Конкурсная работа Роль сказки в гендерном воспитании детей дошкольного возраста


Направление «Реализация Федеральных государственных требований в ДОУ»
Гусельникова Оксана Антоновна
воспитатель
МБДОУ Платошинский детский сад «Солнышко»
Пермского района
Роль сказки в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Когда–то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.
Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?
Актуальность гендерного воспитания заключается в том, что к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Наблюдая за поведением мужчин и женщин, ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и вредным социальным привычкам (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры.
С помощью наблюдений за поведением ребенка  по методике Н. Е. Татаринцевой, цель которой заключалась в выявлении полоролевого поведения мальчиков и девочек в различных видах детской деятельности, я увидела, что в моей группе есть дети, поведение которых отличается от привычных норм и стандартов. Так, например, было отмечено, что 3 девочки в выборе игр и игрушек предпочитают автомобильный транспорт, инструменты для ремонта, набор автомойки и т.п. При этом в куклы или в дочки-матери они не играют никогда.
Наблюдая за общением этих девочек, я отметила следующие характерные черты:
Общение. Девочки предпочитают, как правило, мужские компании, избегают ласк в отношениях с матерью, но могут демонстрировать влюбленность в женщин.
Стремление к изменению внешности. Девочки не любят платья, предпочитают прическу без бантиков и заколок.
Творчество. При просьбе нарисовать человека девочки рисуют мужчину и охотнее рисуют танки, машины, корабли.
Стиль поведения. Девочки размашисты и резки в движениях, по-мужски угловаты, напористы в речи и действиях.
Кроме маскулинных девочек в группе выделяется еще 2 феминных мальчиков, поведение которых отличается от остальных по следующим признакам:
Выбор игр и игрушек. Мальчики играют в куклы и дочки-матери, отвергают игры в солдатиков, машинки, танки.
Общение со сверстниками. Мальчики стремятся общаться с девочками и выглядят в этом общении таким же, как они.
Общение со взрослыми. Мальчики любят быть среди женщин, подолгу слушают их разговоры, ласковы с ними.
При просьбе нарисовать человека мальчики охотнее рисуют девочек (образ мамы).
Стиль поведения. Даже при вполне мальчишеской внешности движется грациозно и мягко. Речь лишена жаргонных и грубых слов.
После общения с родителями, мною было отмечено, что появление у мальчиков признаков феминности могло стать результатом воспитания в женской среде, где папы и дедушки не принимают активного участия в воспитании. У девочек же появление признаков мускулинности могло стать результатом семейного воспитания, где мать занимает авторитарную (главенствующую) позицию, а отец больше прислушивается, чем высказывает собственное мнение; или мускулинность девочки может быть вызвана тем, что она воспитывается в мужской среде (например, мама, папа и много братьев).
Также мои наблюдения показали, что остальные дети не приемлют в своём обществе поведенческих деприваций и нарушений в полоролевой идентификации. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
При изучении специальной литературы, я отметила, что в дошкольном возрасте неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать чтение художественных произведений - сказок, как одного из направлений русского фольклора.
В связи с вышесказанным, можно выдвинуть гипотезу, что применение «женских» и «мужских» сказок в педагогической практике благоприятно сказывается на формировании в детях качеств мужественности и женственности, подготовке их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, а также воспитанию культуры взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Целью данной работы стало создание условий для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формирование начал мужественности и женственности у дошкольников.
Задачи работы:
- Утверждение детей в своих гендерных ролях: «я – мальчик», «я – девочка»;
- Формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности через знакомство со сказками по «женскому» и «мужскому» сюжетам;
- Воспитание положительных нравственно-волевых черт личности ребенка в процессе изучения сказок, описывающих достижения и геройские поступки главных героев.
Организация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста с использованием художественных произведений - сказок, начала осуществляться в средней группе МБДОУ «Платошинский детский сад «Солнышко»». Численный состав группы насчитывает 27 человек, из них 11 мальчиков и 16 девочек.
Проведенную мною работу можно условно разделить на несколько этапов:
- На первом этапе был проведен анализ проблемы с целью проверки ее актуальности, определения задач, объекта и предмета работы, выявления рабочей гипотезы, а также проведения наблюдений за поведением детей в группе по методике Н.Е. Татаринцевой.
- На втором этапе были определены теоретические подходы к организации работы, продолжен теоретический анализ проблемы, проведен цикл мероприятий по формированию традиционного полоролевого поведения.
- На третьем этапе были систематизированы и обобщены результаты.
