Обобщение опыта работы по теме: «Методы и приёмы формирования вычислительных навыков как средство повышения качества образования»


Калининский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1 им. В.И. Фадеева
ст. Калининской
Обобщение опыта работы по теме:
«Методы и приёмы формирования вычислительных навыков
как средство повышения
качества образования»
Учитель математики Бруяко Н.П.
2014г.
Методы и приёмы формирования вычислительных навыков как средство повышения качества образования
Введение
Одна из основных задач школьного курса математики – формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.
Выбор темы разговора обусловлен тем, что в настоящее время общеобразовательная школа ощущает быстрый рост количества научной информации, и это ставит перед ней большие задачи, отраженные в действующих программах.
Практика показывает, несмотря на то, что на каждом уроке математики преобладает этап устного счета, многие учащиеся не владеют прочными вычислительными навыками, допускают различные ошибки в вычислениях. Поэтому, цель моей работы – обобщить сложившуюся систему работы по вычислительным навыкам учащихся 5-11 классов.
Задачи работы:
Рассмотреть особенности работы по формированию вычислительных навыков.
Показать методику формирования у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.
Рассмотреть организацию устных вычислений на уроках математики.
Теоретические основы формирования устных вычислительных навыков
Глава 1. Формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии и других предметов.
Вычислительные навыки и умения можно считать сформированными только в том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, рациональными числами, а также производить тождественные преобразования различных числовых выражений и приближенные вычисления.
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов.
В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычислений: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями.
Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными умениями зависит от четкости сформулированного правила и от понимания принципа его использования. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка.
Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Образование вычислительных навыков ускоряется, если учащемуся понятен процесс вычислений и его особенности.
Как в письменных, так и в устных вычислениях используются разнообразные правила и приемы. Уровень вычислительных навыков определяется систематичностью закрепления ранее усвоенных приемов вычислений и приобретением новых в связи с изучаемым материалом.
Перечислю важнейшие вычислительные умения и навыки по каждой параллели.
В пятом классе у учащихся необходимо закреплять умение выполнять все арифметические действия с натуральными (многозначными) числами. В результате прохождения программного материала пятиклассники должны уметь выполнять основные действия с десятичными дробями; законы сложения и умножения к упрощению выражений; использовать округлять числа до любого разряда; определять порядок действий при вычислении значения выражения.
В шестом классе у учащихся необходимо закрепить умение находить числовое значение выражения с использованием всех действий с десятичными дробями. В процессе изучения материала учащиеся должны уметь использовать признаки делимости на 10, 2, 5 и 3; уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с различными знаменателями, умножение и деление дробей, совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями, применять переместительный и сочетательный законы сложения к упрощению вычислений с дробями, использовать распределительный закон умножения, выполнять действия с положительными и отрицательными числами, решать пропорции, читать простейшие графики.
У учащихся 7-9 классов развивается и закрепляется умение находить числовое значение выражения на все действия с обыкновенными и десятичными дробями. Эта работа проводится как при изучении нового материала, так и при выполнении заданий вычислительного характера.
В седьмом классе вычислительная техника школьников совершенствуется при выполнении тождественных преобразований над степенями с натуральным показателем, с одночленами и многочленами, при использовании тождеств сокращенного умножения.
В восьмом классе при изучении тем «Рациональные дроби», «Неравенства», «Квадратные корни и квадратные уравнения» широко используются умения учащихся выполнять действия с дробными числами в процессе нахождения числовых значений рациональных выражений, содержащих степени с целыми показателями, решения неравенств, вычисления квадратных корней.
В девятом классе в процессе изучения тем «Квадратные уравнения», «Уравнения и неравенства с двумя переменными», «Системы уравнений и неравенств», «Степень с рациональным показателем» девятиклассники должны свободно владеть навыками действий с рациональными числами.
В десятом и одиннадцатом классах вычисление значений тригонометрических функций, упрощении тригонометрических выражений, вычислении производных, первообразных и интегралов, корня n-ой степени, логарифмов и их свойств, учащиеся совершенствуют навыки действий с действительными числами.
Учитель должен иметь представление об уровне вычислительных умений и навыков учащихся, сформированных ранее. Этому могут помочь проведение самостоятельных работ и наблюдения учителя за работой учащихся в классе. Анализ письменных и устных работ учащихся дает возможность установить, как усвоен данный материал, какие общие и наиболее характерные ошибки допущены при проведении вычислений, кто из учащихся и что именно не усвоил и как ликвидировать выявленные пробелы.
