
Цель: формирование навыка конструирования из строительного материала по теме «Жилые дома»
Задачи:
Образовательные: учить конструировать из строительного материала различные по цвету, форме и размеру дома по подражанию, образцу, словесной инструкции; выделять зрительно основные части, закреплять умение правильно называть детали строительного набора (кубик, кирпичик, крыша – призма, пластина), пользоваться этими названиями при анализе образцов; учить создавать постройку, соотнося её с величиной игрушки; продолжать учить объединять свои постройки единым сюжетом, побуждать к практическому использованию выполненной постройки; закреплять знания и представления о знакомых предметах в окружающем мире, знать их назначение, видеть их особенности.
Коррекционно-развивающие: развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, пространственную ориентировку, речевую функцию; развивать игровую направленность детской конструктивной деятельности.
3. Воспитательные: развивать положительное отношение к занятиям, интерес к конструированию; воспитывать самостоятельность при выполнении работ, развивать умение доводить начатое дело до конца, проявлять терпение при затруднениях, вызывать чувство радости при удавшейся постройке; учить адекватно оценивать результаты работы, формировать и развивать навыки и умения коллективной деятельности, формировать трудовые операции в процессе конструирования
Оборудование: набор строительного материала, куколки разных размеров, предметные и сюжетны картинки
Ход занятия:
I . Организационный момент.
Мы ладошку к ладошке сложим
И друг другу дружить предложим
Будем сегодня заниматься, играть
Чтобы добрыми, умными стать.
II. Вводная часть
1.Коррекционная направленность начала занятия.
Подготовительные игровые задания и упражнения по сенсорному развитию:
на восприятия цвета, формы, величины и пространства: «Сравни по цвету», «Форма предметов», «Большой-маленький», «Где находится игрушка?»
- Покажите и назовите все красные (зелёные) игрушки.
- Какие предметы круглой формы? Что бывает круглым?
- Закончи предложения: слон ….(большой), а мышка….(маленькая)
- Какие игрушки находятся наверху, внизу; мяч где? И т.д.
2.Тренировочные упражнения в непредметном конструировании
Пальчиковая гимнастика
А — воспроизведение сочетания фигур по подражанию
Б — воспроизведение перемещения одной (двух) фигуры
- Хотите играть с кубиками? Будем играть вместе. Игра «Внимательные глазки»
Педагог ставит перед каждым ребенком и перед собой поднос с фигурами («Посмотрите, какие я вам приготовила фигуры. Покажите такую фигуру. Как она называется? Скажем вместе. А что это? Есть такая фигура у вас? («Покажите»). Парные фигуры приближают друг к другу, соотносят указательным жестом, называют. После этого переходят к воспроизведению расположения фигур («Теперь будем играть по-другому. Возьмите кирпичик. Расположите (поставьте, положите) его вот так, а теперь так. Посмотрите внимательно. А теперь переверните вот так...» и т. д.). Сначала действуют с одной фигурой, затем с другой. После этого строительные детали складывают в коробку и убирают.
3. Постановка цели. Игровая мотивация: «Домики для кукол »
«К нам в гости пришли куколки. Спросите у них, как их зовут? Спросим все вместе: «Как тебя зовут?» Скажи свое имя; Это Таня. Куклу зовут Таня. А тебя как зовут? Оля. Куклам негде жить, у них нет домика. Таня, хочешь, мы сделаем для тебя домик? Оля, хочешь, мы сделаем и для тебя домик? Там вы будете жить. Сегодня мы сделаем для вас хорошие, удобные, прочные и красивые домики.
4. Рассматривание предметных и сюжетных картинок, кукольного домика
- Посмотрите на эти дома. В них живут люди - жилые дома. Зачем людям нужен дом? Они разные или одинаковые? Они очень похожи. Рассмотрим их, чем отличаются?
III. Основная часть.
Изучение готовой конструкции – анализ образца: большой и маленький домик
(Изучение: специально организованное его наблюдение и рассматривание, осуществляемое под руководством педагога)
- целостное восприятие объекта, выделение основных частей. Дети называют предмет, затем переходят к выделению основных частей. Большое внимание уделяется выяснению того, какую роль в самом предмете играет определенная часть или деталь. («Зачем нужна крыша и т.д.) Для чего у дома дверь?
