МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Физическая культура»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине «Физическая культура»
Преподаватель Н.В.Евдокимова
Содержание
Пояснительная записка
Планирование занятий
Методические принципы самостоятельных занятий
Основы гигиены
Формы и организация самостоятельных занятий
Тематика письменных работ
Оформление рефератов ,сообщений, докладов
Подготовка материала-презентации
Литература
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всестороннее развитие физических способностей у человека, профессионально-прикладная физическая подготовка становятся необходимыми условиями эффективной трудовой деятельности, его творческого участия в общественном производстве. Сегодня нужно совершенствовать традиционные и внедрять новые формы и методы проведения оздоровительной, физкультурной и спортивной работы.
Поддержание работоспособности и здорового состояния – важное условие успешной учебы и последующей профессиональной деятельности обучающихся. .Необходимость использования самостоятельных занятий в период обучения, вытекает из общественной истины о влиянии физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.
В настоящее время установлено, что оптимальная двигательная активность воздействует стимулирующим образом на функции центральной нервной системы и психическую деятельность человека.
Физическая культура и спорт – средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели, повышают работоспособность, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Сегодня нужно совершенствовать традиционные и применять новые формы и методы проведения массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. Специалисты, выходящие из стен техникума, должны быть подготовлены к пропаганде и развитию физической культуры и спорта в трудовой деятельности, глубоко понимать их положительное влияние на экономические показатели производства.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями должны быть обязательной составной частью здорового образа жизни обучающихся. Они восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффективному восстановлению организма после утомления, повышению физической и умственной работоспособности.
Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях, в разное время и включать задания преподавателя-тренера или проводиться по самостоятельно составленной программе, индивидуальному плану. Установка на обязательное выполнение задания, развитие инициативы, самонаблюдения и анализа своей деятельности активизирует занимающихся.
Занимающиеся при проведении самостоятельных занятий опираются на методическую помощь преподавателя-тренера.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Планирование самостоятельных занятий осуществляется при консультации преподавателей. В зависимости от состояния здоровья, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности.
Главная задача самостоятельных тренировочных занятий, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ) – ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний и устранение функциональных отношений и недостатков физического развития. Студенты СМГ при проведении самостоятельных тренировочных занятий должны консультироваться и поддерживать постоянную связь с преподавателем физического воспитания и лечащим врачом.
Обучающиеся, которые отнесены к подготовительной медицинской группе, рекомендуются самостоятельные тренировочные занятия с задачей овладения всеми требованиями учебной программы по физическому воспитанию.
Обучающиеся , основной медицинской группы подразделяются на две категории: занимавшиеся и не занимавшиеся ранее спортом.
Обучающиеся первой категории рекомендуется заниматься по программе физического воспитания .Обучающиеся второй категории должны стремиться постоянно совершенствовать свое спортивное мастерство.
В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом направлено на достижение единой цели – сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Методические принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении самостоятельных тренировочных занятий, следующие:
принцип сознательности и активности предполагает углубленное изучение занимающимися теории и методики спортивной тренировки, осознанное отношение к тренировочному процессу, понимание целей и задач занятий, рациональное применение средств и методов тренировки в каждом занятии, учет объема и интенсивности выполняемых упражнений и физических нагрузок, умение анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий;
принцип систематичности требует непрерывности тренировочного процесса, рационального чередования физических нагрузок и отдыха, приемственности и последовательности тренировочных нагрузок от занятия к занятию. Эпизодические занятия или занятия с большими перерывами (более 4-5 дней) неэффективны и приводят к снижению достигнутого уровня тренированности;
принцип доступности и индивидуализации обязывает планировать и включать в каждое тренировочное занятие физические упражнения, по своей сложности и интенсивности доступные для выполнения занимающимися. При определении содержания тренировочных занятий необходимо соблюдать правила: от простого – к сложному, от легкого – к трудному, от известного – к неизвестному, а также осуществлять учет индивидуальных особенностей занимающихся: пол, возраст, физическую подготовленность, уровень здоровья, волевые качества, трудолюбие, тип высшей нервной деятельности и т.п.. Подбор упражнений, объем и интенсивность тренировочных нагрузок осуществлять в соответствии с силами и возможностями их организма;
принцип динамичности и постепенности определяет необходимость повышения требований к занимающимся, применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировочных нагрузок по объему интенсивности. Переход к более высоким тренировочным нагрузкам должен проходить постепенно с учетом функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся.
