Контрольно-измерительные материалы по дисциплине Эффективное поведение на рынке труда
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский автомеханический техникум»
(ГБПОУ «НАМТ»)
Комплект
контрольно-измерительных материалов
по программе учебной дисциплины
УД 18 Эффективное поведение на рынке труда
Специальности:
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
15.02.08 «Технология машиностроения»
23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение»
23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)»
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
базовой подготовки
г. Нижний Новгород – 2016 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине УД.18 «Эффективное поведение на рынке труда» программы подготовки специалистов среднего звена разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 23.02.02; 23.02.03; 23.02.05; 15.02.01; 15.02.08; 13.02.11; 09.02.03.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Нижегородский автомеханический техникум»
Разработчики:
________________ Горшкова Ю.А. преподаватель ГБПОУ «НАМТ».
Рекомендована предметной (цикловой) комиссией учетных и экономических дисциплин
протокол №_____ от ___________20____г
Председатель ПЦК
________________ / Ю.Н. Михеева
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по
учебной работе
_____________ / Е.В. Путюнина
Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
1.1 Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств, предназначен для оценки результатов освоения УД 18. Эффективное поведение на рынке труда.
1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- оценивать эффективность того или иного метода поиска работы;
- проходить собеседования;
- ставить карьерные цели; планировать этапы своего карьерного роста и контролировать достижение карьерных целей;
- осуществлять самопрезентацию;
- составлять собственное объявление с предложением в СМИ;
- разрабатывать успешную тактику разговора по телефону;
- разрабатывать варианты решений на причины возможного отказа в работе;
- адаптироваться на рабочем месте.
оценка результатов выполнения практических работ;
наблюдение и оценка результатов выполнения самостоятельной работы.
Знания:
- основные методы поиска работы;
- правила написания резюме, основные типы резюме и сопроводительных писем;
- основные типы ошибок, возникающих при поиске работы, написании резюме и сопроводительных писем;
- понятие и структуру собеседования, подготовку к собеседованию и поведение во время собеседования, основные типы собеседований;
- телефон как средство нахождения работы;
-технологию трудоустройства;
-основные правила адаптации в трудовом коллективе;
- типы и виды профессиональных карьер.
оценка результатов выполнения тестового контроля;
оценка результатов выполнения практических работ;
внеаудиторная самостоятельная работа.
Итоговый контроль
дифференцированный зачет
1.3 Оценка освоения учебной дисциплины:
Формы и методы оценивания
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет, который выставляется студенту на основании учета посещаемости учебных занятий и участия студента во всех видах и формах оценивания пройденного материала на основе накопительной системы.
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Программой предусмотрена традиционная система оценивания знаний, умений на основе пятибалльной шкалы.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» ставится, когда обучающийся:
а) полностью овладел программным материалом
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности.
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию преподавателя.
Оценка «хорошо» ставится, когда обучающийся:
а) полностью овладел программным материалом, но отвечает с небольшими затруднениями, вследствие еще недостаточно развитого представления о рынке труда, отношений на рынке;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправление которых осуществляет с некоторой помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится, когда обучающийся:
а) основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных материалов усвоил;
б) ответ дает не полный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса;
в) требует постоянной помощи преподавателя (наводящих вопросов)
Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда обучающийся:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не исправляет с помощью преподавателя.
Оценка «плохо» ставится, когда обучающийся:
Обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
2.1 КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Задания для проведения текущего контроля
Тест по теме «Рынок труда»
1) На рынке труда можно купить:
а) оборудование, необходимое рабочим для трудовой деятельности
б) право на использование способностей работника
в) способности человека, необходимые для создания материальных ценностей
г) работника, обладающего необходимыми трудовыми навыками
2. Главными участниками рынка труда являются
а) продавец и посетитель
б) покупатель и работник
в) работодатель и работник
г) работодатель и продавец
3. Взаимодействие на рынке труда осуществляется
а) посредством обмена на основе спроса и предложения
б) за счёт эффективного использования рабочей силы
в) за счёт ограниченности экономических ресурсов
г) посредством вложения капиталов с целью последующего получения прибыли
4. При построении функции спроса на труд аргументом выступает:
а) заработная плата;
б) цена;
в) ставка процента;
г) доход в виде прибыли.
5. Выберите неверный вариант: основные механизмы рынка труда:
а) предложение
б) профессиональная переподготовка
в) спрос
г) рыночная цена трудовых услуг
6. Формой материального вознаграждения за труд является:
а) рента
б) процент по вкладу
в) заработная плата
г) ставка заработной платы
7. Величина спроса на рабочую силу не зависит от:
а) от заработной платы
б) потребностей работника в деньгах
в) спроса потребителей на выпускаемые работодателем товары и услуги
8. Оцените утверждения. Какое из них верно?
