Программа по физической культуре для профессии Машинист локомотива
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОГОБУ СПО «ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физическая культура
190623.01 Машинист локомотива
Иркутск 2014
Рассмотрено на заседании ДЦК
Протокол №____ от «____» _________20___
Председатель ДЦК _______________________
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) специальности среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2007г. № 03-1180, примерной программы учебной дисциплины «Физическая культура» (технический профиль) подготовки кадров рабочих специальностей, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию (протокол 24/1 от 27 марта 2008г), учебного плана по профессии Машинист локомотива. Является частью ОПСПО ПКРС
Организация – разработчик: ОГОБУ СПО «Иркутский техникум транспорта и строительства».
Разработчик: Прокопьев Николай Александрович преподаватель ОГОБУ СПО «Иркутский техникум транспорта и строительства».
Утверждена на заседании методического совета
Протокол №______ от «____» _______________ 20_____
Методист __________________________ Шулятьева П.Н.
Зав. отделением _____________________________________Титова В.В.
© ОГОБУ СПО «ИТТриС», 2014г.
© ФИО преподавателя., Прокопьев Николай Александрович 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 190631.01Машинист локомотива.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:
Дисциплина входит в состав общеобразовательного цикла и обязательной части циклов и раздела «Физическая культура» ФГОС по профессии НПО 190631.01Машинист локомотива.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
– использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
– основы здорового образа жизни.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 272часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 181 часов:
самостоятельной работы обучающегося 91 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
272
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
181
в том числе:
практические занятия
171
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
91
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачёт
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Научно-методические основы формирования физической культуры личности
Тема 1.1.
Общекультурное и социальное значение физической культуры. Здоровый образ жизни.
Содержание учебного материала
2
1.
Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры.
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека. Сущность и ценности физической культуры. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Дисциплина «Физическая культура» в системе начального профессионального образования.
Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и открытых спортивных площадок).
2
2.
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья.
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность. Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.
2
3.
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений НПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации. Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
2
4.
Физическая культура в профессиональной деятельности квалифицированного рабочего. Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.
2
Практические занятия
1. Выполнение комплексов упражнений при сутулости, нарушением осанки в грудном и поясничном отделах, упражнений для укрепления мышечного корсета, для укрепления мышц брюшного пресса.
2. Проведение квалифицированными рабочими самостоятельно подготовленных комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и систем организма.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение комплексов утренней гигиенической гимнастики. Соблюдение оптимальных режимов суточной двигательной активности на основе выполнения физических упражнений.
14
Раздел 2.
Учебно-практические основы формирования физической культуры личности
Тема 2.1.
Легкая атлетика
Содержание учебного материала
1
1.
Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег. Эстафетный бег. Техника прыжков в длину и высоту. Техника метания гранаты и толкания ядра.
2
Практические занятия
Освоение техники низкого старта,
Освоение техники стартового разгона, бега по дистанции.
Освоение техники финиширования,
Освоение техники бега по прямой с различной скоростью,
Освоение техники бега на 100 м.
Освоение техники низкого старта,
Освоение техники эстафетного бега 4(100 м, 4(400 м*.
Освоение техники высокого старта, совершенствование техники стартового разгона
Освоение техники бега по дистанции, техники бега по виражу,
Освоение техники равномерного бега на 3000 м (юноши), бега на 2000 м (девушки).
Освоение техники бега в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. (юноши), бега в равномерном и переменном темпе 15-20 мин (девушки)*.
Освоение техники кроссового бега, освоение техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги», «ножницы»*, «прогнувшись»* »*
Освоение техники прыжка в высоту способом «перешагивание», «перекидной»
Совершенствование техники метания гранаты девушки 500 гр., юноши 700 гр., освоение техники толкания ядра с места, со скачка* и поворота*
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Освоение, закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий.
15
Тема 2.2.
Футбол*
1
1.
Содержание учебного материала .Перемещение по полю. Ведение и передачи мяча. Удары по мячу, по воротам. Остановка и приём мяча. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Тактика игры: индивидуальные, групповые, командные действия. Техника и тактика игры вратаря. Взаимодействие игроков. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.
2
Практические занятия
Освоение перемещений по полю, техники ведения и передачи мяча.
Освоение ударов по летящему мячу средней частью подъема ноги,
Освоение техники удары головой на месте и в прыжке.
Освоение техники в защите.
Освоение техники приёма мяча: ногой, головой.
Освоение ударов по воротам.
Обманные движения.