Если в тренировочных занятиях был перерыв по причине болезни, то начинать занятия следует после разрешения врача при строгом соблюдении принципа постепенности. Вначале тренировочные нагрузки значительно снижаются и постепенно доводятся до занимающегося в тренировочном плане уровня.
Все выше перечисленные принципы находятся в тесной взаимосвязи. Это различные стороны единого, целостного повышения функциональных возможностей занимающихся.
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача – изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.
Обучающиеся должны хорошо знать основные положения личной и общественной гигиены и умело применять их в быту, учебе, на производстве, при организации различных мероприятий по массовой физической культуре и спорту в условиях профессиональной деятельности.
Личная гигиена
Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Особенно оно важно для студентов, т.к. строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом спортивных достижений.
Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности.
Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.
Основные правила организации суточного режима: подъем в одно и то же время;
Выполнение УГГ и закаливающих процедур;
Приема пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 – 5 раз в день);
Самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время;
Не реже 3 – 5 раза в неделю по 1,5 – 2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой;
Выполнение в паузах учебной деятельности (3 – 5 мин) и физических упражнений;
Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 – 2 ч);
Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время.
Уход за телом. Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Уход за телом включает в себя ежедневный уход за кожей всего тела, уход за волосами, уход за полостью рта и зубами.
Гигиена одежды и обуви. Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Спортивная обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы и теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям.
ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ1.Посещение занятий в секциях по видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол и др.).2.Выполнение домашнего задания по физической культуры. 3.Самостоятельное составление индивидуального плана комплексов физических упражнений для формирования фигуры, укрепления здоровья, физического развития. Занятия ритмической гимнастикой, атлетической гимнастикой.4.Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом .5.Участие в спортивных соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.
6.Подготовка письменных самостоятельных работ по дисциплине «Физическая культура» (рефераты, доклады, сообщения).
7.Подготовка к написанию итогового тестирования по дисциплине «Физическая культура».8.Подготовка к практическому зачету по дисциплине «Физическая культура». Посещение занятий в секциях по видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол и др.). Период обучения в техникуме характеризуется весьма высокими требованиями, предъявляемыми к умственной работоспособности обучающихся. Анализ многих исследований показывает, что по причине сильной интеллектуальной загруженности естественного порядка в период обучения , происходит снижение физической активности, обучающиеся в меньшей степени обращают внимание на состояние своего физического здоровья. В связи с этим, значимость дисциплины «Физическая культура» в последнее время, неизмеримо возросла. В программе «Физическая культура» достойное место отведено занятиям спортивными играми – баскетбол, волейбол, футбол, способствующим укреплению дыхательной и сердечнососудистой систем организма занимающихся, опорно-двигательного аппарата, воспитанию физических качеств. Целью занятий в секциях по видам спорта является обучение технике и тактике игровой и соревновательной деятельности в спортивных и подвижных играх. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - изучение правил базовых спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол;- формирование знаний, умений и навыков о тактике игровой и соревновательной деятельности;
- овладение и совершенствование техникой игры.
На практических занятиях осваивается техника и методика спортивных игр, изучаются комплексы различных упражнений, направленных на развитие физических качеств, рассматривается тактика ведения борьбы. В результате освоения курса обучающиеся должен быть подготовлен к решению ряда задач:- знание правил соревнования и структуры соревновательной деятельности в игровых видах спорта;- владение техникой, тактикой игровой и соревновательной деятельности с учетом специфики спортивных игр;- уверенное владение навыками спортивных игр. Успеваемость обучающиеся оценивается в форме сдачи зачетов. Необходимо выполнить тестовые и нормативные практические задания по овладению техническими приемами спортивной игры.Зачетные требования по баскетболу: 1.Умение выполнить ловлю, передачу мяча двумя и одной рукой; ведение мяча; уметь вести двустороннюю игру с соблюдением правил.2.Умение выполнить 10 штрафных бросков со штрафной линии, из них не менее 4 (дев.); 5 (юноши) попаданий.3.Умение выполнить броски в движении после ведения мяча: с правой стороны с места пересечения средней и боковой линий ведение мяча с броском в движении (попасть), подбор мяча, ведение левой по периметру трапеции, бросок в движении с левой стороны щита (попасть) - 3 попытки.
Зачетные требования по волейболу: 1. Умение выполнить основные приемы игры: передача мяча сверху, прием мяча снизу, подача мяча, нападающий удар.2. Подача (девушки по выбору, юноши верхняя прямая). Из 10 подач, 6 попаданий (юноши); 5 попаданий (девушки). 3. Нападающий удар с высокой передачи: из 4 ударов -2 попадания в левую и правую половину площадки (юноши); 2 попадания в любую половину площадки (девушки).