Учитель должен постоянно следить за тем, чтобы учащиеся закрепляли свои навыки в действиях с многозначными числами, восстанавливали в памяти приемы вычисления. Поэтому для установления уровня умений учащихся выполнять арифметические действия с натуральными числами им предлагается выполнить самостоятельную работу. Эта самостоятельная работа должна удовлетворять определенным требованиям. В нее должны быть включены примеры на выполнение отдельных арифметических действий (с учетом простых и сложных случаев) и на совместные арифметические действия. Ее анализ помогает понять причины слабых умений учащихся. Например, для выполнения сложения обнаруживаются ошибки, связанные с плохим знанием таблицы сложения однозначных чисел, с неумением распорядиться суммой разрядных слагаемых в том случае, когда она является двузначным числом. Но возможно, что учащиеся хорошо владеют таблицами сложения и умножения. Правильно подписывают цифры, но не понимают механизма действия. Для того чтобы выяснить, понятен ли учащимся смысл действий, задаем соответствующие вопросы. Например, если учащийся сделал ошибки при умножении многозначных чисел, то ему задаются вопросы.
1. Почему первый множитель умножается на каждую цифру другого (на единицы, десятки и так далее)?
2. Как подписываются промежуточные произведения (в том числе в случае, когда в середине второго множителя содержится нуль)?
3. Можно ли начинать умножение с высших разрядов (если да, то изменится ли запись счета)?
Успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки у учащихся навыков устного счета. Не секрет, что у учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: для формирования у учащихся сознательных и прочных навыков учителя должны использовать программный материал для рациональных вычислений:
в 5 классе – сформировать вычислительные навыки и довести до автоматизма знания таблиц умножения и деления, учащиеся должны уметь устно умножать и делить числа на 10, 100, 1000 и так далее;
в 6-7 классе – учащиеся должны использовать свойства действий
в 7-8 классе – учащиеся должны уметь применять формулы сокращенного умножения, степень и ее свойства;
в 9-11 классе – учащиеся должны постоянно закреплять вычислительные навыки.
Глава 2. Система работы по совершенствованию вычислительных навыков
Проводимые исследования показывают, что большое количество учащихся не владеют навыками вычислительной культуры, допускают различные ошибки в вычислениях. Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся выделяют:
низкий уровень мыслительной деятельности;
отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
отсутствие надлежащего контроля при подготовке домашних заданий со стороны родителей;
неразвитое внимание и память учащихся;
недостаточная подготовка по математике за курс начальной школы;
отсутствие системы в выработке вычислительных навыков и в контроле за овладением данными навыками в период обучения.
Минаева С. [2], говорит о том, как важно в процессе обучения математике в 5-6 классах формировать, а в 7-11 классах развивать у учащихся:
опыт и сноровку в простых вычислениях наряду с отработкой навыков письменных и инструментальных вычислений, умение выбрать наиболее подходящий способ получения результата;
умение пользоваться приемами проверки и интерпретации ответа;
предвидение возможностей использования математических знаний для рационализации вычислений.
Нельзя не отметить, что обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию речи, внимания, памяти. Вычисления – основа для формирования умений пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями.
Для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков многие учителя используют различные методические приемы и формы, такие, например, устный счет на математических тренажерах, игры «Быстрый счетчик», «Математическое домино» и многие другие. Сложившаяся определенная система работы по совершенствованию вычислительных навыков в 5-11 классах состоит из следующих этапов.
Этап вводного контроля.
1. На этом этапе в начале работы с классом (независимо от того, пятый это класс или девятый), проводится проверка знания таблиц сложения, умножения, вычитания и деления. Форма проверки – устный счет по карточкам и таблицам. Задания из таблицы могут быть представлены на карточках (в двух вариантах) или с помощью проектора на доске. Результаты заносятся в ведомость. Учащимся, допустившим ошибки, предлагаются сборники таблиц или отдельные таблица за начальную школу для отработки навыков, и в течение определенного времени эти учащиеся повторно проверяются (при устном или письменном опросе в ходе уроков и при выполнении самостоятельных и контрольных работ).