Обводка соперника, отбор мяча.
Освоение тактики игры в защите, в нападении (индивидуальные, групповые, командные действия).
Учебная игра.
11. Игры по упрощенным правилам (мини-футбол)
12. Эстафеты и подвижные игры с мячом и без мяча.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий.
12
Тема 2.3.
Лыжная подготовка
1
1.
Содержание учебного материала. Техника ловли и передач мяча различными способами, ведения мяча. Техника бросков мяча различными способами без сопротивления и с сопротивлением защитника. Тактика нападения, тактика защиты. Совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите. Технико-тактическая подготовка. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
2
Практические занятия
Освоение техники попеременно двухшажного хода.
Освоение техники попеременно четырехшажного хода.
Освоение техники одновременного бесшажного хода.
Освоение техники одновременного одношажного хода.
Освоение техники преодоления спусков на лыжах с различными способами.
Освоение техники с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состоянии лыжни.
Освоение техники перехода с одновременных лыжных ходов на попеременные,
Основные элементы тактики в лыжных гонок.
Освоение техники полуконькового и конькового хода.
Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др.
Основные элементы тактики в лыжных гонках.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта «Техника безопасности на занятиях спортивными играми». Зарисовать схему площадки, выписать оборудование и инвентарь для игры в баскетбол. Изучение правил игры по баскетболу «Официальные правила баскетбола». Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий.
14
Тема 2.4.
Волейбол
Содержание учебного материала
1
1.
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
2
Практические занятия
Освоение стойки игроков передней линии, задней линии (устойчивая, стартовая, основная, неустойчивая),
Перемещения (бег, скачок вперед, в сторону, скрестным шагом, ускорение под углом 45 град.),
Освоение индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.
Остановки (переворот назад, бросок, полет, перекат).
Освоение подачи мяча: нижняя боковая, нижняя прямая, верхняя боковая, верхняя прямая.
Освоение передачи мяча сверху двумя руками (по характеру перемещения к мячу после выхода вперед, назад, в сторону, в прыжке, в приседе, лицом, боком, за спину).
Остановки (переворот назад,бросок,полет,перекат).
Освоение приема мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе.
Освоение приема мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе.
Обучение техники прямого нападающего удара, с переводом вправо, влево (разбег, выталкивание и прыжок, движение ударной рукой, приземление и перемещение в удобную позицию)
Освоение индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.
Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Игра по правилам
Блокирование нападающего удара
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Зарисовать схему площадки, выписать оборудование и инвентарь для игры в волейбол. Изучение правил игры по волейболу - Официальные волейбольные правила ФИВБ. Краткий конспект «Техника безопасности игры». Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий.
12
Тема 2.5.
Баскетбол
1
1.
Содержание учебного материала. Техника ловли и передач мяча различными способами, ведения мяча. Техника бросков мяча различными способами без сопротивления и с сопротивлением защитника. Тактика нападения, тактика защиты. Совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите. Технико-тактическая подготовка. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
2
Практические занятия
Освоение техники ловли и передач мяча различными способами без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях)
Освоение техники ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
Эстафеты и подвижные игры с мячом и без меча.
Освоение техники бросков по кольцу.
Освоение техники бросков мяча различными способами (с места, в движении, прыжком) без сопротивления и с сопротивлением защитника
Освоение техники броска одной рукой (из под щита) после ведения.
Освоение техники штрафного броска.
Освоение техники нападения ( выбивание, перехват, накрывание)
Освоение техники защиты (вырывание, выбивание, перехват, накрывание).
10.Защита после блока.
Учебная игра.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий.
10
Тема 2.6.
Гимнастика
1
1.
Содержание учебного материала. Строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, со снарядами и на снарядах. Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний и коррекции зрения.
2
Практические занятия
Освоение поворотов кругом в движении, перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.
Освоение комбинаций упражнений из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении*.
Освоение комбинаций упражнений с различными способами ходьбы, бега, прыжков*,
вращений*.
Освоение комбинаций упражнений с различными мячами , гимнастическими палками и т.д. (юноши).
Освоение комбинаций упражнений с обручами, скакалкой, большими мячами (девушки).
Освоение комбинаций упражнений с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах*.
Освоение поворотов кругом в движении, перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении.
Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и снарядов.
9. Освоение висов, подтягивания и размахивания на перекладине. Освоение кувырков вперёд назад. Освоение стойки на голове и руках
10. Освоение подъёма переворотом в упор, соскоков махом назад на перекладине. Освоение равнов