а) спрос на рынке труда, как и предложение, находится в обратной зависимости от ставки заработной платы
б) предложение на рынке труда, в отличие от спроса, находится в прямой зависимости от ставки заработной платы
в) спрос и предложение на рынке труда не зависит от величины заработной платы
9. Под рынком труда понимают:
а) куплю и продажу товаров и услуг
б) общественные отношения, связанные с наймом и предложением рабочей силы
в) рынок сырья, материалов, товаров и услуг, ценных бумаг
10. Цена рабочей силы это:
а) процент по вкладу
б) форма материального вознаграждения за труд
в) доход от продажи товаров и услуг
11. Основным рыночным регулятором на рынке труда служит:
а) цена рабочей силы
б) спрос на рабочую силу
в) предложение на рабочую силу
12. В содержание понятия «рабочая сила» не входит:
а) способность к труду
б) состояние здоровья работника
в) уровень образованности и профессиональный знаний и умений
г) уровень желаемой заработной платы работника
13. Для покупателя рабочей силы заработная плата это:
а) цена труда, уплаченная за право использования рабочей силы
б) форма дохода, которую работодатель получает от реализации товаров и услуг
б) издержки, которые несет работодатель за аренду помещения
14. Спрос на труд выражает:
а) определенное количество занятых наемных работников
б) потребность работодателя в работниках, необходимых ему для создания товаров и услуг
в) цену рабочей силы
15. Кривая предложения показывает:
а) сколько работников хотели получить работодатели при каждом уровне ставки заработной платы
в) сколько работников могут выйти на работу при каждом уровне ставки заработной платы
16. В состав трудовых ресурсов не включают:
а) граждан трудоспособного возраста
б) инвалидов 1, 2 группы
в) работающих подростков
г) работающих пенсионеров
17. Безработный это:
а) тот, кто может и хочет работать, но перестал искать работу
б) тот, кто не имеет работу, но активно ищет ее
в) тот, кто работает, но ищет другой вариант работы
Ключ для теста
1-б
2-в
3-а
4-а
5-б
6-в
7-б
8-б
9-б
10-б
11-а
12-г
13-а
14-б
15-в
16-б
17-б
Практическая работа №1
Задачи по теме «Рынок труда»
Коэффициент экономической активности
Представляет собой соотношение численности экономически активного населения к общей численности населения.
Задача №1.
Численность экономически активного населения в России в ноябре 2009 года составила 72,8 млн. чел
численность занятых 65,0 млн. чел
общая численность населения 144,9 млн. чел.
Найти численность безработных, коэффициенты экономической активности, занятости и безработицы.
Решение
Экономически активное население включает в себя как занятых, так и безработных поэтому,
Численность безработных = 72,8 65 = 7,8 млн.чел.
Коэффициент экономической активности = (72,8 / 144,9) * 100% = 50%
Коэффициент занятости = 65 / 72,8 = 0,9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] = 7,8 / 72,8 = 0,1
Задача №2.
Среднегодовая численность населения: 148300 тыс.чел
Всего занято в экономике: 67100 тыс.чел.
Численность безработных: 6410 тыс.чел.
Найти: численность экономически активного населения (ЭАН), коэффициент экономической активности населения, коэффицент занятости и коээффициент безработницы населения.
Решение
ЭАН = 67100 + 6410 = 73510 тыс.чел.
Коэфф ЭАН = 73510 / 148300 = 0,5
Коэффициент занятости = 67100 / 73510 = 0,91
Коэффициент безработицы = 6410 / 73510 = 0,09
Задача №3.
Численность занятых и безработных на даты составила:
Занятых
Безработных
1 января 2009 год
765
78
1 января 2010 год
700
80
1 января 2011 год
735
64
1 января 2012 год
725
70
1 января 2013 год
720
80
Найти: среднюю численность занятых, безработных, экономически активного населения за год, коэффициенты занятости и безработицы за этот период.
Задания к теме: Мир профессий
«Анализ классификации типов профессий по Е.А. Климову»
Задание №1.
Начертите таблицу в тетради по образцу. Определите типы профессий по предмету и целям труда. Результаты занеси в таблицу (в одной графе может быть несколько профессий)
Список профессий: инженер-конструктор, картограф, математик, водитель, дегустатор чая, художник по проектированию интерьера, мастер-животновод, чертежник, режиссёр, воспитатель, контролер, полуфабрикатов, биолог-исследователь, картограф, мастер-диагност сельскохозяйственной техники, лепщик архитектурных деталей, экскурсовод, психолог, композитор, оператор прокатного стана, фермер, фотограф.
Тип профессии по предмету труда
Гностические распознающие (распознать, определить, распознавать, различать, оценивать, проверять)
Преобразующие (обработать, обслужить, обработать, переместить, организовать, преобразовать)
Изыскательские творческие (изобрести, придумать, придумать, изобрести, сконструировать, найти новый вариант)
Человек - природа
Человек - техника
Человек - знаковая система
Человек - художественный образ
Человек-человек
Задание №2.
В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела.
Начертите таблицу в тетради. Распределите список профессий и внесите в последний столбец.
Список профессий: столяр, спортсмен, монтажник радиоаппаратуры, музыкант, хирург, токарь, преподаватель, машинист, оператор связи, сталевар, режиссер, печатник, дирижер, аппаратчик, диспетчер энергосистемы, ювелир, актер, водитель, машинист эскаватора, ветеринар, оператор магнитной записи.
Ручной труд Р
Профессии, связанные с использованием ручного труда
Механизированный труд М
Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением
Автоматизированный А
Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов
Функциональный Ф
Профессии, связанные с использованием функциональных средств организма
Задание №3
По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы. Выделенные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.
Начертите таблицу в тетради и распределите профессии по условиям труда: антенщик, следователь, водолаз, агроном, бухгалтеры, учитель, летчик, монтажник, воспитатель детского сада, пожарный, инспектор госавтоинспекции, космонавт, машинист горного комбайна, оператор ПК, секретарь, шахтер, программист, инженер по технике безопасности.
Условия труда
Что означает
Профессии
Открытый воздух О
Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности
Бытовой микроклимат Б
Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным"
Необычные условия Н
Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями
Повышенная моральная ответственность О
Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей и за большие материальные ценности
Задание №4.
