Рабочая программа по дисциплине Эффективное поведение на рынке труда для СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(ГБПОУ «НАМТ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД.18 «ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
НА РЫНКЕ ТРУДА»
Специальности:
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
15.02.08 «Технология машиностроения»
23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение»
23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)»
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Профиль обучения – технический
Нижний Новгород – 2016
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией
учетных и экономических дисциплин
Протокол № 1
От 31.08.201 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора поучебной работе
________________ / Е.В.ПутюнинаПредседатель предметной
(цикловой) комиссией
________________ / Ю.Н. Михеева
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г. № 413).
2. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо министерства образования Нижегородской области об организации получения среднего образования № 318-01-100-938 / 15 от 23 марта 2015г.). 3. Учебного плана специальностей 09.02.03; 13.02.11; 15.02.01; 15.02.08; 23.02.02; 23.02.05; 23.02.03, утвержденного «01» сентября 2016 года.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Нижегородский автомеханический техникум»
Разработчик:
________________/ Ю.А. Горшкова. /, преподаватель ГБПОУ «НАМТ»
«___»____________ 2016г.
Рецензент:
_______________/ Ю.Н. Михеева./, преподаватель ГБПОУ «НАМТ»
«___»____________ 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………. 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .. 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………..……. 12
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
15.02.08 «Технология машиностроения»
23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение»
23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)»
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать эффективность того или иного метода поиска работы;
- проходить собеседования;
- ставить карьерные цели; планировать этапы своего карьерного роста и контролировать достижение карьерных целей;
- осуществлять самопрезентацию;
- составлять собственное объявление с предложением в СМИ;
- разрабатывать успешную тактику разговора по телефону;
- разрабатывать варианты решений на причины возможного отказа в работе;
- успешно адаптироваться на новом рабочем месте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные методы поиска работы;
- правила написания резюме, основные типы резюме и сопроводительных писем;
- основные типы ошибок, возникающих при поиске работы, написании резюме и сопроводительных писем;
- понятие и структуру собеседования, подготовку к собеседованию и поведение во время собеседования, основные типы собеседований;
- телефон как средство нахождения работы;
-технологию трудоустройства;
-основные правила адаптации в трудовом коллективе;
- типы и виды профессиональных карьер.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 61 час.,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 час.;
самостоятельной работы обучающегося 22 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 61
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 39
в том числе практические работы 14
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 22
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
Тема 1.
Анализ современного рынка труда
Содержание учебного материала
Введение в дисциплину, определение понятия «рынок труда», особенности рынка труда. Рынок труда и заработная плата. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения труда. Понятие «рабочая сила», экономически активное и неактивное население. 2 1
Практическая работа №1 Решение задач на расчет структуры населения. 2 2
Самостоятельная работа
Провести анализ рейтинга самых популярных профессий и самых популярных сфер деятельности. 2 3
Тема 2.
Мир профессий Содержание учебного материала Определение понятия «профессия», современный мир профессий, тенденции в его развитии, классификация профессий, предложенная Е.А.Климовым. Основные типы профессий, их характеристика. 2 2
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение о самых необычных профессиях в мире 1 3
Тема 3.
Понятие карьеры и карьерная стратегия Содержание учебного материала
Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры (вертикальная, горизонтальная, профессиональная, должностная и др.). Этапы карьеры. 2 1
Практическая работа №2 «Анализ факторов, сдерживающих карьеру»
Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры. Обсуждение афоризмов и высказываний о жизни, карьере, успехе в жизни и профессиональной деятельности. 2 2
Самостоятельная работа
Подготовить афоризмы про карьеру и объяснить их смысл. 2 2
Тема 4.
Планирование карьеры. Карьерный рост.
Содержание учебного материала
Карьерный рост и личностное развитие. Модели карьерного развития (модель лестницы, трамплина, змеи, перепутья). Мотивы и цели карьерного роста 2 2
Практическая работа №3 «Определение вариантов построения своей карьеры». Планирование своей профессиональной карьеры. Определение вариантов построения своей карьеры. 2 2
Самостоятельная работа
Подготовить доклад по теме: «Моя будущая профессия» 2 3
Тема 5.
Принятие решения о поиске работы Содержание учебного материала
Проблемы, стоящие перед соискателем. Этапы поиска работы. Эффективные способы поиска работы. Мошенники на рынке труда. 2 2
Самостоятельная работа
Провести анализ популярности самых эффективных способов поиска работы в настоящее время. 2 2
Тема 6.
Правила составления резюме Содержание учебного материала
Цели написания резюме. Виды и структура резюме. Ошибки при составлении резюме. Правила составления сопроводительных писем. Предварительные телефонные переговоры с потенциальным работодателем. 2
1
Практическая работа №4 «Составление профессионального резюме»
Составление профессионального резюме с соблюдением правильной структуры, исходя из имеющихся данных о соискателе 2 2
Самостоятельная работа
Подготовить доклад о типичных ошибках при составлении резюме 2 2
Тема 7.
Прохождение собеседования Содержание учебного материала
Собеседование. Подготовка к собеседованию. Поведение на собеседовании. Типичные ошибки, допускаемые при собеседовании. Виды собеседований. Вопросы, которые могут задавать на собеседовании. 2 1
Практическая работа №5 «Применение основных правил ведения диалога с работодателем» Ответы на часто задаваемые вопросы на собеседовании. Основы удачной самопрезентации на собеседовании.
2 2
Самостоятельная работа
Рассказать о мерах подготовки к собеседованию и правилах поведения при встрече с работодателем. 2 2
Тема 8.
