Выступление на районном семинаре Организация учебно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий
Организация учебно-воспитательного процесса с использованием
здоровьесберегающих технологий
Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ.
Уважаемые коллеги! Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.
В соответствии с Законом "Об образовании в РФ" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Увеличение психических и физических нагрузок ведет к резкому ухудшению здоровья обучающихся. Уже сейчас по данным НИИ педиатрии: только 14% детей практически здоровы, 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Проблема здоровья детей - это острая проблема как в масштабе страны, региона, района так и в отдельно взятой школе.
Здоровьесберегающие педагогические технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Их отличительные особенности заключаются в следующем:
отсутствие назидательности и авторитарности
воспитание, а не изучение культуры здоровья
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни педагога и обучающихся
интерес к учебе, активность
наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля
В каждой школе разработаны программы "Здоровье". Кроме этого Лозовская СОШ с 2011 года школа стала участницей регионального пилотного проекта "Здоровье подрастающего поколения". Вхождение в проект определило методическую тему школы: «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальные особенности развития». На педагогическом совете разработали стратегию и тактику по внедрению здоровьесберегающих педагогических технологий в учебный процесс. Методический совет обеспечил технологическую реализацию в развитии профессиональных компетенций, прошли теоретические семинары, учителя школы проанализировав инновационный опыт по данной проблеме, выбрали темы по самообразованию.
На протяжении 4 лет педагогический коллектив школы реализует свою деятельность согласно модели здоровьесберегающей среды, которая строиться на основе следующих принципов:
1)Принцип комфортности.
Создание в классе спокойной, доброжелательной атмосферы, вера в силы ребенка, осознание им процесса учения, понимание учителем и родителями значимости знаний о здоровье, организация двигательного режима учащихся, недопустимость перегрузок.
2)Принцип деятельности.
Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.
3)Принцип творчества.
Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности. Умение создать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем.
Да, нам повезло, мы получили красивое современное оборудованное здание, наконец-то дети узнали, что такое комфорт. В связи с методической темой школы и вхождением в региональный проект пересмотрены методы преподавания. В основу положены здоровьесберегающие методики. В непрерывный валеологический процесс вовлечены педагоги, обучающиеся и их родители.
В учебный план включены третий урок физической культуры, элективный курс "За здоровый образ жизни!", уроки здоровья, программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании".
Педагогическая деятельность коллектива направлена на сохранение здоровья обучающихся, на полноценное физическое, психическое, нравственное, социальное здоровье школьников, на обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие составляющие в организации обучения и воспитания детей:
проведение диспансеризации обучающихся (по графику), а также ежегодное обследование в областном «Детском центре здоровья» на базе ОКБ №1;
учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеучебной работы;
обязательная утренняя зарядка, единая физкультминутка;
организация рационального горячего питания;
беседы о здоровье с учащимися и родителями (Клуб выходного дня, Дни здоровья, в том числе организованные Центром Здоровья из г.Воронеж); сотрудничество с центром психолого-педагогического развития г. Воронеж;
проведение спортивных мероприятий в школе;
участие в районных, областных спортивных соревнованиях;
организация летнего отдыха.
Наблюдения, беседы, диагностика в процессе обучения школьников позволили сделать вывод, что многие учащиеся быстро утомляются, не могут переключиться с одного урока на другой. У некоторых плохая память, внимание, неудовлетворительное настроение, отсутствие желания работать.
Как сделать так, чтобы они с радостью бежали на урок, с хорошим настроением, с «аппетитом» поглощали знания, а на выходе был высокий результат? Конечно, здоровье учащихся определяется его исходным состоянием на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; 3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса, что помогает решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации.
Особенность использования здоровьесберегающих технологий в нашей школе заключается в том, что каждый учитель выбрал для себя и внедрил в практику одну из общепринятых, наиболее эффективную на его взгляд методику. Так, например, учитель физики и математики Ворвулев М.В. сделал акцент на улучшении осанки учащихся. Ученики 6 класса сшили мягкие мячики из ткани, кладут их между спиной и спинкой стула, тем самым сохраняя осанку в течение урока. С помощью этих же мячиков проводится на уроке физкультминутка. Учителя русского языка используют на уроках комплекс дыхательной гимнастики, что позволяет насытить организм кислородом, стимулирует работу сердца и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. На уроках информатики хорошо снимает усталость с глаз офтальмологический тренажер для зрения. На уроках со старшеклассниками учителя используют самомассаж активных точек. Самомассаж доступен всем - это полезное и эффективное средство снижения утомления, повышения работоспособности.
Интересный комплекс упражнений на уроках применяет Семенова Г.М., она превратила обыкновенный карандаш в волшебную палочку. С помощью карандаша можно выполнить упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику и общеукрепляющие упражнения.