Напишите формулу своей профессии по примеру: Программист: З:И:Ф:Б
Практическая работа №2 «Анализ факторов, сдерживающих карьеру»
Задание 1. Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры. Обсуждение афоризмов и высказываний о жизни, карьере, успехе в жизни и профессиональной деятельности.
Придумайте понятия, которые у вас ассоциируются с термином «карьера»
Примеры: работа, профессионализм, большие полномочия и власть, высокий статус, престижное положение в обществе, высокий уровень дохода
Задание 2 . Назовите качества человека, влияющих на карьеру:
Например: ум, амбиции, креативность, логика, творческий подход, оптимизм, трудолюбие, целеустремленность, лидерство, ответственность, умение идти на компромисс, риск.
Задание 3. Сравните и сопоставьте этапы карьеры и этапы возраста человека. Проведите стрелочки
Предварительный этап Взрослость
Этап сохранения Юность
Этап завершения Молодость
Этап Продвижения Зрелость
Этап становления Ранняя взрослость
ОТВЕТ:
Предварительный этап (юность)
Этап становления (молодость)
Этап продвижения (ранняя взрослость)
Этап сохранения (взрослость)
Этап завершения (зрелость)
Задание 4. Определите этап карьеры
- Этот этап характеризуется ростом квалификационного уровня, накоплением практического опыта, навыков. Растет потребность в достижении более высокого статуса, и большей независимости (этап продвижения)
- В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация. В этом возрасте обычно создается семья (этап становления)
- Этап характеризуется кризисом карьеры. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности (этап завершения)
- За этот период человек может сменить несколько различных видов работ в поисках подходящей деятельности. Если он находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения как личности (предварительный)
- Характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов. Человек достигает вершин независимости и самовыражения (этап сохранения)
Задание 5. Сопоставление связей между этапами карьеры и потребностями по Маслоу
Возраст
Потребности по Маслоу
Мотивация в карьере
60-65 и старше
Самоактуализация
Поиск самовыражения, творчество
До 60
Уважение и самоутверждение
Удержание соц. признания, соц. самоутверждение
До 45
Социальные
Самореализация, принадлежность к проф. сообществу
До 30
Материальные
Материальная независимость
До 20-25 лет
Физиологические
Безопасность существования
Задание 6. Проанализируйте факторы, сдерживающие карьеру, на примере «Кодекса неофрита».
Внимательно ознакомьтесь с Кодексом. Подумайте, каких пунктов в нем не хватает, а какие являются лишними. «Отредактируйте» этот Кодекс так, чтобы он стал полезными и помог сделать успешную карьеру.
Кодекс неофрита («неофрит» - новичок в чем-либо)
1. Не давай невыполнимых обещаний.
2. Не ручайся за других.
3. Проверяй:
а) правильно ли понял задачу;
б) знает ли твой босс, что работу сделал именно ты;
в) доволен ли босс тобой.
4. Если босс не интересуется твоим мнением или не высказывай его, или сначала заинтересуй босса слушать тебя.
5. Если босс не доволен, проси его объяснить, чем именно.
6. Держись подальше от племени «глазеющих из окон» (шатающихся без дела, курильщиков, буфетных завсегдатаев).
7. Не стесняйся задавать вопросы умным сотрудникам.
8. Задавай вопросы, как правило, после того, как сам сделал попытку ответить на них.
9. Тщательно отбирай собеседников.
10. Будь дружелюбным не только с собакой, которая крутится возле офиса.
11. Старайся понять:
а) зачем нужно отделу то, что ты лично делаешь;
б) какова роль отдела в жизни всей организации;
в) какова миссия организации в обществе.
12. Старайся узнать, что думает босс по поводу пункта 11.
Практическая работа №3 «Определение вариантов построения своей карьеры».
Задание 1. Определите тип карьеры.
Различают типы карьеры:
по цели: профессиональная и должностная
по перемещению: вертикальная, горизонтальная, скрытая
по прохождению карьеры в организации: внутриорганизационная и межорганизационная
а) Человек прошел путь от рядового сотрудника до начальника в рамках одной организации (помощник бухгалтера – бухгалтер, зам. глав. бухгалтера, глав. бухгалтер, финансовый директор, генеральный директор) Какая это карьера по цели, перемещению и прохождению в организации? (должностная, вертикальная, внутриорганизационная) Придумайте свой пример
б) Менеджер перешел из ООО «Альбатрос» в ИП «Троя». Руководитель является его родственником. Теперь работнику открыт доступ к закрытым корпоративным встречам, не всегда в официальной обстановке. Какая это карьера по цели, перемещению и прохождению в организации? (должностная, скрытая, межорганизационная) Придумайте пример
в) Начальник цеха хлебозавода принял предложение перейти на другое место работы в другую организацию с более высокой зарплатой на должность директора. Какая это карьера по цели, перемещению и прохождению в организации? (должностная, вертикальная, межорганизационная) Придумайте свой пример
г) Бухгалтер по зар/плате перешел в другой отдел бухгалтером по взаиморасчетам с поставщиками. Какая это карьера по цели, перемещению и прохождению в организации? (должностная, горизонтальная, внутриорганизационная) Придумайте свой пример
д) Сотрудник проработал в фирме около 30 лет, пройдя путь от менеджера по персоналу до начальника по кадрам. Какая это карьера по цели, перемещению и прохождению в организации? (должностная, вертикальная, внутриорганизационная) Придумайте свой пример
е) Сотрудник решил повысить профессиональный уровень и прошел курсы повышения квалификации. Теперь он токарь 4 разряда. Какой это тип карьеры по цели? (профессиональная) Придумайте свой пример
Задание 2. Определите стадию профессионального развития по Е.А. Климову (оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник)
Работник может решать простые и трудные профессиональные задачи, становится лучшим среди равных рядовых сотрудников, начинает выделяться на общем фоне (ответ - мастер)
Первые шаги в профессии, вхождение в профессиональное сообщество, привыкание молодого специалиста к работе (ответ – адаптант)
Мастер своего дела, обрастает единомышленниками, перенимателями опыта и учениками. Высший уровень развития специалиста (ответ - наставник)
Работник становится лучшим среди мастеров (ответ – авторитет)
Работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно и успешно справляться с основными функциями. Его признают товарищи по работе, он становится равным среди равных (ответ – интернал)
Стадия выбора профессии, обычно в возрасте от 12 до 18 лет (ответ – оптант)
Стадия профессиональной подготовки, получения профессии, специальности (ответ – адепт)
Задание 3. К какому типу вы относите себя?