2. Далее проводится проверка знаний по всем темам арифметики в форме устного счета, небольших письменных работ, отдельных заданий при выполнении текущих самостоятельных работ. При этом особое внимание обращается на решение простейших уравнений, нахождение компонентов действий и на порядок действий с натуральными числами.
При этом индивидуальная работа с неуспевающими учениками ведется как на уроках, так и вне уроков, учащимся выдаются на дом таблицы для отработки навыков.
Этап текущей работы по формированию вычислительных навыков
К этому этапу готовятся серии таблиц следующих видов
(приложения 1-3):
1. Таблицы, для отработки отдельного навыка в определенном классе (например, действия с десятичными дробями – в 5 классе, формулы сокращенного умножения – в 7 классе, сложение и вычитание алгебраических дробей– в 8 классе).
2. Сводные таблицы для отработки нескольких навыков при обобщающем повторении (например, действия с натуральными числами, целыми, числами – в 9 классе, нахождение значений тригонометрических и логарифмических выражений, вычисления производных и первообразных). (приложения4-7)
Данные таблицы выдаются на руки каждому ученику. Такой же комплект таблиц имеется в каждом классе и у учителя.
На этом этапе используются следующие формы работы:
Устный фронтальный опрос по карточкам (на два варианта), проводимый как учителем, так и учащимися.
Письменный опрос (с записью ответа) по подготовленным таблицам.
Письменная самостоятельная работа с последующим анализом над ошибками.
Решение у доски во время опроса.
Решение за первой партой.
Разбор образцов решения заданий и их оформления.
Отработка алгоритмов (правил) вычислений.
Рассмотрение примеров на использование рациональных способов решения.
При этом следует помнить, что:
на каждом уроке надо заниматься не с классом вообще, а конкретно с каждым учеником. Для этого учитель должен выбрать формы работы и материал так, чтобы каждый ученик был занят делом и его работу всегда можно было проконтролировать. Например, каждому ученику, работающему за первой партой, выделяется карточка с заданием, чтобы он мог ликвидировать свои пробелы в знаниях. А при подготовке к уроку в планах указывается, кого и по какому вопросу нужно спросить; при этом в отдельной тетради ведется учет овладения вычислительными навыками каждым учеником;
при изучении нового материала желательно обращать внимание учащихся на тот материал, где наиболее часто допускаются ошибки;
полезно новый материал изучать в сравнении с ранее изученным, уже знакомым материалом;
при объяснении нового материала необходимо, чтобы ученики сами составляли алгоритмы выполнения того или иного действия, затем сверяли с учебником и выбирали оптимальный для себя вариант. Такая работа приучает их к четкости и конкретности. В дальнейшем они смогут без суеты и волнения выполнить любое задание;
необходимо воспитывать осознанное отношение к выполнению любого задания, чтобы ученик вдумался в смысл задачи, установил закономерности, связывающие величины, наметил пути решения проблемы и только после этого приступал к выполнению задания. Необходимо учить школьников при выполнении работы пользоваться методом «пристального взгляда» (вначале визуально оценивать все задание, методы, способы решения, и лишь после этого приступать к его решению);
очень важно научить школьников самоконтролю, то есть умению контролировать решение, действия, а в результате и свои поступки, применяя при этом следующие критерии самооценки:
а) соотношение результата с действительностью;
б) соотношение результата с данными условиями задания;
в) проведение выкладок в обратном порядке;
г) решение различными способами;
д) исследование результата в предельных ситуациях;
только при выполнении самостоятельной работы наиболее прочно усваивается изучаемый материал. Поэтому учащиеся привлекаются не только к выполнению готовых заданий (особенно заданий на рациональный счет). Задания, составленные учащимися, систематизируются;
для более глубокого понимания материала удобна порой не запись самого примера, а его схема. Например:
(... - ...)2 = (...)2 – 2 (...) (...) + (...)2;
для формирования устойчивого внимания желательно подбирать соответствующие упражнения (психологический тренинг) или задания следующего характера:
а) найдите в решении ошибку;
б) выберите правильный ответ;
в) оцените правильность данной формулировки и так далее
Текущий контроль, проводимый на этом этапе учителем, может заключаться в фиксировании:
а) количества верно выполненных примеров за 1 минуту, 2 минуты и так далее с каждым учеником (результаты вносятся в сводную ведомость класса);
б) промежутка времени, необходимого для безошибочного решения определенного количества примеров;
в) количества ошибок, допускаемых каждым учеником.