Основной этап включал в себя активную работу с детьми и родителями по следующим направлениям:
- Детям зачитывались сказки, подобранные по принципу «мужской» и «женский» сюжет, которые должны были продемонстрировать, какими характерными чертами поведения обладают мужские герои, а какими женские героини.
Например, самыми популярными сказками для мальчиков стали «Три поросенка» и «Колобок». В них обнаружен важный для мужчины архетип Борьбы. Причем если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победы над превосходящим силой противником, то в «Колобке» содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, лучшие сценарии борьбы с ним. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - блеф, с третьим - осторожность и предусмотрительность, с четвертым - хитрость, с пятым - надежная команда и т.д.
Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная Шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», Золушка » и т.д. Во всех «женских» сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), или готовить себя к счастливому браку («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Фактически все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужем.
Второй женский урок, почерпнутый из сказок, был отражён в идее уборки дома - это способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где бы она ощущала  себя защищённой. Среду, в которой её сила не убывает, а преумножается. 
- Один раз в две недели для ребят проводился специально разработанный цикл занятий «В гостях у сказки», где в игровой форме детям предлагалось вспомнить любимых сказочных героев, определить черты характера, которые помогли герою или героине достичь поставленной цели, акцентируя внимание на мужских и женских моделях поведения.
Для того чтобы детки отдохнули во время физкультминутки проводились народные игры: «Во кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы».
Следующим этапом занятия выступала самостоятельная творческая работа детей (рисунок, лепка, аппликация любимого героя и героини). И в заключение, детей знакомили с новой сказкой по «смешанному» сюжету (есть два главных героя обоих полов). Сказки со «смешанным» сюжетом повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации, а также учат детей уважительному отношению мальчика и девочки, мужчины и женщины между собой.
- В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. В результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 78 % не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (22%) знают, как это делать.
В связи с этим, было проведено несколько родительских собраний, посвященных роли матери и отца при воспитании ребенка в русских традициях: «У меня растет сынок, я воспитываю дочку», «Роль отца и матери в современной семье»», «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом полоролевого воспитания», «Воспитание детей в русских традициях: опыт наших предков». А также были организованы индивидуальные консультация на тему «О воспитании девочек и мальчиков с учетом их гендерных особенностей», «О значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения».
Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказали и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье с использованием сказочных персонажей.
- Активная работа по изучению сказочных персонажей не могла не найти отклика в детях и их родителях. В связи с этим, за предыдущий учебный год при активном участии родителей, детей и воспитателей были театрализованы несколько сказок («Колобок» и «Репка»). Дети в постановках исполняли традиционно мужские и женские социальные роли (бабушка, дедушка, мама, папа, дочка, сын, внук, внучка и т.п.).На заключительном этапе мною была проведена оценка результатов проделанной работы с детьми. В процессе наблюдения я зафиксировала следующие моменты:
- мальчики, в которых раньше отмечались черты феминности, стали больше времени посвящать игре со своим полом, причем, остальные мальчишки перестали избегать их в игровой деятельности. Маскулинные девочки также более активно стали проявлять себя в общении с девочками;
- для игровой деятельности мальчики стали выбирать автомобильный транспорт и конструктор, а у девочек появились любимые куклы и мягкие игрушки;
- в сюжетно - ролевых постановках и играх мальчики предпочитали роли мужских персонажей и героев, а девочки останавливали свой выбор на ролях «мамы», «медсестры», «воспитателя»;
- при оказании помощи воспитателю мальчики стали предлагать выполнить трудовую деятельность с применением физической силы (помогали расставить стулья по местам, собрать крупные игрушки), а девочки стали направлять свою энергию на обустройство группы (наводили порядок в «Кухне», поливали цветы, протирали пыль с книжных полок).
- любимые герои мультфильмов и книг у мальчиков и девочек стали соответствовать их полу, причем, при обсуждении понравившихся черт характера у любимого героя или героини, девочки отмечали преимущественно женские особенности (доброта, мягкость, терпимость, хитрость), а мальчики – мужские (храбрость, ум, находчивость, силу).
Среди родителей также было проведено повторное анкетирование, результаты которого продемонстрировали, что знания родителей относительно особенностей гендерного воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста стали более глубокими. Так, 96 % родителей теперь ясно представляют, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только 4% еще испытывают трудности в этом вопросе.
В заключение, мне хотелось бы отметить, что сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказка является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, яркой, увлекательной, высокоэффективной, чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа, накопленный веками.