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни. Достижения человека в сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы. Для оценки выбора сферы профессиональной деятельности важно учитывать тип личности человека. Дж. Голланд считает, что каждый человек в определенной степени относится к одному из шести типов личности.
реалистический – предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями инструментов и механизмов (машинист); люди, имеющие атлетические или механические способности, любят работать с предметами, машинами;
исследовательский – аналитик, любознательный, методичный и точный (ученый-исследователь); люди, любящие наблюдать, учиться, исследовать, анализировать, решать;
артистический – экспрессивный, оригинальный, внутренне сосредоточенный (декоратор); люди, любящие работать в неформализованных ситуациях, используя свои богатые способности интуиции, творчества, воображения
социальный – любит работать сообща и, помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую (школьный консультант); люди искусные в речах, любящие работать с людьми, целенаправленно избегают систематическую деятельность, включая механическую
предпринимательский – любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей (адвокат); люди, которые любят оказывать влияние, управлять людьми ради организационных или экономических выгод;
Офисный – любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов (бухгалтер). Люди, любящие работать с фактами, данными, обладающие способностью к вычислениям и расчетам, следующие инструкциям. Несмотря на то, что согласно этой концепции один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.
Задание 4. Определите тип личности и содержание деятельности:
Ориентация на взаимодействие с людьми (ответ – социальный)
Ориентация на манипулирование данными, информацией (ответ – офисный)
Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию (ответ – артистический)
Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами (ответ – реалистический)
Ориентация на влияние на людей (ответ – предпринимательский)
Ориентация на поиск (ответ – исследовательский)
Задание 5. Тест «Карьера» Вариант №1
Выберите один правильный ответ:
1. В широком понимании карьера это:
а) этапы восхождения к профессионализму
б) продвижение по служебной лестнице
в) занятие определенной должности
г) социальный статус человека
2. В узком понимании карьера это:
а) профессиональный рост
б) последовательность должностей, занимаемых сотрудником
в) достижение квалификационного статуса
г) род деятельности человека
3. Какие личные качества влияют на карьеру:
а) креативность и творческий подход
б) трудолюбие
в) целестремленность
г) все ответы верны
4. Какие личные качества мешают достижениям в карьере:
а) ум и амбиции
б) нежелание что-либо менять
в) оптимизм
г) лидерство
5. Профессиональное самоопределение это:
а) получение должностных привилегий
б) политическое самоопределение
в) осознание человеком культуры
г) выбор профессии
6. Что имеет отношение к личностному самоопределению:
а) поиск личностью, что он хочет в жизни
б) осознание человека, что он может
в) готовность к самостоятельной жизнедеятельности
г) все ответы имеют отношение к личностному самоопределению
7. Цель профессиональной карьеры это:
а) изменение должности сотрудника
б) повышение профессионального уровня
в) продвижение по служебной лестнице
г) выполнение определенной служебной роли
8. Цель должностной карьеры это:
а) углубление имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков
б) изменение должностного статуса сотрудника
в) прохождение карьерного пути в разных организациях
г) реализованная карьера
9. Вертикальная карьера характеризуется:
а) расширением круга полномочий без смены должности
б) подъемом на более высокую ступень в должности
в) дружескими отношениями с начальством
г) повышением квалификационного уровня
10.Горизонтальная карьера означает:
а) повышение в должности
б) выстраиваемый человеком жизненный путь
в) расширение функциональных обязанностей на той же должности
г) доверительные обращения руководителя к сотруднику
11. Центростремительная карьера:а) движение к руководству организацииб) повышение квалификациив) чередование вертикального и горизонтального роста
12. При каком типе карьеры конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию в стенах одной организации?а) межорганизационнаяб) политическаяв) внутриорганизационная
13. Может ли сотрудник пройти стадии профессиональной карьеры последовательно, работая в различных организациях? а) даб) нет
14. То, что удалось достигнуть человеку за определенный промежуток времени в соответствующем виде деятельности, называется:
а) потенциальная карьера
б) центростремительная карьера
в) горизонтальная карьера
г) реальная карьера
15. Лично выстаиваемый человеком трудовой путь на основе его планов и целей это:
а) реальная карьера в) потенциальная карьера
б) скрытая карьера г) вертикальная карьера
Тест «Карьера» Вариант 2
Выберите один правильный ответ:
1. В узком значении карьера это:
а) профессиональный рост
б) достижение квалификационного статуса
в) подъем на новую ступень в должности
г) род деятельности человека
2. В широком смысле карьера это:
а) социальный статус человека
б) продвижение по служебной лестнице
в) развитие профессионализма работника
г) занятие определенной должности
3. Какие качества человека влияют на карьеру:
а) высокие амбиции
б) желание быть лидером во всем
в) креативность и творческий подход
г) все названные качества влияют на карьеру
4. Какие личные качества мешают достижениям в карьере:
а) высокий уровень интеллекта