Используются различные формы проведения контроля. Наиболее характерные из них – самостоятельные и контрольные работы, проводимые учителем по своему плану. При регулярном проведении самостоятельных работ существует реальная возможность выяснить на ранней стадии пробелы в знаниях, прочность усвоения и скорректировать дальнейшую деятельность.
Важной частью занятий на данном этапе является коррекционная работа над ошибками. Мы ее проводим в следующих форме – после проведения контрольного мероприятия учитель указывает на технические ошибки в работах учащихся, а каждый ученик ищет их в своей тетради. Затем учитель вместе с учениками анализирует методы решения и приводит образцы решения, рассматривает вариантность решения в зависимости от изменения условия, отвечает на вопросы учащихся. Через определенное время учащиеся вновь выполняют примеры, в которых были допущены ошибки.
При такой форме работы ни один ученик не останется вне поля зрения учителя.
Этап итогового контроля
Итоговый контроль проводится или в форме контрольной работы, или в форме устно-письменного зачета. К уроку-зачету учитель готовит систему карточек-заданий по теме. На зачете учащиеся отвечают теорию, решают задания, содержащиеся в карточке, иногда еще показывают тетради с выполненными примерами на вычисление и составленными примерами. На таких уроках-зачетах часто ученики одновременно получают консультацию и учителя, и старшеклассников, принимающих зачет. Итоговые оценки выставляются в журнал.
К работе по совершенствованию вычислительных навыков активно привлекаются учащиеся: они подбирают или самостоятельно составляют задание для устного счета, составляют задания с применением рационального счета, по группам или индивидуально проводят устный счет на уроке, частично привлекаются к проверке работ, консультируют других учащихся.
Многолетний опыт позволяет утверждать, что рассмотренные выше формы и методы работы по совершенствованию вычислительной культуры учащихся применимы не только при выработке вычислительных навыков, но и при контроле за формированием многих общенаучных навыков по разным предметам. 
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
для того, чтобы ребенок быстро считал, выполнял простейшие алгебраические преобразования, необходимо время для отработки навыков;
5-7 минут устного счета на уроке не достаточно не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, поэтому учителем должна быть создана система работы по совершенствованию вычислительных навыков;
первая задача учителя – выявить вычислительные навыки учащихся данного класса;
вторая задача учителя – использовать простые и доступные приемы устного счета;
третья задача учителя – увлечь учащихся в игру, соревнование, дети не должны бояться отвечать;
четвертая задача учителя – применять счет на время;
пятая задача учителя – постепенно усложнять карточки устного счета.

Глава 3. Организация и алгоритмы устных вычислений на уроках математики
Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления.
Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счета. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников, составить самому учителю. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то их лучше провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.
При подготовке к уроку отбирается материал, систематизируется, продумывается переход от одного упражнения к другому. При обдумывании системы заданий и форм организация устного счета не исключается учет индивидуальной подготовки учащихся, склонностей и способностей к устным вычислениям. Но чтобы все учащиеся быстро считали, выполняли простейшие алгебраические преобразования необходимо время для их отработки: 5-7 минут устного счета на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счета.
Первое время на уроках учащимся для устного счета предлагались обычные карточки типа: найдите сумму чисел 57 и 9, 18 и 13 и так далее или же проводились игры типа «Быстрый счетчик», «Математическое лото». Для слабого ученика это разнообразие приемов недостаточно. Слабому ученику необходимо иметь систему устных упражнений и дома.
Поэтому на первом уроке математики в 5 классе каждому ученику предлагаются карточки (№ 1) устного счета. Взглянув на карточку, нетрудно догадаться, что по горизонтали располагаются однотипные примеры на одно и то же правило. По вертикали – примеры на разные правила.
Сначала учащимся предлагается считать примеры по горизонтали строка за строкой. Ученик вслух прочитывает пример, затем называет его ответ. Это помогает учащемуся быстро привыкнуть к карточке. Обычно все идет без особых затруднений до шестой строки. В этой строке у кого-нибудь из учеников обязательно возникнут трудности. Тогда классу задается вопрос: «А как проще выполнить действие в данном примере?».
