РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Эффективное поведение на рынке труда для СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЛАШИХИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
Зам директора по УПР ГБПОУ МО
«Балашихинский техникум»
________________ Г.В.Еремина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины: «Эффективное поведение на рынке труда»
по специальности 270802.10(08.01.08) Мастер отделочных строительных работ
Автор: Кириллова Е.А. – преподаватель
Рецензент: Еремина Г.В.- зам директора по УПР
Одобрена:
методической комиссией
Председатель: ________________
Протокол № от «__»_____2016г.
г. Балашиха
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности: 270802.10(08.01.08) Мастер отделочных строительных работ.
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Балашихинский техникум»
Разработчик:
Кириллова Е.А. – преподаватель
Рецензент: Еремина Г.В. – зам. директора по УПР
Рассмотрена и рекомендована на заседании методической комиссии общепрофессионального цикла ГБПОУ МО «Балашихинский техникум»
Протокол № ___ от ___________ 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Эффективное поведение на рынке труда
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 270802.10(08.01.08) Мастер отделочных строительных работ.
Программа учебной дисциплины может использоваться в профессиональной подготовке студентов по специальностям: 270802.10(08.01.08) Мастер отделочных строительных работ.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (вариативная часть).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
строить план реализации карьеры;
составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства;
составлять ответы на возможные вопросы работодателя;
предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве;
организовывать диалог, проявлять мастерство телефонного общения, используя особенности речевого стиля общения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой и технология общения;
сущность понятия «профессиональная деятельность», сферы профессиональной деятельности;
понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения;
сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности;
основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей;
систему профессионального непрерывного образования, роль повышения квалификации на протяжении всей жизни как необходимого условия профессионального роста;
способы поиска работы;
формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.
понятие, структура, составление модели резюме и портфолио;
технологию приема на работу;
этику и психологию делового общения;
понятие, виды, формы и способы адаптации
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.
ПК 1.2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.
ПК 1.3. Выполнять отделку оштукатуренных поверхностей.
ПК 1.4. Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей.
ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы при производстве монтажа каркасно-обшивочных конструкций.
ПК 2.2. Устраивать ограждающие конструкции, перегородки.
ПК 2.3. Выполнять отделку внутренних и наружных поверхностей с использованием листовых материалов, панелей, плит.
ПК 2.4. Выполнять ремонт каркасно-обшивочных конструкций.
ПК.3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ.
ПК 3.2. Окрашивать поверхности различными малярными составами.
ПК 3.3. Оклеивать поверхности различными материалами.
ПК 3.4. Выполнять ремонт окрашенных и оклеенных поверхностей.
ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы при производстве облицовочных работ.
ПК 4.2. Выполнять облицовочные работы горизонтальных и вертикальных поверхностей.
ПК 4.3. Выполнять ремонт облицованных поверхностей плитками и плитами.
ПК 5.1. Выполнять подготовительные работы при облицовке синтетическими материалами.
ПК 5.2. Выполнять облицовку синтетическими материалами различной сложности.
ПК 5.3. Выполнять ремонт облицованных поверхностей синтетическими материалами.
ПК 6.1. Выполнять подготовительные работы при устройстве мозаичных полов.
ПК 6.2. Устраивать мозаичные полы.
ПК 6.3. Выполнять ремонт мозаичных полов.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 160 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 107 часов;
самостоятельной работы обучающегося 53 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
160
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
107
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
10
контрольные работы
1
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
53
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
Промежуточная аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Эффективное поведение на рынке труда
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Тема 1. Рынок труда
Содержание учебного материала
4
1
1
Понятие «рынок труда», виды рынка труда, локальные рынки труда. Спрос и предложение на рынке труда. Занятость населения как показатель спроса и предложения рабочей силы. Безработица. Причины ее появления. Заработная плата как цена труда.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
- реферат «Социально-экономическая политика в Московской области»
-презентация «Социально-экономическая политика в Московской области»
6
Тема 2. Сущность и компоненты профессиональной карьеры
Содержание учебного материала
4
1
1
Понятие «профессиональная карьера». Карьера, ее типы, виды, режимы. Работа по найму. Самозанятость.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
- составить схему «Основные функции профессиональной деятельности»
- презентация «Основные функции профессиональной деятельности»
4
Тема 3. Социальная защищенность гражданина, работника
Содержание учебного материала
5
1
1
Определение социальной защищенности. Биржа труда. Содействие трудоустройству. Социальный пакет. Медицинское и пенсионное страхование
5
Самостоятельная работа обучающихся:
- исследовать программы Центра занятости, направленные на трудоустройство выпускников
2
Тема 4. Способ и источники поиска работы
Содержание учебного материала
6
1
1
Правила организации поиска работы. Традиционные и нетрадиционные источники информации. Определение круга вакансий. Правила использования Интернета в поиске работы.