- определение (выделение) формы каждого элемента и подбор нужных, соответствующих этим элементам строительных деталей. (Использовать вспомогательные движения — обведение каждой части предмета или конструкции по контуру (педагог обводит сам, потом предоставляет возможность сделать это каждому ребенку) Обращаясь к детям, педагог указывает, на конструкцию-образец, спрашивает: «Что это у дома? Правильно, крыша. Из чего она сделана? Какие элементы здесь использованы? Покажите, найдите их. Правильно. Как они называются?
- последовательность выполнения. (объяснить, с чего обычно начинают процесс стройки — с самых нижних, несущих элементов; это диктуется логикой реального возведения любого сооружения: «Теперь поговорим, как надо строить, с чего начинать работу. В первую очередь надо сделать стены или крышу? Конечно, стены, ведь крыша опирается на них. …… что ты сделаешь сначала?
2. Физкультминутка.
Динь-дон, динь-дон, мы построим новый дом!
Красим стены, крышу, пол. Прибираем всё кругом.
Скоро гости к нам придут и подарки принесут:
На пол мягкую дорожку, расстелив её к порожку.
Две подушки на диван, а хозяйке – сарафан!
Конструктивная деятельность:
Конструирование учителем-дефектологом двух домиков с подробным речевым сопровождением: маленький домик для Тани, дом для Оли побольше Что я построила? — Спросим у Тани, нравится ли ей домик?» (Все хором отраженно спрашивают.) Вот построен новый дом! Тили — бом! Тили — бом! Кто же будет жить в нем?» «Тили — бом! Тили — бом! Таким образом, педагог создает постройки, постоянно обращаясь к куклам, разговаривая с ними и вовлекая в диалог детей (путем отраженного повторения различных фраз).
Выполнение задания детьми. Практическое конструирование. (по образцу и несложной словесной инструкции, по подражанию)
- Стройте. Старайтесь, чтобы домики были крепкими, прочными и удобными, чтобы куколкам там жилось хорошо, было тепло и уютно.
Когда детям предлагается приступить к работе, учитель-дефектолог должен дать им возможность попытаться справиться с заданием самостоятельно. Внимательно следя за работой каждого ребенка, заметив затруднения и определив их характер в каждом конкретном случае можно начинать _индивидуальную работу. Помощь ребенку оказывается путем повторного обращения к образцу: конструкцию-образец следует приблизить к нему, обратить внимание на те моменты, которые вызвали у него затруднения, использовать указательный жест и словесное объяснение. Можно также привлечь ребенка к рассматриванию работы товарища, предложить справившемуся с заданием ребенку объяснить, помочь тому, у кого возникли затруднения. Можно выполнить работу вместе с ребенком.
Оценка готовых построек. Анализ выполненных работ: педагог просит всех внимательно рассмотреть их и сравнить с образцом.
IV. Заключительная часть.
1. Совместное обыгрывание построек.
Игра с куклами. Педагог, демонстрируя нежное, заботливое отношение к кукле, воспитывает у детей стремление быть заботливыми мамой, папой. Дети объединяют свои постройки, и развёртывается игра, в ходе которой они убеждаются в практической надобности своих построек. «Вот построили мне дом!» В этом новом и красивом доме буду жить я! У нас сегодня радость и веселье! У нас сегодня праздник новоселье! Скоро ко мне приедут гости! Игровые задания: «Помоги кукле назвать предметы ласково», «Один-много», «Мой, моя, мои»
2. Итог занятия: формирование положительной установки на продолжение деятельности, развитие желания научиться новому, формирование мотивационно-потребностного плана деятельности.
- Понравилось вам, как мы сегодня строили, а потом играли? Понравилось вам играть с куколками? Что мы научились строить для них; что это... это... это? Хорошие мы построили для них домики? Молодцы! Мне тоже очень понравилось. Ребята, Оля и Таня благодарят вас за помощь. Попрощаемся с ними. А хотите еще строить? Хотите, чтобы я научила вас строить... (называет следующую тему)? Хорошо, я все покажу вам в следующий раз.