Зачетные требования по футболу: 1. Умение выполнить ведение мяча.2. Умение выполнить удары по воротам на точность со штрафной линии любым способом.3. Умение выполнить жонглирование мячом: от 10 ударов ногой без падения мяча; головой от 6 раз без падения мяча. Самостоятельная работа и подготовка к сдаче зачета по дисциплине предполагает систематическое выполнение физических упражнений по видам спорта.Выполнение домашнего задания по физической культуры – неотъемлемая часть самостоятельной работы, направленная на подготовку обучающиеся к выполнению контрольных нормативов по дисциплине, укреплению и сохранению здоровья. К домашним заданиям по дисциплине «Физическая культура» относится выполнение в свободное от учебы время различных комплексов физических упражнений, самостоятельное изучение литературы по укреплению и сохранению здоровья, подготовка творческих работ, а также такие мероприятия как утренняя гимнастика, пробежка, посещение соревнований по видам спорта . Самостоятельное составление индивидуального плана комплексов физических упражнений для формирования фигуры, укрепления здоровья, физического развития еще одна форма самостоятельной работы. В процессе занятий физической культурой, особенно в группах со специальной медицинской направленностью, при выполнении комплексов физических упражнений , необходимо знать последовательность упражнений, технику их выполнения, уровень физической нагрузки, количество повторений каждого упражнения с учетом индивидуальных физических и психических особенностей, а также мотивов и возможностей своего организма. Самостоятельное составление индивидуального плана комплексов физических упражнений позволяет приобретать знания о последовательности построения комплекса физических упражнений; умения целесообразно использовать физические упражнения с учетом индивидуальных физических и психических особенностей, а также мотивов и возможностей своего организма; опыт в самостоятельном планировании комплексов физических упражнений направленных на выполнение какой-либо задачи.
Ритмическая гимнастика.
Ритмическая гимнастика – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило: без пауз , в быстром темпе, определяемой современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: маховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты туловища и головы, приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях, танцевальными элементами.
Благодаря быстрому темпу и продолжительности занятия от 10 – 15 до 45 – 60 мин. ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на СС и ДС. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Отсюда и ее второе название – аэробика (от греческого слова “аэро” - воздух и “биос” - жизнь).
В зависимости от решаемых задач составляются комплексы ритмической гимнастики разной направленности, которые могут проводиться в форме УГГ, физкультурной паузы, спортивной разминки или специальных занятий. Располагая набором обычных гимнастических упражнений, каждый может самостоятельно составить себе такой комплекс.
При проведении занятий ритмической гимнастикой сохраняется общепринятая структура, в которой выделяется три части: подготовительная (7 – 10% от всего времени занятия) движения выполняются в умеренном темпе (ЧСС от 50 до 60% от максимума) с постепенными повышениями, основная (75 – 80% времени), упражнения проводятся в около предельном темпе, ЧСС достигает зоны 80 – 90% от максимальной (максимум определяется по формуле 220 – возраст /шт.), для начинающих рекомендуется нагрузка в пределах ЧСС, равной 60% от максимума; заключительная часть (10 – 15% времени) включает упражнения на расслабление с глубоким дыханием с постепенным понижением темпа их выполнения с целью восстановления организма после нагрузки и приведения его в состояние, близкое к исходному.
Музыка определяет ритм и темп движения. Необходимо подбирать музыку к определенным комплексам упражнений или, наоборот, к имеющейся фонограмме, подбирать упражнения с соответствующим ритмом и темпом.
Наибольший эффект дают ежедневные занятия различными формами ритмической гимнастики в дополнении с другими физическими упражнениями: бегом, плаванием и т.д. Занятия реже двух – трех раз в неделю не эффективны.
Атлетическая гимнастика.
Атлетическая гимнастика – это система физических упражнений, развивающих силу, в сочетании с разносторонней физической подготовкой. Занятия атлетической гимнастикой способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, формируют гармоничное телосложение.