5
Практические занятия
ПР №1 «Определение социальной защищенности. Биржа труда. Содействие трудоустройству. Социальный пакет. Медицинское и пенсионное страхование.»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся
- Доклад «Особенности работы с кадровыми агентствами и кадровыми службами организации (государственные службы занятости, рекрутинговые фирмы, бюро по найму, агентства по трудоустройству и т.д.)»
- презентация или видео материалы про кадровые агентства
5
Тема 5. Техника телефонных переговоров
Содержание учебного материала
7
1
1
Основные правила общения по телефону. Телефонный звонок по рекламируемым вакансиям. Поисковые телефонные звонки. Типичные ошибки
6
Практические занятия
ПР №2 «Правила организации поиска работы.»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- разработать вариант плана телефонного звонка по вакансии токарь, отделочник, автомеханик, программист для конкретных организаций по рекламируемым вакансиям
3
Тема 6. Сопроводительные и рекомендательные письма
Содержание учебного материала
6
1, 2
1
Типы сопроводительных писем. Цель сопроводительного письма. Требования к его содержанию. Понятие и цель рекомендательного письма. Его структура,.Типичные ошибки при написании рекомендательного письма.
5
Практические занятия
ПР №3 «Составление плана поиска работы»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- составить рекомендательное письмо
2
Тема 7. Современные подходы к составлению резюме
Содержание учебного материала
6
1, 2
1
Основные виды резюме. Структура, принципы и правила составления резюме, основные ошибки. Требования к резюме.
5
Практические занятия
ПР №4 «Структура, принципы и правила составления резюме»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- провести анализ резюме. Выявить ошибки написания резюме.
2
Тема 8. Портфолио современного специалиста
Содержание учебного материала
4
1, 2
1
Определение портфолио. Его значение при трудоустройстве. Структура портфолио и особенности оформления.
3
Практические занятия
ПР №5 «Составление резюме»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- сформировать свое портфолио
2
Тема 9. Автобиография
Содержание учебного материала
6
1, 2
1
Определение автобиографии, значение при трудоустройстве. Ее структура. Реквизиты. Типы автобиографий. Типичные ошибки при написании автобиографии.
5
Практические занятия
ПР №6 «Определение портфолио. Его значение при трудоустройстве. Структура портфолио и особенности оформления.»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- провести анализ структуры автобиографии при трудоустройстве на работу
2
Тема 10. Собеседование
Содержание учебного материала
8
1
1
Определение и цель собеседования. Типы собеседований. Подготовка к собеседованию. Структура собеседования. Особенности телефонного собеседования. Стресс-собеседование. Типовые вопросы работодателя, методика ответа на них. Ошибки соискателя. Имидж соискателя. Манера поведения и речи
7
Практические занятия
ПР №7 «Определение и цель собеседования. Типы собеседований. Подготовка к собеседованию. Структура собеседования.»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- презентация «Особенности Skype-собеседования»
- видеоматериал про собеседования
6
Тема 11. Конфликтные ситуации при трудоустройстве
Содержание учебного материала
4
1
1
Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Производственный конфликт. Возникновение конфликтов. Стратегии выхода из конфликтной ситуации.
4
Самостоятельная работа обучающихся:
- определить способы саморегуляции при разрешении конфликтных ситуаций при собеседовании, на рабочем месте
3
Тема 12. Самопрезентация
Содержание учебного материала
4
1
1
Определение и значение самопрезентации. Этапы и принципы самопрезентации. Основные ошибки.
3
Практические занятия
ПР №8 «Собеседование на работу»
1
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- составить самопрезентацию для трудоустройства по специальности
- презентация о самопрезентации (о себе)
5
Тема 13. Техника заполнения анкет и опросников
Содержание учебного материала
6
1,2
1
Определение анкеты. Ее структура и правила заполнения. Типичные ошибки соискателей при заполнении анкет
4
Практические занятия
ПР №9 «Определение анкеты. Ее структура и правила заполнения.»