После того как учащиеся приходят к правильному ответу, продолжаем решать примеры этой строки дальше, обязательно с пояснениями. И если учащиеся все еще затрудняются в решении примеров данной строки, им необходимо еще раз вычислить эти же примеры с подробными объяснениями. Если и этого недостаточно, можно назвать следующую строку с аналогичным алгоритмом решения.
Итак, все основные правила, алгоритмы устного счета повторены.
Если учащиеся не утомлены (а это зависит от уровня вычислительных навыков в классе), они считают примеры первого столбика. Сначала учащиеся вслух прочитывают пример, затем называют ответ.
Дальше переход бывает очень интересен и для различных классов различен. Так, если класс имеет достаточно твердую математическую подготовку, ученики вскоре начинают называть только ответы примеров. С этого момента наступает как бы перелом в работе учащихся. Стараясь не отставать от одноклассников, каждый из учеников напрягает свое внимание, развивает смекалку, вычислительную сноровку. Причем процесс этот длительный. В любое время можно прервать ученика и предложить другому считать дальше. Установка карточки на длительное внимание дает возможность максимально загрузить учащихся, проверить их работоспособность. Дух соревнования-игры еще больше увлекает учеников.
Если же в классе слабая математическая подготовка, приходится предлагать учащимся называть только ответы в примерах. Этот процесс перехода более длительный, зато вызывает удовлетворение у учащихся. Ученики перестают бояться карточек, работа с ними им нравится.
После того как учащиеся стали достаточно бегло считать, у них появилась настоящая потребность в расширении приемов устного счета. Так появилась необходимость в карточках типа
16 · 25;  17 · 11;
затем на применение законов сложения:
137 – (37 + 18), 284 – (84 + 37);
законов вычитания:
137 – (37 – 18), (245 – 38) – 145;
и тому подобное.
Алгоритмы ускоренных вычислений.
На уроках математики в 5-9 классах по соответствующим темам математики я использую различные алгоритмы ускоренных вычислений.
Приведу примеры некоторых из них.
Сложение с перестановкой слагаемых:
72 + 63 + 28 = ?Заметим, что третье слагаемое является дополнением первого до 100. Мысленно переставим слагаемые и сложим их:
72 + 28 + 63 = 163.
3013 + 74 + 2187 + 126 = ?Группируем слагаемые попарно:
(3013 + 2187) + (74 + 126) = 5200 + 200 = 5400.
Раздельное поразрядное вычитание:
574 – 243 = ?Вычитаем из 500 число 200, получим 300. Вычитаем из 70 число 40, получаем 30. Вычитаем из 4 число 3, получаем 1. Ответ: 331.
68 894 – 42 413 = ?Вычитаем из 68 000 число 42 000, получаем 26 000. Вычитаем из 800 число 400, получаем 400. Вычитаем из 94 число 13, получаем 81. Ответ: 26 481.
Вычитание путем уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого:
67 – 48 = ?Добавив к уменьшаемому 1, вычитаем 48 из 68, получаем 20. Отняв из этой разности ранее добавленную единицу, окончательно получаем 19.
67 – 48 = (68 – 48) – 1 = 20 – 1 = 19.
453 – 316 = ?Уменьшив вычитаемое на 3, вычтем 313 из 453, получим 140. Отняв от этой разности еще 3, найдем 137.
Умножение на 11:
Чтобы двузначное число, сумма цифр которого не превышает 10, умножить на 11, надо цифры этого числа раздвинуть и поставить между ними сумму этих цифр.
Примеры:
72 ·11 = 7 (7 + 2) 2 = 792
35 · 11 = 3 (3 + 5) 5 = 385.
Чтобы умножить на 11 двузначное число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить единицу, а вторую и последнюю (третью) оставить без изменения.
Пример:
94 · 11 = 9 (9 + 4) 4 = 9 (13) 4 = (9 + 1) 34 = 1034.
Умножение на число, оканчивающиеся на 5:
Чтобы четное двузначное число умножить на число, оканчивающееся на 5, можно применить следующее правило.
Если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, произведение не изменится.
Примеры:
44 · 5 = (44 : 2) · 5 · 2 = 22 ·10 = 220;
28 · 15 = (28 : 2) · 15 · 2 = 14 ·30 = 420;
32 · 25 = (32 : 2) · 25 · 2 = 16 ·50 = 800.
Работая в средних и старших классах и, проверяя различные тесты и контрольные работы, отметила, что 15-20 % ошибок – это вычислительные ошибки, и даже калькулятор не помогает учащимся.
В 5-6 классах часто провожу устный счет в различных формах по таблицам умножения и деления: «Цепочки», игры «Лесенки», «Эстафета» (эти виды заданий есть в учебниках Н.Я. Виленкина для 5 и 6 классов ). Эти игры фактически представляют собой математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а ребята пишут ответы.
В 6-7 классах знакомлю учащихся с алгоритмами быстрого вычисления, которые были описаны мною выше.
Особо важно, что учащиеся с удовольствием участвуют в устном счете и сами ищут рациональные вычисления.
Для развития навыков устного счета я использую «Математический тренажер» Жохина В.И. и Погодина В.Н. [1], предназначенный для учащихся 5-6 классов.
Анализируя результаты единого государственного экзамена по математике, результаты   КДР   приходишь к выводу, что именно из-за низкой вычислительной культуры многие ученики не могут справиться с некоторыми заданиями, хотя при этом они неплохо владеют приёмами алгебраических преобразований, хорошо знают свойства функций.
 Система заданий  предназначена для  устных упражнений на уроках математики в старших классах, в соответствии с темами, изучаемыми в курсе алгебры и начала анализа помогает повысить вычислительную культуру многих учеников .
Комплект таблиц для отработки той или иной темы помещен в отдельную папку . Число папок соответствует количеству парт в классе.  В начале урока дежурные раздают папки, учитель объявляет номер таблицы и распределяет варианты между учащимися. Выполняя задание, ученики выписывают на отдельном листочке ответы. Время выполнения работы и количество заданий определяет учитель, в зависимости от уровня подготовленности класса. Система работы с комплектом таблиц позволяет использовать разнообразные варианты учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, работа в парах сменного состава .Использование данного комплекта таблиц для устных упражнений на уроках математики в 10-11 классах позволило значительно улучшить закрепление изученного материала на уроках, повысило вычислительные навыки учащихся старшеклассников, ускорило процесс усвоения изучаемого материала.
Для облегчения контроля со стороны учителя  и осуществления самоконтроля со стороны учащихся сборник снабжен ответами ко всем предлагаемым заданиям.
Таким образом, по содержанию третьей главы можно сделать следующие выводы:
результаты тестов и контрольных работ уже показывают, что количество вычислительных ошибок уменьшилось
как учителю необходимо разнообразить формы работы по повышению культуры вычислительных навыков (карточки, диктанты, игры, соревнования);
привлечь учащихся к работе по совершенствованию устного счета.
Заключение
 Использование данного комплекта таблиц для устных упражнений на уроках по математике  в 5-11 классах, значительно улучшило  закрепление изученного материала на уроках, повысило вычислительные навыки учащихся старшеклассников, ускорило процесс усвоения изучаемого материала.
Эффективность опыта качества обучения предмету высока, что подтверждаются результатами ЕГЭ в 2013-2014 учебном году .Все ученики преодолели порог успешности и средний балл составил 52,8,что на 5,5 больше среднего краевого (47,3)
Важную роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. У учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с изучением математики и других точных наук.
Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка, его интеллектуальных способностей. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала по предметам физико-математического цикла, успешная сдача обучающимися ЕГЭ и ГИА.
Литература
Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер. 5 и 6 класс.: Пособие для учителей и учащихся.
Минаева С. Формирование вычислительных умений в основной школе // Математика. – 2008 год. - № 2.
Струнникова Э.П., Мельникова Н.И. // Устный счет. – 2007 год. - № 3.
Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся 5-9 классов // Математика. – 2006 год. - № 35.
Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика. – 2006 год. - № 36.
Материалы газеты «Математика» (приложение к изданию «1 сентября») №32, 36, 40, 42, 43 за 2010 год.
