Официально-деловой стиль речи и сфера его применения.


Тема урока: Официально-деловой стиль речи и сфера его применения.Цель: 
продолжить изучение стилей речи; обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся об официально-деловом стиле речи и его подстилях.Задачи: 
показать необходимость владения официально-деловым стилем в повседневной жизни;
развивать умение пользоваться этим стилем на практике;
формировать умение определять признаки официально-делового стиля и доказывать принадлежность текста к данному стилю;
совершенствовать умение создавать тексты обиходно-делового подстиля различных жанров; 
развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся;
продолжить расширение лексического запаса;
совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: обобщения, систематизации и углубления знаний.
Оборудование: 
учебники «Русский язык» А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой; 
газеты «XXI век»;
раздаточный материал (заявления, справки и другие деловые бумаги);
атрибуты для ролевой игры (фонарь, свеча, цепь мэра, шляпа горожанина);
мультимедийный проектор, проекционный экран; 
портативный персональный компьютер.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
Слово учителя.
«В повседневной жизни нам очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать различные заявления, справки, объявления, объяснительные записки. Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно, с соблюдением определённых стандартов». Для этого используется официально-деловой стиль и его подстили: официально-документальный и обиходно-деловой. Основная цель этого стиля речи – точная передача деловой информации. Основные стилевые черты: точность, употребление стандартных оборотов речи, большое количество отымённых предлогов («в течение») и союзов («вследствие того что»), осложнённые простые предложения».
Словарный диктант с творческим заданием (на какую тему подобраны слова) и самопроверкой. (демонстрируется на проекционном экране)
Автобиография, акт, анкета, апелляция, доверенность, договор, докладная записка, заявка, заявление, объявление, объяснительная записка, отчёт, приказ, протокол, расписка, резюме, справка, уведомление, указ, характеристика.

Игра «Приказы мэра».
«Перенесёмся в средние века. Это произошло в те времена, когда на улицах города не было освещения. Как-то раз мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.- Вы не читали моего приказа? – спросил мэр сердито.- Читал. Вот мой фонарь, - ответил горожанин. - Но в фонаре у вас ничего нет!- В приказе об этом не упоминалось.Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.- Где фонарь? – закричал мэр.- Вот он.- Но в нём нет свечи!- Нет, есть! Вот она.- Но она не зажжена!- В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.И мэру пришлось издать ещё один приказ…»(« В чём же проблема мэра? Что бы вы ему посоветовали?»)
Обобщение, систематизация и углубление знани
Слово учителя.
«В повседневной жизни нам очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Приходится писать различные заявления, справки, объявления, объяснительные записки. Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно, с соблюдением определённых стандартов. Для этого используется официально-деловой стиль и его подстили: официально-документальный и обиходно-деловой. Основная цель этого стиля речи – точная передача деловой информации. Основные стилевые черты: точность, употребление стандартных оборотов речи, большое количество отымённых предлогов («в течение») и союзов («вследствие того что»), осложнённые простые предложения».
Официально-деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых состоит в обслуживании сферы административно-правовой деятельности.
Основные признаки делового стиля:
Ясность, точность, логичность и доказательность изложения;
Детальность изложения (сопровождаемая подробность рубрикаций);
Четкость, строгость формулировок (не допускающая двояких толкований);
Особые формы расположения материала (определяемые жанром делового документа);
Использование стандартных речевых формул, т.е. канцеляризмов, необходимых для удобства общения в деловой сфере. Примеры канцеляризмов: ставим (Вас) в известность о том, что…, доводим до (Вашего) сведения; в целях оказания (технической) помощи; в соотвецтвии с распоряжением и т.п.;
Использование терминов и однозначных слов и словосочетаний. Например: постановление, резолюция (в канцелярском подстиле), истец, ответчик (в юридическом подстиле), свидетельствовать кому-либо свое глубокое уважение в дипломатическом подстиле);
Безличность высказывания (проявляется в употреблении глаголов в форме третьего лица, например: предстоит сделать, надлежит выполнить, следует предпо-ложить; пассивных конструкций – возратных глаголов и страдательных причастий, например: дело заслушивается; было заслушано, дата определена, вопрос отложен, откладывается)
Обилие сложных конструкций:
Сложноподчиненных предложений с союзами, передающими логические отношения (придаточные причины, следствия, условия);
Уточняющие конструкций (причастных и деепричастных оборотов, вставных конструкций);
Сложных союзов (например: вследствие того, что; в связи с тем, что; ввиду того, что) и отыменных предлогов для дифференциации смысловых отношений (на предмет получения пособия), в случае (повторного нарушения), за счет (экономии средств); конструкции с предлогом по + предложный падеж существительного: по истечении (указанного срока), по предъявлении (документа), по завершении (ремонта), по достижении (результата)
Фронтальная беседа с элементами дискуссии

- Есть ли у вас привычка читать объявления?- Какие объявления вы прочитали вчера или сегодня?- В каком стиле они написаны?- Всегда ли и все ли объявления пишутся в официально-деловом стиле?- Как называется объявление о фильме, спектакле, концерте?
Практическая работа
1задание. Найдите объявления в газете . Докажите принадлежность найденного вами текста к официально-деловому стилю.2 задание. Составьте и запишите объявление о дне здоровья, олимпиаде, дискотеке.
Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом.
«Вспомните, когда и для чего вам приходилось получать и предъявлять справку. А сумеете ли вы её написать? Заполните данную основу справки: напишите вашу фамилию, имя, отчество; название того учебного заведения, в котором вы учитесь».

Самостоятельная работа.
«Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приёме. Заявление на поступление в колледж вы уже писали самостоятельно».  «Напишите сейчас заявление на имя директора колледжа, какой кружок или спортивную секцию вы хотели бы посещать».
Подведение итогов урока.
- Назовите подстили официально-делового стиля и приведите примеры.- Какова цель этого стиля речи?- Назовите признаки официально-делового стиля.
- Аукцион «Виды деловых бумаг» (обучающиеся записывают в тетрадях «Виды деловых бумаг». Побеждает указавший большее количество документов)- Какой из этих документов вам хотелось бы научиться составлять?
Сообщение домашнего задания. 
Создать текст официально-делового стиля, указать его признаки (письменно).
Представьте себя через 20 лет мэром. Какие приказы вы издали бы? (устно).
Найти, какие ещё существуют деловые бумаги (индивидуальное задание).