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- провести анализ структуры анкеты и правила ее заполнения
3
Тема 14. Оформление трудовых отношений и адаптация на рабочем месте
Содержание учебного материала
31
1
1
Понятие «адаптация». Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Умение произвести хорошее впечатление на работодателя и коллектив в первые дни работы. Поведение на рабочем месте. Изменении стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством. Трудовой кодекс РФ. Правовое регулирование трудовых отношений. Стороны трудовых правоотношений. Трудовой договор и порядок его заключения, основания прекращения. Время отдыха. Рабочее время. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора. Защита трудовых прав работников. Роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения.
31
Самостоятельная работа обучающихся:
- исследовать изменения стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством.
-презентация по темам: Время отдыха, Рабочее время, материальная ответственность, Трудовой договор.
6
Тема 15. Профессиональная этика
Содержание учебного материала
6
1
1
Понятие «профессиональная этика». Профессиональный этикет. Правила поведения на рабочем месте. Праздники и традиции в трудовом коллективе. Речь в деловом общении. Понятие о культуре речи. Деловой профессиональный стиль.
5
Итоговое занятие. Контрольная работа по пройденным темам
1
3
Самостоятельная работа обучающихся:
- исследовать профессиональную этику профессии: автомеханик, отделочник, токарь, программист
- презентация или видео материалы о профессиональной этике
2
Всего:
107
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- интерактивная доска.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска, мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативная литература:
Конституция Российской Федерации, 1993г
Трудовой кодекс Российской Федерации, 2016 г.
Дополнительная литература:
Бороздина Г.В. «Психология делового общения»: Учебник.-2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 295 с.
Мальханова И.А. «Деловое общение»: Учебное пособие.-М.: Академический Проект, 2015.-224 с.
Перелыгина Е.А. Эффективное поведение на рынке труда: Учебные материалы. - Самара: ЦПО, 2011.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. - Самара: ЦПО, 2011.
Зарянова М. Как найти работу за 14 дней: Практическое пособие для тех, кто ищет работу. - СПб.: Речь, 2009.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1984.
Филина Ф.Н. Справочник наемного работника. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
Интернет-ресурсы:
sckolazhizni.ru – формы и методы написания автобиографии.
bbcont.ru – образцы резюме, правила составления резюме.
spb.rabota.ru – список источников информации.
find-work.web-3.ru – техника ведения телефонных переговоров при трудоустройстве.
constructorus.ru – методика успешного собеседования.
elitarium.ru – адаптация на рабочем месте
Как успешно пройти собеседование // SuperJob [Электронный ресурс]. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].superjob.ru/rabota/interview.html.
Третий не лишний? Трудоустройство через кадровое агентство.Отзывы бывалых. И как отличить хорошее от плохого // Работа.RU[Электронный ресурс]. - http://www. rabota.ru/vesti/career/tretij_ne_lishnij.html.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
строить план реализации карьеры
составлять и оформлять резюме и портфолио как формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства;
Отчет по проделанной работе, защита домашней работы
составлять ответы на возможные вопросы работодателя
Отчет по проделанной работе, защита домашней работы
предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации при трудоустройстве
Отчет по проделанной работе, защита домашней работы
организовывать диалог, проявлять мастерство телефонного общения, используя особенности речевого стиля общения
Отчет по проделанной работе, защита домашней работы
Знания:
сущность понятия «деятельность», технологии основных форм деятельности человека: трудовой, познавательной, игровой, управленческой и технология общения
Защита домашней работы
сущность понятия «профессиональная деятельность», сферы профессиональной деятельности
Защита домашней работы
понятие, типы и виды профессиональных карьер, основные компоненты профессиональной карьеры, критерии ее успешности, способы построения
Защита домашней работы
сущность профессиональной карьеры как системы профессионального продвижения с учетом самореализации личности
Защита домашней работы
основы профессиональной карьеры как умения сформировать себя в качестве специалиста с правильным учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей
Защита домашней работы
способы поиска работы
Отчет по проделанной работе, защита домашней работы
формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства
Отчет по проделанной работе, защита домашней работы
понятие, структура, составление модели резюме и портфолио
Отчет по проделанной работе, защита домашней работы
технологию приема на работу
Защита домашней работы
этику и психологию делового общения
Отчет по проделанной работе, защита домашней работы
понятие, виды, формы и способы адаптации
трудовые отношения
Отчет по проделанной работе, защита домашней работы
13PAGE 15
13PAGE 14215
13PAGE 15
13PAGE 141215
Заголовок 1R, Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак