Учебно-методические указания для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Экология»
Кулешовский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Азовский гуманитарно-технический колледж»
Учебно-методические указания
для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы
по учебной дисциплине «Экология»
Составитель: преподаватель химии и биологии
Игнашева Виктория Андреевна.
с.Кулешовка
2015
ОДОБРЕНО
ЦМК общеобразовательной и профессиональной подготовки
Протокол №____от_________________
Председатель ЦМК
_______________ Закалюжная С.М. Организация-разработчик: Кулешовский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Азовский гуманитарно-технический колледж»
Разработчик:_____________ Игнашева В.А., преподаватель, Кулешовского филиала ГБОУ СПО РО «АГТК»
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение...........................................................................4
1. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы 5
2. Инструкции по овладению навыками самостоятельной учебной работы...........6
3. Задания для самостоятельной работы...................................................................10
4. Контроль самостоятельной работы студентов.....................................................15
Список рекомендуемой литературы..........................................................................16
Введение
Учебно-методические указания для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы является частью учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Экология» для подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 19.01.17 Повар, кондитер. В предлагаемых учебно-методических указаниях представлены материалы для организации самостоятельной работы студентов.
Учебно-методические указания могут быть использованы студентами, укрупненной группы специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
Содержание заданий учебно-методических указаний по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экология» соответствует требованиям к минимуму содержания среднего общего образования Федерального государственного образовательного стандарта.
Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся.
Цели самостоятельной работы:
систематизации и закрепления полученных теоретических знании и практических умений;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений;
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, формированию общих и профессиональных компетенций в рамках образовательной программы.Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. В ходе изучения дисциплины «Экология» студенты должны уметь планировать и выполнять свою работу. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
1. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению студента.
Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
Самостоятельная работа, как правило, имеет творческий характер и выполняется на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности. В процессе обучения самостоятельная работа носит характер практической деятельности с учебной литературой и компьютерными базами данных. Обучающиеся должны уметь составлять схемы, таблицы по тексту лекций и учебной литературе, готовить реферат по заданной теме, составлять письменный конспект главы или раздела, выполнять упражнения, а также выполнять творческие задания.
Каждый студент должен иметь отчетность о выполненной работе. Для этого предлагается вести отдельную тетрадь, где будут выполняться все задания.
На самостоятельную работу по учебному плану отводится 22 часа. Данный объем времени распределен по темам в соответствии с таблицей 1:
Таблица 1.
Тема Количество часов
1. Экология: предмет, основные понятия, законы. 2
2. Основы экологии 4
3. Общие вопросы природопользования 6
4. Антропогенные воздействия на биосферу и ее защита. 4
5. Экология питания человека 6
2. Инструкции по овладению навыками самостоятельной учебной работы
При выполнении самостоятельной работы рекомендуется придерживаться следующим инструкциям.
1. Подготовка рефератов.
Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме.
Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме.
Алгоритм подготовки реферата:
1. Продумайте тему работы, определите содержание, составьте
предварительный план.
2. Составьте список литературы, изучая её, фиксируйте материалы, которые
планируете включить в текст работы, распределяя их по разделам
составленного Вами плана работы.
3. Делайте сноски к используемым материалам.
4. Во введении к работе раскройте актуальность темы, предмет и объект
изучения, укажите цель и задачи работы, методы изучения темы.
5. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы,
обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их
конкретными примерами и фактами.
6. Проявляйте своё личное отношение, отразите в работе свои собственные
мысли.
7. В заключительной части работы сделайте выводы.
8. Перечитайте работу и зафиксируйте замеченные недостатки, исправьте их.
Критерии оценки реферата:
Реферат - наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.
Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через два интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.
Наконец, очень важно, быть может, даже важнее всего, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего научного работника умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст. Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Оно напоминает строение школьного сочинения.
Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три части: введение, основную часть и заключение.
Во введении вы должны обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники литературы. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы.
При подготовке реферата студент может обращаться к преподавателю за разъяснением непонятного материала. Соответственно оформленный отчет
должен быть сдан преподавателю.
2. Составление таблиц.
Таблица - краткое систематизированное изложение фактов на предложенную тему.
Алгоритм выполнения таблицы:
1.Подберите необходимый материал, раскрывающий содержание таблицы.
2.Систематизируйте материал по темам таблицы.
3.Выберите основу таблицы, которая должна раскрыть суть темы.
4. Выполните таблицу стараясь максимально раскрыть суть темы.
5. Внимательно просмотрите таблицу, исправьте ошибки, и по необходимости дополните таблицу.
3. Подготовка ответов на вопросы.
После изучения темы для закрепления и систематизации знаний студенты должны ответить на контрольные вопросы. Ответы на вопросы могут быть выполнены либо устно, либо письменно, в зависимости от формы контроля.
4. Составление кроссворда.
При составлении кроссворда предлагается использовать следующий алгоритм.
1. Составьте перечень слов по выбранной теме. Проанализируйте соответствующие теме параграфы учебника. При необходимости используйте дополнительные источники (книги, журналы, интернет).
Примечания.
В традиционных кроссвордах не используются прилагательные, слова, которые пишутся с дефисом, однокоренные слова.
Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе, множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет.
В тематических кроссвордах, этими правилами можно пренебречь (при необходимости).
2. Составьте к каждому слову текстовое определение.Оно должно в описательной или вопросительной форме (первый вариант более предпочтителен) указывать слово, являющееся ответом. Определения должны содержать достаточно информации для разгадывания слова и раскрывать его с наименее известной стороны, а также должны быть верными, лаконичными, исключающими двоякое толкование.
3. Составьте сетку кроссворда.
Примечания.
В каждую клетку кроссворда вписывается одна букв.
Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается чёрной клеткой или краем фигуры.
Слова должны быть записаны в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
4. Пронумеруйте сетку кроссворда.Номера расставляйте, двигаясь по сетке кроссворда сверху вниз, слева направо. Номер записывайте в той клетке, с которой начинается слово.
5. Продумайте и выполните оформление кроссворда.
6. Напишите текстовые определения. Укажите слова, которые располагаются по горизонтали и по вертикали. При наличии в кроссворде ключевого слова, составьте и укажите его текстовое определение.
7. Проверьте правильность кроссворда и исправьте ошибки (при необходимости).
Проверьте:правильность написания слов (орфография) в сетке и текстовых определениях;
соответствие текстовых определений и ответов на них в сетке (для этого нужно решить кроссворд, не заглядывая в ответы).
5. Подготовка к лабораторным и практическим работам.
Готовиться к лабораторным и практическим работам предлагается по методическим рекомендациям преподавателя. Также целесообразно повторить материалы конспектов.
3. Задания для самостоятельной работы.
Тема 1. Экология: предмет, основные понятия, законы.
Количество часов: 2.
Задание №1:Подготовьте реферат по теме: «Ученые – экологи».
Задание №2: Заполните таблицу: «Сравнительная характеристика экосистемы и биогеоценоза»
Экосистема Биогеоценоз
Понятие Элементы сходства Различие Тема 2. Основы экологии.
Количество часов: 4.
Задание №1: Дайте ответы на следующие вопросы:
Дайте определение экологии.
Что такое адаптации? Как их классифицируют?
Что такое экологические факторы? Как их классифицируют?
Что такое популяция? Как их классифицируют?
Из каких компонентов состоит биоценоз?
Какие различают типы связей между организмами? Приведите примеры.
Что представляют собой цепи питания?
Дайте определение основным геологическим сферам Земли.
Опишите основные черты круговоротов основных биогенных веществ и элементов: воды, углерода, кислорода, азота, фосфора, серы.
Что понимают под термином «ноосферы»? Как вы понимаете этот термин?
Задание №2: Подготовьтесь к лабораторной работе по теме: «Подсчет индексов плотности для определенных видов растений».
Порядок работы:
1. С помощью рулетки определите на местности квадрат 10 м × 10 м.
2.Подсчитайте количество деревьев в данном квадрате.
3. Результаты запишите для дальнейшей работы с ними на занятии.
Тема 3. Общие вопросы природопользования.
Количество часов: 6.
Задание №1: Подготовьте рефераты по темам: «Достижения биотехнологии», «Экологический кризис».
