конспект урока по русскому языку Официально-деловой стиль с применением здоровьесберегающей технологии
Урок русского языка в 6 классе по теме «Официально-деловой стиль»
Пояснительная записка
Урок построен с применением проектной и здоровьесберегающей технологий.
УМК авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.
Цель деятельности педагога: создать условия для успешного усвоения знаний об официально-деловом стиле.
Задачи:
Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, воспитывать культуру здоровья и охрану здоровья.
Метапредметные: формировать умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни; умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные: познакомить учащихся с понятием об официально-деловом стиле: особенностях, жанрах, сфере употребления, научить отличать нейтральную лексику от официально-деловой, выработать навык составления отдельных документов официально-делового стиля.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Целевое назначение:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации; воспитание положительной мотивации к обучению; воспитание культуры здоровья и охрана здоровья;
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная.
Понятия: официально-деловой стиль, жанр, документ, инструкция.
Планируемые результаты:
Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку; формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения.
Метапредметные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач; ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при усвоении материала урока.
Предметные: Выяснить отличительные черты официально-делового стиля, создать деловой документ – инструкцию.
Ход урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Планируемый результат
1 Организационный момент
Приветствие. Предлагаю поздороваться сегодня так, как это делают жители разных стран.
В Тунисе, здороваясь на улице, принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу. «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя» — таков смысл этого приветствия.
Жители страны Тонга, расположенной на островах Тихого океана, при встрече со знакомыми останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощёлкивают пальцами.
Японцы при встрече кланяются.
Эскимосы, приветствуя знакомого, слегка ударяют его кулаком и по плечам.
Считается, что рукопожатия появились ещё в первобытные времена. Тогда, протягивая друг другу руки, люди показывали, что у них нет оружия, что они пришли с миром.
Пожмите руки друг другу.
Проверка готовности к уроку. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Учащиеся здороваются таким образом Осознанное вхождение учащихся в пространство деятельности на уроке.
2 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Ребята, прочитайте текст.
Мама сказала:
Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи,
Дрова наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок.
Сестрёнка, тарелки,
Петух и дрова.
У Лемеле только
Одна голова!
Схватил он сестрёнку
И запер в сарай.
Сказал он сестренке:
- Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно
Помыл кипятком
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но долго пришлось
С петухом воевать:
Ему не хотелось
Ложиться в кровать
(Л.Квитко)
- О чем идет речь в этом стихотворении?
- Как называется документ, в котором сообщается, что нужно делать, и обязательно указывается порядок, в котором надо производить действия?
-Правильно, если же инструкцию перепутать, то получится то, что описано в этом шутливом стихотворении.
- Вы обратили внимание, на какие слова падает логическое ударение?
- Ребята, как вы думаете, почему мы начали урок с такого разговора? Чем мы будем заниматься на уроке сегодня?
-Вы правы, но для того чтобы мы смогли это сделать, что нам нужно узнать?
-Вы правильно сказали. А какие стили речи мы уже знаем?
- вспомним, на какие три вопроса надо ответить, чтобы определить стиль речи?
Какова цель названных вами стилей речи?
-Сегодня мы познакомимся ещё с одним стилем речи. Это официально-деловой стиль речи. Озвучьте тему нашего урока.
-На доске вы видите цифры и комментарии к ним
Ничего не знаю
Что-то слышал
Имею неполные знания
Знаю эту тему
Запишите в тетради на полях цифры от 0 до 3. Обведите в кружочек цифру, обозначив тот уровень знаний, на котором вы находитесь в настоящее время.
Посмотрим, что изменится к концу урока
Учащиеся читают, отвечают на вопросы
- Мама просит сына помочь ей. Она дает ему наставления.
- Инструкция
- логическое ударение падает на глаголы: услужи, вымой, уложи и др.
- Наверное, мы тоже будем составлять инструкцию.
- узнать в каком стиле речи её оформляют, какую лексику надо использовать, какие типы речи.
- разговорный, художественный, научный.
- с кем говорим, где говорим, зачем говорим
Разговорный – общение,
Художественный – воздействие на воображение и чувства,
Научный – сообщение.
- тема урока – официально-деловой стиль речи Коммуникативные УУД
взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника
Познавательные УУД
Анализируют вербальную информацию.
По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы
Регулятивные УУД
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Высказывают предположения на основе наблюдений.
Слушают в соответствии с целевой установкой.
3. Постановка цели и задач урока Итак, с темой мы определились.
- Какую поставим перед собой цель?
- А какие задачи нам нужно выполнить?
Узнать, что представляет собой официально-деловой стиль, составить инструкцию.
Разобраться, чем отличается данный стиль речи от уже изученных нами стилей речи.
Выяснить, какова особенность официально-делового стиля Познавательные УУД
По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы.
Коммуникативные УУД
Владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.
Регулятивные УУД
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Формулируют проблему (цель, задачи) урока.
4. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
И построения проекта выхода из затруднения
Где мы можем найти ответы на наши вопросы?
Обратимся к учебнику.
- ребята, заполните пустые разделы таблицы
-На партах дидактический материал с определенным содержанием.
Определите, к какому из разделов таблицы относится каждая опорная карточка
-где можем проверить правильность выполненной работы?
- В учебнике
Читают информацию в учебнике. Стр. 49.
Осмысляют теоретический материал.
Заполняют пустые разделы таблицы.
Цель Сфера употребления Особенности
стиля жанры лексика
1.необходимо обратить внимание;
ниже изложенный;
в соответствии с законом;
принимая во внимание;
2. объявление, приказ, устав, закон, заявление, инструкция, кодекс.