Правовые аспекты трудоустройства и увольнения Содержание учебного материала
Законодательная сущность права на труд. Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя. Особенности прохождения испытательного срока. Процедура увольнения. Причины увольнения. Правовые аспекты увольнения с работы. 2 1
Практическая работа №6 Решение ситуативных задач.
Обсуждение правил трудового распорядка. Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении (решение ситуативных задач).
2 2
Самостоятельная работа
Рассказать о правилах внутреннего трудового распорядка (важность, правила, нормы, нарушения) 2 2
Тема 9.
Адаптация на рабочем месте. Содержание учебного материала
Адаптация: сущность, проблемы, виды. Периоды адаптации. Полезные советы для успешной адаптации на первом рабочем месте. Факторы, влияющие на адаптацию. 2 2
Самостоятельная работа
Дайте советы выпускникам, впервые устроившимся на работу, об успешном преодолении адаптационного периода. 2 2
Тема 10.
Организационная культура и
деловой этикет Содержание учебного материала Культура организации. Правила делового этикета. Развитие коммуникативных качеств личности. Деловое общение. Конфликты на рабочем месте и способы их разрешения. 2 2
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение о роли коммуникабельности в деловом общении 2 2
Тема 11.
Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности Содержание учебного материала Понятие «Предпринимательство». Сущность предпринимательской деятельности. Кто такой предприниматель. Функции и основные качества предпринимателя. Организационно-правовые формы и виды предпринимательства в РФ. 2 1
Практическая работа №7 «Как стать предпринимателем»
Как стать предпринимателем. Обсуждение предпринимательских идей. Плюсы и минусы занятия предпринимательской деятельностью. 2 2
Самостоятельная работа
Написать эссе по теме: «Плюсы и минусы занятия предпринимательской деятельностью» 2 3
Тема 12.
Система профессионального непрерывного образования
как условие проф.роста Содержание учебного материала
Система профессионального непрерывного образования: понятие, этапы, виды профессионального образования. Роль повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста. Наличие «запасного варианта». Профессиональная переподготовка. 2 1
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение о влиянии уровня образования на величину заработной платы. 1 3
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 1 2
ВСЕГО 61 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся; рабочее место преподавателя; ученическая доска; учебно-методический комплекс преподавателя (рабочая программа; календарно-тематический план; поурочное планирование; конспекты лекций; диагностические методики; раздаточный материал для практических занятий; канцелярские принадлежности).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2011
Эффективное поведение на рынке труда. Методические рекомендации для педагогов ОУ. Самара. 2012.
Эффективное поведение на рынке труда. Учебно-методическое пособие для выпускников профессиональных учебных заведений. Ярославль. 2011
Гомола, А. И. Бизнес-планирование [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. И. Гомола, П. А. Жанин. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 144 с.
Егоров, П. А. Основы этики и эстетики [Текст] : учеб. пособие / П. А. Егоров, В. Н. Руднев. - М. : КНОРУС, 2010. - 200 с. - (Среднее профессиональное образование
Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 378 с.
Дополнительные источники:
Сулейманова Г.В. Правовое регулирование обеспечения занятости населения: Учеб. пособие . – М.ИНФРА-М, 2011. 250 с.
Как найти хорошего работника и хорошую работу? / М.Е. Литвак, В.В. Чердакова. – Изд. 5-е, допол. и перераб. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011. – 445 с.
Кузнецова И.В., Филина С.В. Эффективное поведение на рынке труда: Учебно-методическое пособие для выпускников профессиональных учебных заведений / Под ред. И.А. Волошиной. - Ярославль: Центр "Ресурс", 2011
Интернет-ресурсы:
Образовательный портал http://www.profosvita.org.uaПортал поиска работы http://www.job.ru
Законы, нормативы, бланки http://blanker.ruХостинг презентаций (презентация на тему «Рынок труда» http://ppt4web.ru/geografija/rynok-truda.htmlХостинг презентаций (презентация на тему «Эффективное поведение на рынке труда» http://www.myshared.ru/slide/406646/
Блог портала Работа.ру http://pro.rabota.ru/pro/blog
Сообщество «Саморазвитие» http://pro.rabota.ru/self/document/view/11205
Портал поиска работы «Карьерист» http://www.career-st.ru/specialist/docladi/5
Федеральный портал «Российское образование» http://window.edu.ru/resource/278/50278 http://znanium.com/bookread.php?book=312521 Резюме, характеристика, рекомендация: как подготовить правильно и быстро
[Электронный ресурс]: / Н.А. Добрина, И.В. Мустафина. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра- М, 2013. - 128 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: - оценивать эффективность того или иного метода поиска работы;
- проходить собеседования;
- ставить карьерные цели; планировать этапы своего карьерного роста и контролировать достижение карьерных целей;
- осуществлять самопрезентацию;
- составлять собственное объявление с предложением в СМИ;
- разрабатывать успешную тактику разговора по телефону;
- разрабатывать варианты решений на причины возможного отказа в работе;
- адаптироваться на рабочем месте. оценка результатов выполнения практических работ;
наблюдение и оценка результатов выполнения самостоятельной работы.
Знания: - основные методы поиска работы;
- правила написания резюме, основные типы резюме и сопроводительных писем;
- основные типы ошибок, возникающих при поиске работы, написании резюме и сопроводительных писем;
- понятие и структуру собеседования, подготовку к собеседованию и поведение во время собеседования, основные типы собеседований;
- телефон как средство нахождения работы;
-технологию трудоустройства;
-основные правила адаптации в трудовом коллективе;
- типы и виды профессиональных карьер.
оценка результатов выполнения тестового контроля;
оценка результатов выполнения практических работ;
внеаудиторная самостоятельная работа.
Итоговый контроль дифференцированный зачет