б) неумение идти на компромисс
в) оптимизм
г) лидерство
5. Что не входит в содержание понятия «личностное самоопределение»:
а) поиск личностью, что он хочет в жизни
б) осознание человека, что он может
в) поиск личностью смысла жизни
г) все ответы имеют отношение к личностному самоопределению
6. Профессиональное самоопределение это:
а) получение должностных привилегий
б) политическое самоопределение
в) осознание человеком культуры
г) выбор профессиональной деятельности человеком
7. Целью профессиональной карьеры является:
а) развития себя как профессионала
б) выполнение определенной служебной роли
в) продвижение по служебной лестнице
г) изменение должностей
8. Цель должностной карьеры это:
а) углубление имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков
б) развитие профессиональных качеств
в) прохождение карьерного пути в разных организациях
г) повышение в должности
9. Горизонтальная карьера означает:
а) повышение в должности
б) выстраиваемый человеком жизненный путь на основе планов
в) расширение круга полномочий и обязанностей в рамках той же должности
10. Вертикальная карьера характеризуется:
а) расширением круга полномочий без смены должности
б) повышением в должности
в) дружескими отношениями с начальством
г) повышением профессионального уровня после аттестации
11. Скрытая карьера:а) хорошие отношения с начальством, и как следствие более высокий уровень заработной платыб) повышение квалификациив) чередование вертикального и горизонтального роста
12. Может ли сотрудник повышать свой профессиональный уровень, работая в различных организациях? а) даб) нет
13. При каком типе карьеры конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост в стенах разных организаций?а) межорганизационнаяб) политическаяв) внутриорганизационная
14. Лично выстаиваемый трудовой путь, который желает реализовать человек
а) реальная карьера
б) скрытая карьера
в) потенциальная карьера
г) вертикальная карьера
15. То, что удалось достигнуть человеку за определенный промежуток времени в соответствующем виде деятельности, называется:
а) потенциальная карьера
б) центростремительная карьера
в) горизонтальная карьера
г) реальная карьера
Ключ к тесту
Варианты:
№1
1-а
2-б
3-г
4-б
5-г
6-г
7-б
8-б
9-б
10-в
11-а
12-в
13-а
14-г
15-в
№2
1-в
2-в
3-г
4-б
5-г
6-г
7-а
8-г
9-в
10-б
11-а
12-а
13-а
14-в
15-г
Практическая работа №4 «Составление профессионального резюме»
Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя. Составление сопроводительного по предварительному телефонному разговору с потенциальным работодателем.
Задание 1. Составить резюме по образцу:
Задание 2. Написать сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо - это краткий документ, который прилагается к резюме соискателя. Часто соискатели не понимают, насколько важно писать сопроводительное письмо при поиске работы. Это не только демонстрация вашего знания этикета поиска работы, а и отличное дополнение к резюме.
Сопроводительное письмо служит для подачи информации, которая не вошла в резюме. Например, через сопроводительное письмо можно показать ваши знания рынка и деятельности компании, в которую вы направляете резюме и сопроводительное письмо, ваше желание и стремление работать именно в этой компании и многое другое.
Основная цель сопроводительного письма – заинтересовать работодателя в прочтении резюме и объяснить, почему кандидат обращается к этому лицу, какую пользу он может принести организации и попросить принять его для собеседования.
1. Письмо должно быть коротким2. Письмо должно быть адресным (в каждую компанию свое письмо)3. Письмо должно содержать 3 составляющих:а) Представляетесь: меня зовут .
б) я молодой специалист, имеющий диплом по такой то специальности
в) мне интересно работать у вас, так как ознакомившись с сайтом вашей организации, я оценил достоинства вашей компании (перечислить достоинства)
г) уверен, что могу внести свой вклад в развитие компании (здесь можно написать как угодно, важно, что именно Вы можете дать компании)
д) Поэтому прошу рассмотреть мое резюме и в случае заинтересованности назначить время личного собеседования
Практическая работа №5
«Применение основных правил ведения диалога с работодателем в модельных условиях»
Ответы на часто задаваемые вопросы на собеседовании. Ответы на «неудобные вопросы».
Задание 1. Упражнение «Самопрезентация»
Цель занятия: осознание студентами возможных психологических затруднений, препятствий и ошибок собственной презентации в ситуациях собеседования (интервью) и т.д.
Порядок проведения упражнения. Игровое упражнение проводится в круге, количество участников – от 6 до 20 человек. Время проведения – 40–60 минут.
Предварительное задание выдается за 7–14 дней до проведения практического занятия. Всем студентам предлагается составить текст выступления для самопрезентации перед потенциальными работодателями, продумать ответы на возможные вопросы, оценить внешнюю презентацию, поведение, речь, жесты и т.д.
Инструкция. Участник, проводящий самопрезентацию, должен выступить перед импровизированными работодателями (остальной группой), ответить на их вопросы, касающиеся его выступления. Остальные участники делятся на 4 группы (специалисты по вербальному общению, специалисты по невербальному общению, имиджмейкеры и руководители предприятий). Рекомендуется в течение выступлений менять функции групп, с тем чтобы каждый участник побывал не только в роли выступающего, но и в ролях эксперта и работодателя.
Желательно, чтобы участники придумали по 2–3 вопроса, которые могут вызвать затруднения в ситуации собеседования (эти вопросы они могут задать в ходе упражнения, исполняя роль эксперта).