Приложение №1
Выполните устно сложение и вычитание:
А Б В Г Д
0,6 + 0,3 0,2 + 0,01 10 – 0,9 0,5 – 0,03 0,04 – 0,003
0,06 – 0,01 3 – 0,1 1,3 + 0,07 3,8 + 1,2 0,012 + 0,11
0,4 + 0,5 0,2 + 0,7 0,6 – 0,04 12 – 0,8 4 – 1,3
5 – 0,2 0,08 – 0,03 2,4 + 0,6 1,4 + 0,06 2,25 + 0,75
0,14 + 0,03 0,22 + 0,04 1,2 – 0,8 2,5 – 0,7 9 + 3,2
1,5 – 0,4 2,3 + 0,2 2,05 + 1,5 1,8 + 0,3 6,94 – 1,94
2,1 + 0,6 1,8 – 0,5 1,7 + 0,9 7 – 0,6 0,08 – 0,005
2 – 1,2 0,04 + 0,03 2,4 – 0,6 3,06 + 1,4 0,034 + 0,22
0,02 + 0,05 4 – 3,4 0,05 + 0,28 1,3 – 0,5 6 – 2,5
0,1 + 0,04 0,05 + 0,2 0,9 – 0,05 0,07 + 0,24 3,15 + 0,85
1 – 0,8 3,8 – 0,3 2,6 + 0,7 0,8 – 0,06 7,43 – 2,43
0,08 + 0,3 0,37 – 0,14 6 – 0,5 4,08 + 1,2 6 + 5,7
0,24 – 0,11 0,2 + 0,05 1,07 + 2,3 2,6 – 0,9 0,07 – 0,002
0,3 + 1,7 1 – 0,6 3,5 – 0,8 3,7 + 0,8 0,027 + 0,31
4,5 – 0,2 1,6 + 0,4 0,08 + 0,17 0,19 + 0,07 3 – 1,2
0,04 + 0,1 9,8 – 6 1,8 – 0,9 9 – 0,8 0,65 + 2,35
0,46 – 0,12 0,7 + 0,02 3,09 + 1,1 2,9 + 0,4 7 – 3,6
7,9 – 4 0,55 – 0,21 0,34 – 0,08 3,6 – 0,8 5,28 – 1,28
0,28 + 0,12 0,07 + 0,03 1,8 + 0,5 2,04 + 1,6 0,09 – 0,006
0,09 – 0,03 0,13 + 0,37 0,47 + 0,16 0,26 – 0,08 0,043 + 0,12
0,04 + 0,5 5,7 – 3 8 – 0,7 0,16 + 0,09 8 + 5,9
0,38 – 0,16 0,08 + 0,1 4,02 + 1,8 0,5 – 0,03 4,65 – 1,65
0,45 + 0,55 0,07 – 0,02 0,4 – 0,02 4,8 + 0,4 9 – 6,4
6,8 – 2 0,65 + 0,35 4,6 + 0,7 0,7 – 0,06 0,062 + 0,23
0,06 + 0,04 7,4 – 0,2 0,25 + 0,08 1,01 + 2,9 0,06 – 0,001

Приложение №2
Преобразуйте в виде многочлена квадрат двучлена:
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
1) (с + d)2
2) (x - 5)2
3) (7 + y)2
4) (2x + 3)2
5) (4 – 3b)2
6) (с + 8x)2
7) (2x – 4y)2
8) (5a + 6b)2
9) (-8с + 6)2
10) (-3 - d)2 1) (x - y)2
2) (x + 8)2
3) (6 - y)2
4) (2x + 5)2
5) (3 – 4b)2
6) (a + 7x)2
7) (3x – 5y)2
8) (6a - 4b)2
9) (-8 + 2x)2
10) (-6 - y)2 1) (a + m)2
2) (x - 8)2
3) (9 + y)2
4) (4x + 1)2
5) (4 + 2b)2
6) (a - 6x)2
7) (2x – 5y)2
8) (3a + 4b)2
9) (-7с + 3)2
10) (-5 - x)2 1) (m - n)2
2) (x + 6)2
3) (8 - d)2
4) (3x + 1)2
5) (5 – 2b)2
6) (x + 9y)2
7) (6x – 2y)2
8) (4a + 5b)2
9) (-6с + 1)2
10) (-9 - d)2
Вариант 5 Вариант 6 Вариант 7 Вариант 8
1) (x + y)2
2) (m - 7)2
3) (5 + y)2
4) (3x + 2)2
5) (4a – b)2
6) (y + 6x)2