Развитие силы обеспечивается выполнением следующих специальных силовых упражнений
упражнения с гантелями (вес 5 – 12 кг): наклоны, повороты, круговые движения туловищем, выжимание, приседания, опускание и поднимание гантелей в различных направлениях прямыми руками, поднимание и опускание туловища с гантелями за головой, лежа на скамейке;
упражнения с гирями (16, 24, 32 кг): поднимание к плечу, на грудь, одной и двумя руками, толчок и жим одной и двух гирь, рывок, бросание гири на дальность, “жонглирование” гирей;
упражнения с эспандером: выпрямление рук в стороны, сгибание – разгибание рук в локтевых суставах из положения стоя на рукоятке эспандера, вытягивание эспандера до уровня плеч;
упражнения с металлическим грузом: рывок различным хватом, жим стоя, сидя, с груди, из-за головы, сгибание и выпрямление рук в локтевых суставах и др.;
упражнения со штангой (вес подбирается индивидуально): подъем штанги к груди, на грудь, с подседом и без подседа; приседание со штангой на плечах, на груди, за спиной, жим штанги лежа на наклонной плоскости; толчок штанги стоя, от груди, тоже с подседом, повороты, наклоны, подскоки, выпрыгивание со штангой на плечах; классические соревновательные движения: рывок, толчок;
различные упражнения на тренажерах и блочных устройствах, включая упражнения в изометрической и уступающем режимах работы мышц.
При выполнении упражнений с тяжестями и на тренажерах необходимо следить, чтобы не было задержки дыхания. Дыхание должно быть ритмичным и глубоким.
Каждое занятие следует начинать с ходьбы и медленного бега, затем переходят к гимнастическим обще развивающим упражнениям для всех групп мышц (разминка). После разминки выполняется комплекс атлетической гимнастики, включающей упражнения для плечевого пояса и рук, для туловища и шеи, для мышц ног и упражнения для формирования правильной осанки. В заключительной части проводится медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление с глубоким дыханием.
Для обеспечения разносторонней физической и функциональной подготовки в занятия необходимо включать подвижные и спортивные игры, легкоатлетические упражнения (бег, прыжки и т.д.), плавание, ходьбу, бег на лыжах и т.п.
Атлетическая гимнастика полезна и девушкам. С ее помощью укрепляется опорно-двигательный аппарат и мышечная система. Особенно полезны женщинам упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна.
Используя упражнения атлетической гимнастики и общеразвивающие упражнения, можно обеспечить стройное, пропорционально развитое телосложение, уменьшить или увеличить массу тела.
Заниматься атлетической гимнастикой полезно каждый день, но не реже 2 раз в неделю. Занятия можно проводить в любое время дня, но не ранее, чем через 1.5 – 2 ч после приема пищи, и не позже, чем за 1.5 – 2 ч до отдыха.
Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура» предусматривает участие обучающихся в спортивных соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях, по различным видам спорта.
Участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятия х: кросс-эстафета, соревнования по настольному теннису, волейболу, баскетболу, футболу, в конкурсе «А ну-ка, парни».Подготовка письменных работ по дисциплине «Физическая культура» (рефераты, доклады, сообщений) – важный аспект самостоятельной работы по дисциплине «Физическая культура».
–подготовка материла-презинтаций.Тематика письменных работ по физической культуре
Основы здорового образа жизни.
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Методы самоконтроля.
Психофизиологические основы учебного и производственного труда.
Физическая культура в профессиональной деятельности специалистов.
Средства физической культуре в регулировании работоспособности.
Гимнастика.
- Составление комплекса упражнений в паре с партнером.
- Составление комплекса упражнений для профилактики профессиональных заболеваний.
- Атлетическая гимнастика
Оформление рефератов, докладов, сообщений
Данные рекомендации помогут в написании и оформлении не только реферата, но и доклада, самостоятельной письменной работы по дисциплине «Физическая культура». При работе над рефератом , докладом, самостоятельной письменной работой будьте внимательны и следуйте следующим пунктам:- выбрав тему исследования и изучив соответствующую литературу необходимо сформулировать цель, задачи и методы исследования;- рекомендуем составить план работы и строго его придерживаться для того, чтобы не нарушить логику исследования;- при написании реферата старайтесь придерживаться структуры, которая включает в себя следующие элементы:1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. содержание (параграфы и главы);
5. заключение (выводы);6. приложение (таблицы, схемы, рисунки и т.п.);7. библиографический список;
Технические требования по оформлению реферата:
компьютерный текст не менее 15 страниц;
егель в редакторе WORD;
интервал – полуторный;
шрифт – Times New Roman;
выравнивание – по ширине;
абзацный отступ – 1,25 см;
поля: верхнее – 2 см; левое – 3 см; нижнее – 2 см; правое – 1,5 см.принимаются только отредактированные рефераты, соответствующие вышеперечисленным требованиям;
при написании доклада так же необходимо учитывать последовательность изложения и структуру работы;
при написании и оформлении творческой работы можно использовать рисунки, схемы, таблицы, вырезки из журналов, в том числе и фотографии, если они отражают сущность исследования.