По окончании выступлений проводится групповая дискуссия, в ходе которой обсуждаются следующие вопросы:
– Как индивидуальность выступающего проявилась во время самопрезентации?
– Что было самым сложным?
– Насколько целостным получилось выступление?
– Что вы чувствовали во время выступления?
– Что нового узнали о себе самом в ходе этого упражнения?
Упражнение всегда вызывает живой интерес у членов группы, при обсуждении часто выясняется, что услышать мнение о своем выступлении от других очень важно. При обсуждении выступлений можно также обратить внимание на то, как участники на подготовительном этапе сумели выделить и подготовить к ответу те вопросы и трудности (в своих выступлениях), которые во время самопрезентации предлагались остальными участниками.
В ходе данного упражнения нередко возникают интересные дискуссии, у участников появляется желание поделиться собственными ощущениями и впечатлениями. Ведущий должен поощрять такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы занятие проходило динамично и не увязало в несущественных деталях.
В заключение ведущий с помощью группы определяет, чей вариант самопрезентации является наиболее успешным, психологически выгодным, оптимальным и почему. Также определяется самый «взыскательный работодатель», то есть участник, вопросы которого были объективно трудными, и «самый квалифицированный эксперт», предложивший наиболее полный и точный анализ поведения участника самопрезентации.
Задание 2. Ответьте на каверзные вопросы работодателя
Разделить группу учащихся на несколько подгрупп по 4 человека. Раздать вопросы. Время на подготовку учащихся 10 минут. Обсуждение и поиск правильных ответов на каверзные вопросы, задаваемые на собеседовании.
_____________________________________________________________________
№1. Ответьте на каверзные вопросы на собеседовании:
1. Опишите свой характер в пяти словах. 2.Насколько для Вас важно мнение окружающих? 3. С чем у Вас ассоциируется слово детство? Расскажите о Вашем любимом воспоминании из детства. 4. Что было самой важной вещью, которой Вы научились в школе/университете? 5. Что Вас раздражает в людях и как Вы с этим справляетесь?
______________________________________________________________________
№2. Ответьте на каверзные вопросы на собеседовании:
1. Каковы Ваши мечты, чего Вы хотите добиться в жизни? 2. По каким критериям Вы выбираете потенциального работодателя? 3. Можете привести пример Вашего самого большого достижения вне работы? 4. Кто больше всего повлиял на Ваш профессиональный выбор и карьерный рост? 5. Что Вы думаете о своем предыдущем руководителе? ___________________________________________________________________________
№3. Ответьте на каверзные вопросы на собеседовании:
1. Приведите мне пример, когда Вы делали больше, чем от вас требовалось? 2. Приходилось ли Вам выполнять задачи, которые были слишком сложными для вас? Как вы с ними справлялись? 3. Если перед Вами стоит множество срочных разноплановых заданий, в каком порядке Вы бы их выполняли? 4. Какие приёмы и инструменты Вы используете для самоорганизации? 5. Как вы реагируете на отказы? _____________________________________________________________________________
№4. Ответьте на каверзные вопросы на собеседовании:
1. Почему мы должны взять на работу именно Вас? 2. Что Вы будете делать, чтобы завоевать доверие членов коллектива? 3. Какие цели Вы бы преследовали, получив эту работу? 4. На какую зарплату Вы рассчитываете? 5. Когда Вы можете приступить к работе?
_______________________________________________________________________________
№5. Ответьте на каверзные вопросы на собеседовании:
1. Я – Ваш начальник и даю Вам указание сделать что-то, с чем Вы не согласны. Что Вы будете делать? 2. Представьте ситуацию: руководитель находится в отпуске, все работники приходят вовремя на работу. О чем это говорит? 3. Что может стать для Вас причиной ухода с компании? 4. Чтобы Вы сделали, если бы выиграли миллион? 5. Какая разница между “хорошим” и “отличным”? _________________________________________________________________________________
№6. Ответьте на каверзные вопросы на собеседовании:
1. Чем Вас заинтересовала работа именно в нашей компании?
2. Откуда узнали о данной вакансии?
3. Назовите свои основные сильные/слабые стороны.
4. Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время?
5. Назовите 5 качеств лидера
Практическая работа №6
1. Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Обсуждение правил трудового распорядка. Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении.
2. Решение ситуативных задач.
Ситуация 1
В одну из организаций на конкурсной основе был принят высококвалифицированный специалист. При приеме на работу контракт не был подписан. Оклад удовлетворял сотрудника, однако нечетко был оговорен принцип дальнейшего повышения оплаты труда. С течением времени нагрузка существенно возросла, а ожидаемого повышения не следовало. У сотрудника начали проявляться признаки недовольства, которые сначала вызвали у администрации недоумение, а затем раздражение. Дело кончилось его увольнением. В результате налицо потери для обеих сторон: для организации – это затраты на поиск работника на рынке труда, потеря времени, угроза для конфиденциальной информации об организации; для сотрудника – эмоциональные материальные издержки и временные потери.
Каковы причины конфликта? Дайте рекомендации по прогнозированию подобных ситуаций.
Ситуация 2
Иванов В.А. работал в ООО «Вымпел» по срочному трудовому договору и заболел. Срок действия его договора истек во время его болезни, и его уволили. Правомерно ли такое увольнение?
Ответ: Данное увольнение правомерно, т.к. на него не распространяются запрет содержащийся в ст. 81 Трудового кодекса РФ, трудовой договор расторгается в связи с истечением срока. Больничный должен быть оплачен полностью.