Задание №2: Подготовьтесь к лабораторной работе по теме «Комплексное использование природных ресурсов». Для этого ознакомьтесь со следующим текстом.
Комплексное использование природных ресурсов.
Комплексное использование природных ресурсов - это удовлетворение потребностей общества в определенных видах природных ресурсов, основанное на экономически и экологически оправданном использовании всех их полезных свойств. Этот принцип составляет основу рационального использования природных богатств, максимального ограничения возможных негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду.
Сущность комплексного использования заключается в последовательной переработке сырья сложного состава в различные ценные продукты с целью наиболее полного использования всех компонентов сырья. Это чрезвычайно важно для сохранения окружающей среды.
Примером комплексного использования органического сырья является термическая переработка топлива - угля, нефти, сланцев. Так, при коксовании угля кроме целевого продукта - металлургического кокса - получают коксовый газ и смолу, перерабатывая которую выделяют сотни ценных веществ; ароматические углеводороды, фенолы, пиридин, аммиак, водород, этилен и др.
Уровень комплексности использования минерального сырья можно оценить коэффициентом комплексности Кк, представляющим собой отношение суммарной стоимости извлеченных в товарную продукцию полезных компонентов к суммарной стоимости компонентов в сырье. Уровень комплексности использования месторождений оценивается числом добываемых на месторождении полезных ископаемых и полезных компонентов, а также степенью их полноты извлечения и реализации.
Практически все месторождения твердых полезных ископаемых являются комплексными; они содержат, как правило, несколько различных минералов и химических элементов, одни из которых считаются основными, другие - попутными (сопутствующими, или совместно залегающими) полезными ископаемыми. Проблема комплексного использования минеральных ресурсов рассматривается в трех аспектах: 1) комплексное использование месторождений полезных ископаемых; 2) комплексное использование добываемого минерального сырья, 3) использование отходов производства.
Экономическая эффективность комплексного использования месторождений заключается в основном в том, что одноразовые затраты на геологоразведочные работы, вскрытие и в значительной степени на подготовительные и очистные работы распределяются на большую массу добываемых полезных ископаемых, снижая при этом стоимость единицы продукции.
Комплексное использование месторождений в процессе их разработки в настоящее время имеет наибольшее распространение на горнодобывающих предприятиях цветной металлургии, в связи с тем, что руды цветных металлов, как правило, являются сложными и многокомпонентными. В этих рудах наряду с основными - медью, свинцом, никелем и другими металлами - содержатся многочисленные попутные полезные компоненты: золото, серебро, платиноиды, олово, вольфрам, молибден, кобальт, мышьяк, сера, железо, барий, кадмий, селен, теллур, индий, рений и др. При этом нередко ценность сопутствующих полезных компонентов превышает ценность основных.
Горно-металлургические предприятия цветной металлургии помимо 12 основных металлов выпускают сырье и готовую продукцию из 62 элементов.
Большинство железорудных месторождений характеризуются также многокомпонентностью полезных ископаемых. К наиболее важным из сопутствующих элементов относятся: ванадий, медь, кобальт, никель, германий, фосфор, сера, бор, тантал, ниобий и цирконий.
Интереснейшим объектом комплексного использования месторождений является шахта Ярега Ухтинского нефтяного бассейна. На этом предприятии производится шахтная добыча, так называемой "тяжелой" нефти, заключающаяся в нагнетании по скважинам в пласты нефтеносных песчаников перегретого пара и дренировании потерявшей вязкость нефти через эксплуатационные скважины в подземные горные выработки. Между разрабатываемыми нефтяными залежами находятся некоторые запасы ценных титановых руд. В настоящее время построена и эксплуатируется полупромышленная обогатительная фабрика, на которой отрабатывается технология обогащения руд.
Одним из наиболее ярких примеров использования отходов производства может служить - металлургия.