Подготовка и презентация доклада
Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Деятельность преподавателя:
- выдаёт темы докладов;
- определяет место и сроки подготовки докладов;
-оказывает консультативную помощь студенту: по графику проведения консультаций;
-определяет объём доклада: 5-6 листов формата А4, включая титульный лист и содержание;
- указывает основную литературу;
-оценивает доклад и презентацию в контексте занятия.
Деятельность студента:
- собирает и изучает литературу по теме;
- выделяет основные понятия;
- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
- оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией;
- сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.
Инструкция докладчикам и содокладчикам
Докладчики и содокладчики - основные действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность в том, что докладчики и содокладчики должны знать и уметь:
- сообщать новую информацию
- использовать технические средства
- знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации
- уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы
- четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.; содокладчик - 5 мин.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
- название презентации (доклада)
- сообщение основной идеи
- современную оценку предмета изложения
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов
- живую интересную форму изложения
- акцентирование оригинальности подхода
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.
Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.
Подготовка информационного сообщения
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Деятельность преподавателя:
- определяет тему и цель сообщения;
-рекомендует базовую литературу по теме сообщения;
- оценивает сообщение в контексте занятия.
Деятельность студента:
- собирает и изучает литературу по теме;
- составляет план или графическую структуру сообщения;
- выделяет основные понятия;
- вводит в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
- оформляет текст письменно;
- сдаёт на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.
Критерии оценки:
- актуальность темы;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала;
- грамотность и полнота использования источников;
- наличие элементов наглядности.
Подготовка рефератов
Порядок сдачи и защиты рефератов
Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия:
2. При оценке реферата преподаватель учитывает:
- соответствие содержания теме;
- грамотность и полноту использования источников:
- связность, логичность и грамотность составления;
- оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
3. Защита тематического реферата
4. Защита реферата студентом предусматривает доклад по реферату не более 5-7 минут и ответы на вопросы.
На защите запрещено чтение текста реферата.
5. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
Содержание и оформление разделов реферата (см. прил.1)
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.
Далее, ближе к левому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Справа указываются фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.
В нижнем поле указывается год написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке / более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке /, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 1996 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы / например, 7 / номер лит. источника/ , с. 67- 89 /. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами / без знака " № " /, например, " Приложение 1". Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " / оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1) /.
- грамотность изложения;
Подготовка материала-презентации
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (см. прил. 2).
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
Согласно программе самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математика» предусмотрено выполнение материала-презентации.
Деятельность преподавателя:
- рекомендует литературу и Интернет-ресурсы: news. sportbox.ruwww. sport. ru-помогает в выборе главных и дополнительных элементов темы;
- консультирует при затруднениях.
Деятельность студента:
- изучает материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
- устанавливает логическую связь между элементами темы;
- представляет характеристику элементов в краткой форме;
-выбирает опорные сигналы для акцентирования главной информации и отображает в структуре работы;
- оформляет работу и предоставляет к установленному сроку: занятие № 34.
Критерии оценки:
- соответствие содержания теме;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
- работа представлена в срок.
Литература
Основная.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учебное пособие для студентов СПО. – М., 2008г.
Бишаева А.А. Физическая культура – М., 2010г.
Дополнительная.
Барчуков И.С. Физическая культура. – М., 2003г.
Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. – М., 2006г.
Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. – М., 2006г.
Коробейников Н.К., Михеев А.А. «Физическое воспитание»- М., Высшая школа. 1984г. стр. 336.
Холодов Ж.К., «Теория и методика физического воспитания и спорта» - М., 2004г. стр. 480.
Апусеев С.Н., Алиев Э.Г. «Мини-футбол» - М.,2006г. стр.224.
Периодические издания.
Журналы.
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
Физическая культуру в школе.
Физическая культура и спорт.
Газеты.
Спорт-экспресс.
Футбол.
Информационные ресурсы.
news. sportbox.ruwww. sport. ruwww. sports. ru/index.htmeПриложение 1
Образец титульного листа
Наименование
учебного заведения
Р Е Ф Е Р А Т
_____________________________________________________
Выполни л (а): Ф.И.О. студента
курс,группа
специальность
Проверил: Ф.И.О преподавателя
Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................................. 2
Глава 1 .................................................................................................................................. 3
Глава 2 .................................................................................................................................. 6
Глава 3 ............................................................................................................................... 10
Заключение ................................................................................................................................ 14
Список литературы............................................................................................................................16
Приложение 2
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания):
_____________________________________________________
Подготовил: Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Второй слайд
План:
1. ______________________________.
2. ______________________________.
3. ______________________________.
Третий слайд
Литература:
Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно
включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы
и другие способы наглядного отображения информации