Методический материал Матрица оценки КПД педагога (мониторинг качества)
Муниципальная система оценки качества образования (МСОКО)
Матрица системного анализа и экспертной оценки качества урока и уровня профессиональной компетентности педагога
Уровень,
баллы
Краткая характеристика компонентов учебно-воспитательной деятельности (ключевых компетентностей) педагога в ходе урока
Действия пед мотивации
Действия пед целеполагания
Учебно-воспитательные действия педагога
Действия педагогического контроля
Действия педагогической оценки
1.Низкий
1
2
3
Занятия проводит как «урокодатель», буднично и сухо, особо не заботясь о развитии учебно-познавательного интереса учеников
Педагог не формулирует четко тему, цели и задачи занятия, не выделяет промежуточные цели по ходу урока, не обеспечивает принятие целей, а также связанных с ними задач учащимися. Не использует эмоционально-логические переходы между отд этапами занятия
Демонстрирует владение отдельными объяснительно-иллюстративными методами обучения и воспитания с преобладанием словесных. Недооценивает роль наглядности, эмоциональности или логики изложения при объяснении учебного материала
Не контролирует принятие учащимися целей и задач занятия. Отсутствуют как таковые пооперационный контроль качества и контроль достижения конечного результата учебно-познавательной деятельности учеников со стороны педагога в ходе урока
Работу учащихся на занятии не оценивает или оценивает очень редко и часто необъективно
2. Ниже среднего
4
5
6
Владеет приемами организации положительной реакции учащихся на новизну фактического материала
Формулирует, хотя и не всегда правильно, тему, цели и задачи занятия. Не акцентирует внимания учащихся на связи промежуточных целей с выполняемыми заданиями. Слабо использует в ходе урока эмоционально-логические переходы. Демонстрирует владение приемами, обеспечивающими принятие учащимися лишь практической части заданий
Преобладает фронтальное изложение учеб материала с исп в основном объясн-иллюстр методов, отсутствует алгоритмизация, в объяснении больше фактов, а не действий с ними, наблюдается нарушение логически завершенного познав цикла занятия. Не уделяет должного внимания показу взаимосвязи отдельных частей и элементов нового материала между собой; много учеб материала дает на запоминание и его последующее воспроизведение
Пооперационный контроль качества и контроль достижения результата в ходе организуемой педагогом учебно-познавательной деятельности учеников носят случайный характер
Затрудняется в оперативной оценке уровня знаний и уровня учеб действий. Выставляемые отметки никогда не аргументирует (содержательно не обосновывает)
3. Средний
7
8
9
Хорошо владеет приемами развития любопытства к изучению нового теоретического материала (учеб задач, заданий), который дает возможность научиться решать задачи, т.е. имеет выраженную прикладную направленность
Постановка теоретических проблем занятия в процессе решения типовой задачи подменяется демонстрацией педагогом образца учебных действий с его неполным словесным описанием. Алгоритмизация учебных действий не используется, поэтому основа ориентировочных действий - неполная
Демонстрирует неуверенное владение приемами организации логически завершенного познавательного цикла занятия. В выборе методов нет разнообразия: преобладают объяснительно-иллюстративные методы и некоторые репородуктивные методы - лекция, пример, демонстрация, поручение, упражнение. Преобладает использование фронтальных форм обучения по образцу в расчете на «среднего» ученика; отсутствует или явно недостаточна алгоритмизация обучения
Педагог контролирует только конечные результаты учебно-познавательной деятельности учеников. Пооперационный контроль качества учебно-познавательной деятельности отсутствует
Склонен к выставлению отметок по результатам всего урока (поурочного балла) в конце занятия. Не организует пооперационную содержательную оценку качества выполняемых учениками заданий
4. Выше среднего
10
11
12
Уверенно владеет способами создания ситуативного учеб-но-познавательного интереса учеников к теории изучаемого материала и ее практическому применению на отдельных этапах занятия, но не на всем занятии (неполный мотивац цикл занятия)
Владеет техникой педагогического целеполагания с использованием алгоритма для построения полной основы ориентировочных действий при решении типовых задач. Принятые учащимися цели сохраняются и регулируют процесс их достижения на отдельных (но не на всех) этапах занятия