В доменной печи образуются - за счет пустой породы руды и золы кокса - шлаки. В зависимости от соотношения компонентов шлаки могут быть основные, нейтральные и кислые. Шлак ценное сырье для строительной и дорожно-строительной отраслей. Шлаковый щебень в 1,5 - 2 раза дешевле природного, шлаковая пемза втрое дешевле керамзита и требует меньше удельных затрат. Использование гранулированного шлака в цементной промышленности увеличивает выход цемента, снижает себестоимость и удельные затраты на его производство по сравнению с естественным сырьем цементным клинкером. Применение шлаков при вторичной переработке металлов для раскисления стали, сокращает расход дефицитного ферросилиция. Допустимо даже применение металлургических шлаков в качестве абразивного материала для очистки днищ судов. Конвертерные шлаки могут использоваться в гидротехническом строительстве для обсыпки дамб вместо грунта.
Шахтные породы часто содержат большое число микроэлементов, необходимых для питания растений, поэтому могут применяться в качестве удобрений почв, разбалансировка которых происходит в результате интенсификации и химизации сельского хозяйства.
Отходы углеобогащения, содержащие большое количество горючей массы, могут быть подвергнуты дополнительному обогащению с получением кондиционного по зольности твердого топлива или непосредственно использованы для сжигания и газификации. Возможно сжигание высокозольных отходов углеобогащения в пылеватом состоянии на электростанциях.
С помощью биологических методов можно извлекать из углей и части угольных отходов пиритную и органическую серу, различные металлы (Мп, Nl, Со, Zn, Ca, Al, Cd) золу, кислород- и азотсодержащие соединения. Очистка угля может осуществляться за 6 суток на 93 % при применении термофильных бактерий и 18 суток мезофильными бактериями.
Из отходов нефтепереработки возможно использование кислых гудронов, которые можно применять совместно с нефтяными шлаками в дорожном и коммунальном строительстве.
Тема 4. Антропогенные воздействия на биосферу и ее зашита.
Количество часов: 4.
Задание №1: Составьте кроссворд по теме: «Антропогенные воздействия на биосферу». Минимум 20 слов.
Задание №2:Подготовьтесь к лабораторной работе по теме «Анализ экологического состояния местности». Определите интенсивность движения транспорта. Для этого необходимо подсчитать на проезжей дороге количество автомобили разных типов (автобусы, легковые авто, средние грузовые, тяжелые грузовые) три раза по 20 минут.
Тема 5. Экология питания человека.
Количество часов: 6.
Задание №1:Подготовьте реферат по теме: «Экология пищи».
Задание №2:Подготовьтесь к лабораторной работе по теме «Вычисление значений общего, энергетического, основного обменов всех членов семьи».
Заполните таблицу:
Мои данные Мать Отец
Вид деятельности Продолжительность, час Вид деятельности Продолжительность, час Вид деятельности Продолжительность, час
Примеры видов деятельности:
сон
чтение
игра на пианино
бег
одевание
вязание
езда на машине
плавание
еда
глажение белья
на велосипеде
коньки
теннис
чтение вслух
учеба
чистка обуви
футбол
зарядка
стирка белья
волейбол
умывание
ходьба
стояние
4. Контроль самостоятельной работы студентов
Контроль самостоятельной работы проводится преподавателем в аудитории. Предусмотрены следующие виды контроля:
– устный опрос;
– отчетные работы.
Результаты контроля используются для оценки текущей успеваемости студентов.
Оценка текущей успеваемости студентов выставляется преподавателем в журнал теоретического обучения.
Критерии оценки выполненной обучающимися работы:
оценка «5» - работа выполнена без ошибок; чисто, без исправлений; тема раскрыта полностью;
оценка «4» - работа выполнена с незначительными ошибками; тема раскрыта не полностью;
оценка «3» - работа выполнена с ошибками, тема не раскрыта.
Список рекомендуемой литературы.
Колесников С.И. Экологические основы природопользования: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 304 с.
Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для образоват. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 320 с.
Роева Н.Н., Стрельникова Е.В. Экология. Курс лекций. – М.: МГТА, 2001. – 156 с.
Интернет – ресурсы
www.ecocoop.ru - дистанционный детский исследовательский проект "Экологическое содружество".
http://ecoportal.ru/dict.php - Справочники по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности.
www.rosdnh.narod.ru/ekolslov.htm - Экологический словарь-справочник.