Широкое поле деятельности - на уроках физической культуры. Одна из острых проблем - это заболевания опорно-двигательного аппарата. Учитель физической культуры Сырых А.В. в целях корректировки нарушений осанки применяет на уроках элементы системы С.М.Бубновского. Правильное выполнение упражнений вызывает восстановление и активизацию глубоких мышц. Этот метод уже помог многим людям различных возрастных групп и спас от операции на позвоночнике тысячи больных. ( В том числе и самого Александра Васильевича) Цыбина Т.В. на уроках проводит корректирующие упражнения с гимнастическими палками. Они придают силу и эластичность связкам и мышцам, улучшают дыхание, кровообращение, процессы обмена веществ.
Таким образом, переходя от учителя к учителю учащиеся второй и третьей ступени получают в ходе учебного дня на уроках небольшой комплекс упражнений на разные органы: зарядку для глаз, дыхательную гимнастику, ортопедическую гимнастику, самомассаж и релаксацию, а также физические упражнения.
А вот учителям начальных классов приходится проявлять всю фантазию и творчество, чтобы разнообразить методы здоровьесбережения, так как их учащиеся находятся весь учебный день с одним и тем же учителем. Они используют такие методы, как сказкотерапия, улыбкотерапия, музыкотерапия, терапия творчества. Перечисленные методы способствуют не только сохранению здоровья учащихся, но и повышают эффективность урока. Для сбережения зрения учителя начальных классов широко используют офтальмологический тренажер по методике В.Ф. Базарного. Для профилактики плоскостопия - массажные коврики для стоп. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому учителя используют специальные методики и средства, направленные на развитие мелкой моторики рук. Например, тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом), для самомассажа используются каштаны, шишки.
В рамках реализации ФГОС в начальной школе каждый кабинет оборудуется игровой зоной для проведения динамической паузы. Подвижные паузы позволяют активно отдохнуть после умственного труда. Для нормального функционирования человеческого организма необходима определённая "доза" двигательной активности. Малоподвижный образ жизни в школе не может не сказаться на самочувствии - накапливается мышечное напряжение, падает работоспособность, увеличивается утомление. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. В этом очень хорошо помогают различные физкультминутки: это и гимнастика для пальцев, головы, шеи и другие упражнения, которые улучшают кровообращения головы, упражнения для снятия статического напряжения, и просто разминка под музыку. В нашей школе благодаря школьному радио проводится единая физкультминутка. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Важным вопросом в использовании здоровьесберегающих педагогических технологий является вопрос, формирования у учащихся отношения к здоровью как к ценности, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Например, с этой целью в учебный план 1-6 классов включена программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании".
Итак, назовем основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
- в содержательной части урока должны быть включены вопросы, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
- используя физкультминутки, необходимо определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого);
- постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;
- отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушнотеплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий;
- необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части;
- соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.
Каким же должен быть здоровый ребенок:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в социальном плане – коммуникабелен, общителен;
г) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Делая вывод из моего выступления, хочу сказать, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю-предметнику. И если каждый учитель будет использовать приемы здоровьесбережения в системе, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, и наша педагогическая задача - воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.
Немало важным звеном в учебно-воспитательном процессе является сам учитель.
А здоровы ли наши учителя? Я проводила тестирование учителей на районном методическом объединении учителей математики и в своем коллективе и выяснила, что наиболее стрессоустойчивы и здоровы учителя-мужчины, а также молодые специалисты. Это говорит о том, что они менее ответственно относятся к своей работе, больше отдыхают. А женщины-учителя со временем приобретают хронические заболевания.
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея, нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель - это напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.
Оздоровление в школе должно начинаться именно с нас. Один из рецептов возвращения к ЗОЖ - УЛЫБКА! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов. Одним из них является Мирзакаим Норбеков, профессор, доктор педагогики и психологии - создатель уникальной оздоровительной системы, которая оздоровила миллионы людей, и подарила им полноценную жизнь. (Некоторые материалы вы можете посмотреть на диске.) В своих книгах с юмором Норбеков показывает, как нужно заниматься элементарными и простейшими упражнениями, которыми никто не занимается, потому что они скучны. Он говорит, что улыбка – очень мощное и эффективное средство против стресса и напряжения.
1. Она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2. Улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3. Заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Теперь давайте попробуем вернуть её себе! Способ можно выбрать любой: просто улыбнуться или вспомнить что то приятное.
И давайте помнить о том, что Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Психолог Алина Бикеева в своей книге «Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу» предлагает жить по принципу трех польз.
Сначала составьте свой собственный список из 10-20-30-40 и более (вам решать, сколько именно пунктов в нём будет) особо полезных для вашего здоровья дел. Например:
Физзарядка.
Сеанс массажа.
Самомассаж.
Разгрузочный день.
Голодный день.
Контрастный душ.
Лыжная прогулка зимой, длительная пешая прогулка летом.
Приём травяных настоев.
Занятие на велотренажёре.
Аутотренинг.
В вашем списке самых полезных для здоровья дел может быть сколько угодно и каких угодно пунктов, лишь бы вы ежедневно приносили собственному здоровью «три пользы», выполняя любые три пункта вашего списка.
В заключение хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, Приучайте их к здоровому образу жизни. Сами будьте для них ярким примером”. «Будьте здоровы!»