Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине Русский язык и литература
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению внеурочной самостоятельной работы
по учебной дисциплине ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи
для обучающихся по специальностям:
35.02.05 «Агрономия», 36.02.01 «Ветеринария»
(очной формы обучения)
Короча, 2016
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ПЦК зам. директора по УР
Протокол №___от___2016_г. ______Н.А. Старовойтова
Председатель ПЦК
_________ Куличкова С.Н.
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОГСЭ 05. «Русский язык и культура речи». Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 35.02.05 «Агрономия», 36.02.01 «Ветеринария» (очной формы обучения).
Методические рекомендации подготовила – Островская Л.В., преподаватель ОГАПОУ «Корочанский СХТ»
Пояснительная записка.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к общеобразовательным учебным дисциплинам, входящим в общеобразовательный учебный цикл основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
Объем учебной дисциплины составляет 63 часа, 15 из которых отводится на самостоятельное обучение. Методические рекомендации являются необходимым пособием при выполнении студентами внеурочной самостоятельной работы по дисциплине.
Цели внеурочных самостоятельных занятий:
-повышение активности студентов во внеурочный период;
-закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний полученных во время внеаудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
-формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
-мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
-развитие самостоятельности мышления;
-формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
В результате выполнения внеурочной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи», студент:
-закрепляет полученные теоретические знания;
- приобретает навыки самостоятельного умственного труда, самоорганизации, саморазвития.
Самостоятельная внеурочная работа выполняется по темам, обозначенным в рабочей программе дисциплины (приложение №1), составленного преподавателем.
Содержание
Раздел Количество часов самостоятельной работы Содержание самостоятельной работы Требования и методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы Критерии оценки Форма контроля
1. Языковые нормы. Норма, ее динамика и вариативность. Формирование норм литературного языка.
2 часа Написание доклада Объем 5 -7с. доклад выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения, соблюдена последовательность написания библиографического списка. «5»- задание выполнено верно и в полном объёме; «4»- задание выполнено верно, но не в полном объёме (не менее 75%); «3»- задания выполнены не менее 50-75%, есть ошибки; «2»-задания выполнены менее чем на 50 %. Проверка доклада
2. Речевой этикет. Назначение и формулы речевого этикета.
2 часа Написание сообщения Объем 3 -5 с. выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения, соблюдена последовательность написания библиографического списка. «5»-все задания выполнены верно и в полном объёме; «4»- все задания выполнены верно, но не в полном объёме (не менее 75%); «3»- задания выполнены не менее 50-75%, есть ошибки; «2»-задания выполнены менее чем на 50 %. Проверка сообщения
3. Орфоэпия. Особенности русского ударения. 2 часа Рабочая тетрадь, Тема 3. Выполнить задания, ответить на вопросы, расставить ударения. «5»-все задания выполнены верно и в полном объёме; «4»- все задания выполнены верно, но не в полном объёме (не менее 75%); «3»- задания выполнены не менее 50-75%, есть ошибки; «2»-задания выполнены менее чем на 50 %. Проверка Рабочей тетради
4 Словообразовательный разбор слов.
2 часа Рабочая тетрадь, Тема 4 Выполнить задания в Рабочей тетради ответить на вопросы, произвести разбор слов. «5»-все задания выполнены верно и в полном объёме; «4»- все задания выполнены верно, но не в полном объёме (не менее 75%); «3»- задания выполнены не менее 50-75%, есть ошибки; «2»-задания выполнены менее чем на 50 %. Проверка Рабочей тетради
5. Имя существительное как часть речи. Грамматические и морфологические признаки имени существительного.
2 часа Рабочая тетрадь, Тема 5. Выполнить задания в Рабочей тетради ,ответить на вопросы. «5»-все задания выполнены верно и в полном объёме; «4»- все задания выполнены верно, но не в полном объёме (не менее 75%); «3»- задания выполнены не менее 50-75%, есть ошибки; «2»-задания выполнены менее чем на 50 %.
Проверка рабочей тетради
6. Правописание имен прилагательных и числительных.
2 часа Рабочая тетрадь, Тема 6 Выполнить задания, ответить на вопросы. «5»-все задания выполнены верно и в полном объёме; «4»- все задания выполнены верно, но не в полном объёме (не менее 75%); «3»- задания выполнены не менее 50-75%, есть ошибки; «2»-задания выполнены менее чем на 50 %.
7. Знаки препинания в сложносочиненном предложении, в бессоюзном сложном предложении.
4 часа Рабочая тетрадь, Тема 7. Выполнить задания, ответить на вопросы, начертить схему. «5»-все задания выполнены верно и в полном объёме; «4»- все задания выполнены верно, но не в полном объёме (не менее 75%); «3»- задания выполнены не менее 50-75%, есть ошибки; «2»-задания выполнены менее чем на 50 %.
Методические рекомендации
по написанию доклада
1. Структура доклада: - титульный лист - оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт); - введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы); - основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы); - заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации); - список использованных источников. 2.Структура и содержание доклада 2.1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента. 2.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д. 2.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам. 3.4. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания. 4.5. Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1». 3. Требования к оформлению доклада 1. Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. 2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. 3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. 4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
.
Методические рекомендации
по написанию сообщения
1 Структура сообщения: - титульный лист - оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов сообщения, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт); - введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи сообщения, дается характеристика используемой литературы); - основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы); - заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации); - список использованных источников. 2. Структура и содержание сообщения2.1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента. 3.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание сообщения. Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента. В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д. 3.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам. 3.4. Список использованных источников. 3.5. Приложение к сообщению оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1». 4. Требования к оформлению сообщения4.1. Объем сообщения может колебаться в пределах 3-5 печатных страниц;
Основные источники:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие, изд. 12-е Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. -380 с.
2. Водина Н.С., Иванова А.Ю., Клюев В.С. и др. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник- практикум. М., 2012.
Дополнительные источники:
1. Гойхман О.Я., Надеина Г.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. М., 2008
3. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.