Критерии оценки качества работы учителя при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда
Критерии оценки качества работы учителя при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда
Методические рекомендации
Виктор Гаргай - начальник новосибирского Центра научно-методической поддержки федеральных и областных эксперементальных проектов и программ (Методическая работа в школе №02'09)
В современном российском образовании идёт интенсивный процесс создания общероссийской и региональных систем оценки качества образования. В стороне от этого не стоят и школы, ибо именно достижения учащихся представляют собой наиболее значимые объекты оценки: из школьных оценок выводятся общероссийская оценка качества образования. Вот почему в материалах рубрики наряду с другими актуальными темами уделено особое внимание оценке качества образования, критериям стимулирующей доплаты учителю за качество труда, управлению качеством аттестации. Всё это направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов, эффективности управления школой.
Методисты этого центра разработали в помощь руководителям школ критерии оценки качества труда учителя при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. Ознакомьтесь, пожалуйста, с этим документом, который, надеемся, позволит школам сделать процедуру поощрения учителей за творческий труд более прозрачной и справедливой.
Введение
Принципом совершенствования экономических механизмов в сфере образования Новосибирской области в соответствии с проектом комплексной модернизации образования принимается бюджетное финансирование, ориентированное на результат. Основополагающей задачей в данном направлении является построение эффективных способов и механизмов реализации поставленных задач, направленных на повышение качественных результатов деятельности образовательных учреждений и педагогов.Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения предусматривает реализацию права участия органов общественно государственного управления школой в распределении поощрительных выплат стимулирующей части фонда оплаты труда по результатам труда и осуществляется по представлению руководителя образовательного учреждения с учётом мнения профсоюзной организации.Основанием для осуществления данных выплат являются показатели качества обучения и воспитания учащихся, выраженные в их образовательных достижениях и сформированных компетенциях. Под компетенциями в данном случае понимаются личностные качества и умения учащегося решать личностно и социально значимые задачи. Качество образования определяется как «интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям». Новое качество образования предполагает выход за пределы традиционной ЗУНовской результативности, ЗУНовского качества и представления результативности образования не только и не столько в отметках и результатах ЕГЭ, но в показателях развития компетентностей обучающихся. Комплекс компетенций характеризует способность ребёнка распознать, каковы отношения в окружающем его мире, понять, как традиционные ценности вписываются в современность, способность сформулировать и решить инновационную задачу и оценить, насколько удалось решение. Новая результативность — это способность строить отношения в ситуации, которая не определена, не изучена, не предполагает чётких алгоритмов поведения. В соответствии с таким подходом к качеству образования можно выделить следующие модули критериальной оценки: функциональная грамотность (предметные компетенции); ключевые компетенции (надпредметные знания, умения, способности решать личностные и социально значимые проблемы).В соответствии с Концепцией инноваци онного развития системы образования Новосибирской области данные критерии рекомендуется дополнить на уровне образовательного учреждения показателями состояния здоровья учащихся. Предлагаемые материалы следует рассматривать как рамочную модель. Каждая школа в соответствии с выявленным социальным заказом, программой развития, опытом работы может выбрать из предлагаемой критериальной базы такой комплекс критериев и индикаторов, который в полной мере будет соответствовать задачам повышения качества образования на уровне конкретного учителя и школы. Формируя свой набор критериев, образовательное учреждение должно учитывать необходимость включения в него показателей, отражающих результаты сформированности всех нижеперечисленных компетенций. При наличии в школе своих индикаторов оценки качества, они в качестве предложения могут быть представлены в региональный (муниципальный) орган управления образованием для экспертизы и включения в предлагаемый перечень.
1. Критерий «Формирование функциональной грамотности (предметных компетенций)»
Содержание критерия
Сформированность данной компетенции предполагает наличие знаний, умений и способностей учащихся,обеспечивающих успешность освоения государственных образовательных стандартов и образовательных программ школы (способность применять знания на практике, способность к обучению, способность адаптации к новым ситуациям, способность генерировать идеи, волевое стремление к успеху, способность к анализу и синтезу и др.
Данный критерий в первую очередь, позволяет судить о профессионализме и эффективности работы учителя.
Показатели по критерию.
Предлагается в первую очередь опираться на такие традиционные, доступные всем показатели:
- позитивная динамика уровня обученности учащихся за последний учебный год. Позитивная динамика может подтверждаться отметками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ);
- позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последний год. Позитивная динамика может подтверждаться оценками промежуточного и итогового контроля (в том числе ЕГЭ);
- увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях школьного, муниципального, регионального (областного), федерального и международного уровней. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, а также реестр участников конкурсных мероприятий;
- увеличение количества творческих (научных, проектных и других) работ учащихся по данному предмету, представленных на различных уровнях. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в конференциях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий;
- посещаемость кружков, секций, элективных курсов. Индикаторами данного показателя могут быть: численность, посещаемость и сохранность контингента учащихся, подтверждаемые соответствующими документами и школьной отчётностью.