Ситуация 3
Симонов В.В. был переведен на другую должность в связи с реорганизацией предприятия. Права ли администрация, назначая ему при переводе испытательный срок, мотивируя это отличие в профиле работы?
Ответ: При переводе сотрудника с одной должности на другую испытательный срок устанавливать нельзя. Испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе согласно ч. 1 ст. 70 ТК РФ устанавливается соглашением сторон исключительно при заключении трудового договора.
Ситуация 4
Администрация предприятия предупредила Петрову В.В. за месяц об увольнении по сокращению штатов. Петрова В.В. потребовала предоставить ей в течение этого месяца свободные дни для поиска новой работы. Правомерны ли требования Петровой? Каков порядок расторжения договора при сокращении штатов? Какими гарантиями обладает работник при увольнении по сокращению?
Ответ: Трудовым законодательством не предусмотрено предоставление сотрудникам, предупрежденным об увольнении в связи с сокращением численности или штата работников, оплачиваемого дня для поиска новой работы. Следовательно, требования Петровой неправомерны.
Что касается порядка увольнения: работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу; о предстоящем увольнении работодатель обязан предупредить работников персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения; решение об увольнении работников по этим причинам должно быть согласовано с профсоюзом (если профсоюз создан в организации);в день увольнения работнику: организация должна выплатить все положенные суммы работнику; выдать трудовую книжку, в ней указывают: основание для увольнения (соответствующая статья ТК РФ), номер и дату приказа об увольнении; по его письменному заявлению другие документы, связанные с работой.
Гарантии работников подлежащих увольнению в связи с сокращение штатов закреплен в гл. 27 Трудового кодекса РФ. Работникам предоставляются следующие гарантии:
1. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
2. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
3. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
4. При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.
5. При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Ситуация 5
Володарская С.Л. оформлялась на работу в детский сад. У нее потребовали документы о специальном образовании, характеристику с прежнего места работы, а также копию судебного решения по бракоразводному делу, рассмотренному за год до ее обращения о приеме на работу. Имела ли право администрация требовать копию судебного решения?
Ответ: Ст. 65 ТК РФ "Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации" Администрация не имела право требовать копию судебного решения. Правильно.
Ситуация 6
Маисеева М.П. получает высшее образование на заочной форме обучения на юридическом факультете КГУ и работает менеджером в магазине. Она обратилась к администрации с просьбой предоставить ей оплачиваемый отпуск как студентке-заочнице на время сессии, однако администрация ей в этом отказала, сославшись на то, что сессия оплачивается только в том случае, если она учится по профилю предприятия, а если нет то ей может быть предоставлен только неоплачиваемый отпуск. Прокомментируйте ответ администрации.
Р: Ст. 173 ТК РФ "Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка" .Администрация должна предоставить Маисеевой оплачиваемый отпуск на время сессии.
Ситуация 7
Петрова М.И. работает в туристической фирме. Имеет ли право руководитель фирмы, деля отпуск на две части, одну из них предоставлять во время нужное работнику (в соответствии с графиком отпусков), а другую во время, удобное руководителю (например, с 15 по 30 января)?
Ответ: Руководитель фирмы может предоставлять работнику отпуск в удобное для себя время только с соглашения работника.
Ситуация 8
Во время отпуска Маслова П.Е. заболела на 11 дней, четыре из которых – выходные. 25 мая она должна выйти на работу. На сколько дней ей продлят отпуск?
Ответ: По ст. 124 ТК Маслова имеет право на продление отпуска в связи с временной нетрудоспособностью. Отпуск продляется на количество календарных дней нахождения на больничном. То есть отпуск Масловой должны продлить на 11 дней. Только она должна своевременно предупредить об этом работодателя.
Ситуация 9
Тихонов, отвечая на вопрос о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора, сказал, что трудовой договор может быть заключён с лицами, достигшими совершеннолетия, т.е. 18лет. С более раннего возраста трудовой договор заключить нельзя, т.к. до достижения 18 лет лицо не обладает достаточными правами, следовательно, не может быть полноценным работником. Согласны ли вы с мнением Тихонова?
Ситуация 10
Лопаткин устроился на завод в один из цехов, приступил к работе по поручению работодателя. Прошло 10 дней с момента фактического допущения Лопаткина к работе, но трудовой договор с ним оформлен не был. Лопаткин забеспокоился. Обосновано ли беспокойство Лопаткина?
Ситуация 11
17-летний Пуговкин устроился курьером в одно из издательств. Директор издательства Орлов назначил ему испытательный срок на 6 месяцев, мотивируя это Пуговкину тем, что у них очень серьёзное издательство и им нужен ответственный работник. Пуговкин не возражал
Правомерны ли действия Орлова? Аргументируйте свою позицию.
Ситуация 12
Директор вызвал Алиеву к себе в кабинет и сказал, что она будет уволена, т.к. находится в состоянии беременности, а его организации нужен сотрудник на постоянной основе. Алиева посчитала свои права нарушенными и решила обратиться в суд.
Правомерно ли её поведение? Правомерно ли поведение работодателя? Приведите основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, используя ТКРФ.
Ситуация 13
Работодатель собрал трудовой коллектив и объявил, что теперь перерыв для отдыха и питания будет не 45 минут, а 20 минут, т.к. их производство безостановочное и много времени теряется впустую. Работники были согласны с решением работодателя.
А вы согласны с решением работодателя?
Ситуация 14
Осокин собрался в отпуск на основании графика отпусков, предусмотренного в организации. Накануне отпуска работодатель вызвал Осокина к себе в кабинет и сказал, что предоставить Осокину 28 календарных дней подряд он не может из-за неотложных заказов, выполняемых сейчас на их предприятии. Работодатель предложил Осокину разделить отпуск на 4 части по 7 дней и ходить в отпуск неделя через неделю. Так, по мнению работодателя, производство не пострадает. Осокин был категорически не согласен с работодателем.