3. логичность, краткость, точность изложения,
4.переписка граждан с учреждениями; учреждений друг с другом, составление государственных бумаг; деловых бумаг.
5. информация
- в учебнике.
Регулятивные УУД
Слушают в соответствии с целевой установкой.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные УУД
Анализирую, делают выводы, устанавливают закономерности, строят рассуждения.
Коммуникативные УУД
Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.
Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.
5 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
-Сделаем вывод, что представляет собой официально-деловой стиль речи
-Обратите внимание на доску.
На доске записаны предложения:
Встаньте пораньше утром, сделайте зарядку. Во время зарядки дышите ровно.
Содержите свое тело в чистоте. Питайтесь правильно!
Не курите!
-Определите задачу автора в этих предложениях
- Какие языковые средства использованы в этих предложениях?
- сделайте вывод, к какому стилю относятся эти предложения.
-Рассмотрим один из жанров делового стиля – инструкцию. Что такое инструкция? Где можем найти ответ на данный вопрос?
Учащиеся отвечают, делают обобщения, выводы.
-Это рекомендации по здоровому образу жизни.
Учащиеся отвечают, делают вывод.
- в словаре. Работа с толковым словарем.
Инструкция – это указание, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.
Познавательные УУД
Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД
Слушают в соответствии с целевой установкой.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Коммуникативные УУД
Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.
Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности
Физминутка (Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся) Проведем физминутку, используя лексику официально-делового стиля. Ученик инструктирует, как выполнить упражнение и проводит физминуткуПсихологическая и физическая разгрузка.
6 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
(Работа в группах) -Пользуясь полученными знаниями, составьте памятку пешеходу «Как правильно переходить улицу».
-Скажите, что у нас должно получиться?
Работу проведем в группах с дальнейшей
самопроверкой по эталону.
-Должна получиться инструкция.
Каждая группа защищает свою памятку.
например: 1. Не переходи улицу, где попало, даже если очень спешишь.
2.Переходи проезжую часть только на зеленый свет.
3.Переходи улицу только по пешеходным переходам.
4.Не устраивай игр на проезжей части улиц и дорог.
5.Не цепляйся за проходящий транспорт.
6.Прежде чем перейти дорогу, убедись в полной безопасности перехода.
Познавательные УУД
Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Владеют приемами отбора и систематизации материала.
Регулятивные УУД
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Коммуникативные УУД
Взаимодействуют в группе для решения задания.
Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы.
7 Этап включения в систему знаний и повторения
Применение новых знаний.
Работа над проектом -продолжим работу в группах по составлению инструкций, но сейчас у каждой группы будет своё индивидуальное задание.
(представитель из каждой группы подходит к учителю, чтобы получить задание)
(Учитель не участвует, но консультирует по необходимости учащихся, ненавязчиво контролирует, консультирует по презентации результатов)
1 группа. Как не заболеть гриппом.
2 группа. Как сберечь свое зрение.
3 группа. Как правильно питаться.
4 группа. Как сохранить свои зубы здоровыми.
На партах учащихся картинки разной тематики, цветные карандаши, учащиеся могут использовать их для подготовки презентации готового продукта.
Работают активно и самостоятельно:
Структурируют необходимую информацию
Консультируются в группе
Готовят презентацию результатов.
Регулятивные УУД
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Познавательные УУД
Структурируют текст официально-делового стиля.
Коммуникативные УУД
Взаимодействуют в группе для решения задания.
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Владеют письменной речью.
8 Применение новых знаний
Презентация проектов, самоанализ и самооценка результатов. Учитель принимает итоговый отчет.
Обобщает и резюмирует полученные результаты Презентуют готовый продукт деятельности.
Демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи; умение планировать и осуществлять работу. Осуществляют рефлексию деятельности и результатов, взаимооценку деятельности и её результатов.
Продукт 1 группы.
Как не заболеть гриппом.
- чаще бывайте на свежем воздухе, больше двигайтесь,
- закаляйтесь,
- правильно и вовремя питайтесь,
- регулярно проветривайте помещение, делайте влажную уборку,
- употребляйте в пищу продукты, содержащие витамин С (клюкву, лимон, бруснику), а также такие овощи, как чеснок и лук.
- избегайте тесных контактов с людьми, которые кашляют, чихают,
- мойте тщательно руки с мылом.
Регулятивные УУД
Слушают в соответствии с целевой установкой.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Познавательные УУД
Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
9 Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-Подведем итоги урока.
-Что мы узнали об официально-деловом стиле?
- Какова сфера его употребления?
- Каково назначение инструкции.
- Какая тема объединяла рабочие материалы на уроке.
-Удалось ли нам ответить на вопросы, которые задали в начале урока?
- Достигли своей цели?
Д/з Теоретический материал (учебник § 19).
Упр. 90 письменно
или
2) Создать инструкцию по здоровому образу жизни, выбрать самостоятельно тему.
- В заключение урока посмотрите на доску, закончите высказывания
Я вспомнил, что…
Я узнал…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Я ничего не понял…
- Вернемся к шкале знаний, оцените себя, посмотрим, что изменилось к концу урока:
0 – ничего не понял
1 – что-то понял
2 – понял, но есть вопросы
3 – хорошо понял
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы.
- Здоровым быть здорово! Регулятивные УУД:
Соотносят цели и результаты своей деятельности.
Определяют степень успешности работы.
Коммуникативные УУД
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Познавательные УУД
Владеют приемами отбора и систематизации материала.