2. Критерий «Формирование социальных компетенций»
Содержание критерия
Сформированность данного типа компетенций предполагает способность учащихся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и в улучшении демократических институтов, способность быть лидером, способность работать автономно.
Показатели по критерию:
? Активность учащихся в жизни и решении проблем класса, школы и окружающего социума, участие в органах школьного самоуправления, социальных проектах. Индикатором по данному критерию могут являться официальные письма благодарности, отзывы, положительная информация в СМИ о деятельности учащихся ОУ (волонтёрское движение, благотворительные акции и др.). ? Сформированность правового поведения. Индикатором по данному критерию могут быть: отсутствие правонарушений учащихся за отчётный период (в соответствии с данными УВД), результаты участия в конкурсах на знание основ законодательства РФ. ? Сформированность основ экономи ческого сознания. Индикатором по данному критерию могут быть победы и участие в различного рода конкурсах, проектах по экономической проблематике.
? Процент успешно социализирую щихся детей группы риска. Индикатором по данному критерию может быть отрицательная динамика распространения наркомании и алкоголизма, числа детей, стоящих на учёте.
? Наличие индивидуальных образовательных траекторий учащихся, ориентированных на получение профессионального образования. Индикатором по данному критерию может быть доля школьников, обучающихся по индивидуальным образовательным программам.? Участие в разнообразных межвозрастных социально значимых проектах. Индикатором по данному критерию может быть доля школьников, участвующих в межвозрастных проектах.
3. Критерий «Формирование поликультурных компетенций»
Содержание критерия
Поликультурная компетентность предполагает понимание различий между культурами, уважение к представителям иных культур, способность жить и находить общий язык с людьми других культур, языков, религий.
Показатели по критерию:
? результаты исследования толерантности в классе;
? отсутствие конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве;
? участие учащихся в программах международного сотрудничества (обмены, стажировки и т. п.). Индикатором по данному критерию могут являться различные документы, подтверждающие участие в международной программе;
? участие в мероприятиях, посвящённых укреплению взаимопонимания, взаимной поддержки и дружбы между представителями различных социальных слоёв, национальностей и конфессий. Индикатором по данному критерию может быть официальная благодарность организаторов мероприятий, их участииков в адрес учащихся школы (класса);
? знание и уважение культурных традиций, способствующих интеграции учащихся в глобальное сообщество. Индикатором по данному критерию может служить участие в конкурсах, проектах и т. д.
4. Критерий «Формирование коммуникативных компетенций»
Содержание критерия
Данный тип компетенций отражает владение навыками устного и письменного общения, владение несколькими языками, а также умения разрешать конфликты ненасильственным путём, вести переговоры.
Показатели по критерию:
? Позитивная динамика «качества знаний» по русскому языку и литературе учащихся за последний год. Позитивная динамика может подтверждаться оценками экспертов в ходе наблюдения и проведения опросов, а также в ходе изучения продуктов деятельности ребёнка (письменные источники, устные выступления).
? Результаты литературного творчества учащихся. Индикатором по данному критерию может быть наличие авторских публикаций (стихи, проза, публицистика) как в школьных, так и в других видах изданий, а также награды.? Благоприятный психологический климат в классе. Индикатором данного критерия могут быть результаты социально психологического исследования, проведённого в классе специалистом.? Наличие практики конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Отсутствие деструктивных последствий конфликтов, наносящих вред физическому, психическому и нравственному здоровью.
5. Критерий «Формирование информационных компетенций»
Содержание критерия
Владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, способность критически относиться к информации, распространяемой средствами массовой коммуникации.
Показатели по критерию:
? Использование в проектной, исследовательской и других видах деятельности учащихся ИКТ (интернет ресурсов, презентационных программ, мультимедийных средств). Индикатором по данному критерию могут быть: высокая оценка коллег, получаемая в ходе открытых занятий, а также результаты учебной деятельности учащихся оформленные в цифровом виде.
? Разработка и использование учащимся общественно признанного авторского продукта (программы, сайта, учебного модуля и т. д.). Индикатором может быть предъявленный продукт.? Увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах и других предметных конкурсных мероприятиях по И ВТ школьного, муниципального, регионального (областного), федерального и международного уровней. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, а также реестр участников конкурсных мероприятий.