В чём заключается несогласие Осокина?
Ситуация 15
Баева работает продавцом-консультантом в обувном бутике. Её зарплата составляет 30000 рублей. Накануне выплаты заработной платы директор бутика пригласил её в кабинет и объявил, что в связи с очень маленькой прибылью в этом месяце, выплатить заработную плату 100% он не сможет, поэтому он предлагает выбрать Баевой туфли или сапоги на 15000-20000 рублей. Оставшуюся сумму он сможет выплатить в денежном эквиваленте.
Правомерно ли предложение директора бутика?
Задача №16
Колесниченко уходит в отпуск по графику отпусков. Готовясь к запланированной поездке на период отпуска, он забыл о том, что ему должны выплатить отпускные. Прошло уже 5 дней отпуска, а деньги на счёт в банке не поступили. Колесниченко связался с работодателем, который заявил, что прошло только 5 дней от отпуска, оплата будет позже.
Правомерен ли ответ работодателя?
Ситуация №17
Работодатель попросил фрезеровщика Смолина выйти на работу в свой выходной день, обещая ему дополнительную оплату. Смолин согласился, но сказал, что его выход в выходной день будет оплачен по двойной сдельной расценке, плюс ему нужен другой день отдыха. Работодатель сказал, что нарушать ТКРФ он не будет.
В чём выражается нарушение ТКРФ?
Ситуация №18
Кочкин совершил дисциплинарный проступок по месту работы. Работодатель объявил ему выговор и уволил. Кочкин посчитал, что его права были нарушены.
В чём нарушение прав Кочкина?
Ситуация № 19
17-летний Зуев причинил ущерб работодателю, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Работодатель объявил Зуеву, что на него будет возложена полная материальная ответственность за причинение ущерба. Зуев был возмущён, заявляя, что ему только 17 лет.
Прав ли Зуев?
Ситуация 20
Врачу скорой помощи Василевскому задерживают заработную плату на 17 дней. Он извещает в письменной форме работодателя о том, что он приостанавливает работу до тех пор, пока заработная плата не будет ему выплачена. Работодатель заявил, что Василевский не имеет правового основания приостанавливать работу.
Кто прав в данной ситуации – работодатель или работник?
Ответ: В соответствии со статьей 142 ТК РФ в ситуации, когда задержка зарплаты составляет более 15 дней, сотрудник вправе приостановить работу до полной выплаты задержанной суммы. Об этом работник должен известить администрацию в письменной форме. Обратите внимание: заявление надо подавать в двух экземплярах, дабы на втором получить отметку руководителя о получении заявления, иначе дело может обернуться увольнением за прогул.
Практическая работа №7 «Как стать предпринимателем»
Задание №1.
Опишите образ предпринимателя и его качества.
Задание №2.
Что для вас приоритетней – продвигаться по служебной лестнице, работая по найму, или стать предпринимателем? Сравните плюсы и минусы.
Задание №3.
Определите преимущества и недостатки для организационно-правовых форм
Заполните таблицу.
Преимущества и недостатки ОПФ
Тип фирмы
Характеристика
Преимущества
Недостатки
Единоличное владение (ИП)
ООО
Корпорация АО
Задание №4. Подумайте, какую предпринимательскую идею вы хотели бы осуществить?
Вопросы, на которые нужно ответить при открытии предпринимательского дела:
Идея (сфера деятельности и характеристика услуг /товаров, которые будете выпускать)
Определить источники начального капитала (кредит, сбережения, накопления)
Регистрация (организационно-правовая форма)
Помещение для фирмы (аренда или покупка здания)
Почему ваша продукция (услуги) могут привлечь ваших потребителей?
Где вы будете искать ваших поставщиков/партнеров?
Как ваши потребители узнают о вашей продукции? (акции, рекламные компании)
Какие способы рекламы будете использовать? (создание сайта компании, визитки, листовки, реклама в СМИ и т.д.)
Кадры и персонал (нужно определить сотрудников фирмы и структуру подчинения).
Финансовый анализ бизнеса (планируемые затраты и прибыль)
2.2 Вопросы для проведения дифференцированного зачета
1. Рынок труда и его участники. Механизм рынка труда.
2. Состав трудовых ресурсов. Рабочая сила. Труд и заработная плата.
3. Экономически активное и неактивное население. Понятие занятости, виды безработицы.
4. Профессия, должность, специализация и квалификация.
5. Личностное и профессиональное самоопределение.
6. Виды карьеры. Отличия между горизонтальной и вертикальной карьерой.
7. Резюме, его цель и структура.
8. Модели карьеры и их особенности.
9. Эффективные способы поиска работы.
10. Способы мошенничества на рынке труда. Что должно насторожить на собеседовании.
11. Посредники на рынке труда.
12. Собеседование. Подготовка к собеседованию. Виды собеседований.
13. Основы удачной самопрезентации. Препятствия для самопрезентации.
14. Право граждан на труд по Конституции РФ. Сущность трудового права.
15. Права и обязанности работника и работодателя.
16. Адаптация на рабочем месте. Виды и периоды адаптации.
17. Предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства.
18. Организационная культура. Правила делового этикета.
19. Конфликты в деловом общении и способы их разрешения.
20. Имидж делового человека. Деловые качества.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515
13PAGE 15
13PAGE 14215
пример резюмеРисунок 1пример резюме15