Демонстрирует владение способом общей (универсальной) конкретно-образной и эмоционально-логической подачи учебного материала и организации логически завершенного познавательного цикла на отдельных этапах занятия, но не в целом. Свободно владеет техникой составления и использования алгоритмических предписаний, необходимых для решения типовых задач. Использует проблемные методы формирования мышления (проблемная ситуация, эвристическая беседа, убеждение, доказательство, обобщение, метод типовых структур и др.) Сочетает фронтальные, групповые и индивид формы работы
Успешно осуществляет пооперационный контроль качества и контроль достижения учащимися конечного результата на отдельных (практических), но не на всех этапах занятия. Обучает учеников методам пооперационного самоконтроля процесса выполнения ими учебных действий по алгоритму решения типовой задачи
Пооперационно оценивает качество выполняемых учащимися учеб заданий и конечный результат их уч-позн деят на отдельных этапах занятия. Используя алгоритм учеб действий, всегда дает содержательную оценку действий учащихся. Никогда не пользуется поурочным баллом в оценке ЗУН учеников, понимая его неэффективность. Обучает учащихся приемам коллективной оценки, взаимо- и самооценки, используя фронт, групп и инд формы работы
5.Высокий
13
14
15
Демонстрирует уверенное владение способами поддержания устойчивого учебно-познавательного интереса учеников в ходе всего урока. Организует полный мотивационный цикл занятия
Демонстрирует владение техникой педагогического целеполагания в совместной поисково-исследовательской деятельности. Умело «наводит» учащихся на мысль о невозможности применения известных им алгоритмов для решения нетиповых задач, стимулируя их модификацию (перестройку) учениками в соответствии с новыми и необычными условиями
В ходе урока организует полный логически логически завершенный познавательный цикл занятия. Демонстрирует владение частично-поисковыми методами формирования мышления учеников (совместная поисково-исслед деятельность, методы ТРИЗ, диспут, наблюдение, лабор работа, методы развития фантазии, ассоциативного мышления, творческого воображения и развития эмоц сферы и т.д.). Активно применяет наряду с алгоритмами, эвристические и полуэвристические предписания для решения как типовых, так и нетиповых учебных задач
Обеспечивает на протяжении всего занятия достижение каждым учеником конечной цели (результата) путем активизации действий пооперационного самоконтроля учеников при выполнении ими каждой операции в соответствии с измененным (перестроенным) типовым алгоритмом, примененным для решения нетиповой задачи
Владеет техникой аргументированной дифференцированной оценки качества выполняемых учащимися учеб действий по ходу занятия, т.е. умеет не только спланировать, но и обеспечить успех каждого ученика на каждом этапе урока в ходе всего индивидуализированого пед процесса. Обучает учеников приемам идентификации нетиповой задачи и прогностической оценки собственных возможностей при ее решении в ходе специально организуемой поисково-исслед деятельности
6. Очень высокий
16
17
18
Владеет способами развития обобщенного учебно-познав интереса учащихся к поиску общих способов решения задач - «метода создания методов»
Владеет техникой целеполагания при постановке целей в обобщенном виде, необходимых для решения творческих задач по обобщению знания, выработке гипотез, разработке предписаний (алгоритмов, эвристик и планов), формулировке проблем для дальнейшего изучения, поиску оптимальных решений
Владеет способами адресной конкретно-образной и эмоционально-логической подачи материала.
Творчески сочетает в работе методы формирования чувств, мышления и воли (поведения). Демонстрирует использование исследовательских методов формирования мышления (моделирование, сбор и обработка науч фактов, технич творчество, поиск закономерностей, методы воспитания творчества, развития способностей и творческой деятельности.
Обучает учеников методам творческого научного поиска общих способов решения учебных задач
Эффективно контролирует в ходе всего занятия не только соответствие выполняемых учащимися учеб действий используемым ими алгоритмам и эвристикам, но и самостоятельный поиск учащимися новых способов решения любых задач, в т ч, исслед-х повыш трудности. Пооперационно контролирует правильность применения учащимися обобщенных методов решения задач, составление предписаний, позволяющих достигнуть конечного результата при любых изменениях условий задачи
Всегда содержательно, пооперационно и адекватно оценивает качество процесса и качества ее результата в отношении каждого ученика, умело используя для этого весь арсенал специальных приемов и методов. Оценивая возможности детей прогностически, в совершенстве владеет техникой формирования прогностической самооценки учеников при выполнении ими уч-позн деят и самооценки поведения
15