6. Критерий «Формирование интелектуальных компетенций»
Содержание критерия
Способность учиться, самообразование познавательный интерес.
Показатели по критерию:
? Устойчивый интерес у обучающихся к чтению специальной и художественной литературы. Индикатором данного критерия могут быть результаты анкетирования родителей, учащихся, экспертные оценки работников библиотеки
? Использование опыта, полученного в учреждениях дополнительного образования в школе и классе. Индикатором по данному критерию могут служить продукты деятельности ребёнка, полученные в процессе внутришкольной или внутриклассной деятельности, а также участие и победы в различных проектах.? Увеличение количества творческих (научных, проектных и других) работ учащихся по предметам образовательной программы ОУ, представленных на различных уровнях. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в конференциях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий.? Процент выпускников, продолживших образование в соответствии с избранным профилем в учреждениях професси онального образования. Индикатором по данному критерию могут быть внутришкольная отчётность, отзывы выпускников, родителей и др.
7. Критерий «Общекультурных компетенций»
Содержание критерия
Содержание данных критериев отражает духовно нравственное развитие личности, его общую культуру, личную этическую программу направленные на формирование основы успешной саморазвивающейся личности в мире человека, природы и техники.
Показатели по критерию:
? Формирование культуры здоровье сбережения. Индикатором по данному критерию может являться доля детей, участвующих в оздоровительных и здоровье формирующих мероприятиях различного вида.? Увеличение количества учащихся, участвующих в спортивных соревнованиях различного уровня. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в соревнованиях, а также реестр участников.? Увеличение количества учащихся, занятых творческими (танцы, музыка, живопись, народные промыслы и т. д.) видами деятельности. Индикатором данного критерия могут служить награды различного уровня, полученные по результатам участия в выставках, фестивалях и конкурсах, а также реестр участников конкурсных мероприятий.
? Участие в природоохранительной деятельности. Индикатором по данному критерию может служить доля учащихся, занятых в природоохранительной деятельности.? Участие в туристическо краевед-ческой деятельности. Индикатором по данному критерию может служить доля учащихся, занятых в туристическо краеведческой деятельности.
? Участие в волонтёрском движении. Индикатором по данному критерию может быть реализация общественно полезных дел и проектов.
Примерный механизм оценки профессиональных достижений учителя через образовательные достижения учащихся и распределения стимулирующей части фонда оплаты труда
Ориентируясь на предлагаемые критерии, показатели и индикаторы, учитель пишет самоанализ на основе достижений своих учеников или формирует персональное портфолио — свидетельство образовательных достижений учащихся, полученных в результате его профессиональной педагогической деятельности.
Портфолио передаётся учителем в экспертную группу, состоящую из предста вителей администрации, методической службы, коллег, представителей профсоюза.
Члены экспертной группы — не менее 3 х человек — изучают полученные материалы и фиксируют своё заключение в листе экспертной оценки с помощью пятибалльной шкалы:
0 баллов — отсутствие достижений,
1 балл — низкий уровень достижений,
2 балла — средний уровень достижений,
3 балла — высокий уровень достижений,
4 балла — очень высокий уровень достижений.
Придерживаясь идеологии «фронтального», а не «точечного», стимулирования качества образования, рекомендуется при выставлении баллов ориентироваться не только на высокие достижения отдельных учащихся, но и на массовые показатели качественной подготовки.
В целях объективации полученных оценок, рекомендуется рассчитать средний балл по каждому учителю. На основании полученных данных выстроить рейтинг.
Оценку результативности труда учителя рекомендуется проводить не чаще чем 1 раз в полугодие. На основе представленных педагогами материалов (портфолио) и полученного рейтинга, члены экспертного совета готовят доклад, который представляется руководителем образовательного учреждения государственно общественному органу управления.
На основании решения органа общественно государственного управления школой издаётся приказ по образовательному учреждению о распределении стимулирующей части ФОТ, с которым знакомятся все заинтересованные стороны
Согласовано с органом общественно государственного управления ОУ и профсоюзным комитетом
Экспертное заключение по оценке качества работы учителя при распределении стимулирующей части ФОТ
Эксперт____________________________________
Должность__________________________________
Учитель:___________________________________
Предмет____________________________________
Критерии Баллы
Функциональная грамотность учащихся (предметные компетенции) 01234
Сформированность социальных компетенций учащихся 01234
Сформированность поликуль турных компетенций учащихся 01234
Сформированность коммуникативных компетенций учащихся 01234
Сформированность информационных компетенций учащихся 01234
Сформированность интеллектуальных компетенций учащихся 01234
Сформированность общекультурных компетенций учащихся 01234
Общий балл
"_____"__________________20__г.
Подпись___________________________