7) (2x + 3y)2
8) (5a - 2b)2
9) (-9 + 6x)2
10) (-4 - m)2 1) (a + x)2
2) (x - 9)2
3) (4 + y)2
4) (7x + 1)2
5) (5 – 3b)2
6) (a + 6x)2
7) (6x – 2y)2
8) (3a + 2b)2
9) (-5с + 1)2
10) (-8 - d)2 1) (5 + d)2
2) (x - 9)2
3) (10 + y3)2
4) (2x + 1)2
5) (2 – 9b)2
6) (a + 6x)2
7) (3x – 5y)2
8) (5a + 4b)2
9) (-8m + 1)2
10) (-6 - d)2 1) (6 - x)2
2) (y + 5)2
3) (8 – a3)2
4) (2x + 5)2
5) (1 – 8b)2
6) (d + 7x)2
7) (4x – 2y)2
8) (6a + 2b)2
9) (-6n + 3)2
10) (-7 - m)2
Вариант 9 Вариант 10 Вариант 11 Вариант 12
1) (7 + c)2
2) (x - 6)2
3) (b2 + 4)2
4) (2x + 4)2
5) (3 – 5b)2
6) (с + 9y)2
7) (6x – 3y)2
8) (7a + 2b)2
9) (-4y + 6)2
10) (-x - 4)2 1) (8 - n)2
2) (x + 7)2
3) (m3 - 5)2
4) (2x + 6)2
5) (4 – 2b)2
6) (y + 4x)2
7) (7x – 2y)2
8) (6a + 3b)2
9) (-2y + 8)2
10) (-a - 6)2 1) (9 + m)2
2) (x - 8)2
3) (d2 + 6)2
4) (2x + 2)2
5) (5 – 2b)2
6) (m + 3x)2
7) (8x – 3y)2
8) (4a + 5b)2
9) (-3m + 5)2
10) (-y - 5)2 1) (2 - a)2
2) (x + 4)2
3) (y3 - 9)2
4) (4x + 3)2
5) (9 – 2b)2
6) (x + 7y)2
7) (6x – 3y)2
8) (2a + 6b)2
9) (-4n + 7)2
10) (-8 - x)2
Преобразуйте в виде многочлена квадрат двучлена:
Вариант 13 Вариант 14 Вариант 15 Вариант 16
1) (с + 9)2
2) (y2 - 5)2
3) (0,3 + m)2
4) (2x + 0,9)2
5) (6 + 3b)2
6) (а - 8x)2
7) (3x – 4y)2
8) (2a + 6b)2
9) (-4с + 6)2
10) (-0,3 - d)2 1) (y + 8)2
2) (x2 - 6)2
3) (0,2 + y)2
4) (2а + 0,3)2
5) (4 – 2b)2
6) (b + 7x)2
7) (4x – 4y)2
8) (3a + 6b)2
9) (-3с + 5)2
10) (-0,5 - d)2 1) (x + 7)2
2) (y2 - 4)2
3) (0,4 + m)2
4) (2x + 0,4)2
5) (5 + 3b)2
6) (m - 5x)2
7) (5x – 4y)2
8) (4a + 5b)2
9) (-4с + 3)2
10) (-0,4 - d)2 1) (a + 6)2
2) (x2 - 8)2
3) (0,5 + y)2
4) (2а + 0,1)2
5) (10 – 3b)2
6) (с + 3x)2
7) (6x – 4y)2
8) (5a + 4b)2
9) (-3с + 4)2
10) (-0,6 - d)2
Вариант 17 Вариант 18 Вариант 19 Вариант 20
1) (b + 5)2
2) (y2 - 7)2
3) (0,6 + m)2
4) (2x + 0,2)2
5) (4 + 5b)2
6) (b - 7x)2
7) (7x – 4y)2
8) (6a + 3b)2
9) (-4с + 1)2
10) (-0,7 - d)2 1) (m + 4)2
2) (x2 - 9)2
3) (0,8 + y)2
4) (2а + 0,5)2
5) (6 – 2b)2
6) (1 + 8x)2
7) (8x – 4y)2
8) (7a + 2b)2
9) (-3с + 3)2
10) (-0,2 - d)2 1) (9 + m)2
2) (y - 6)2
3) (2 + c)2
4) (2x – 0,7)2
5) (0,4 + 3b)2
6) (a - 7x)2
7) (3x + 4y)2
8) (1a - 6b)2
9) (-2с + 6)2
10) (-8 – x2)2 1) (с + 6)2
2) (8 - y)2
3) (5 + c)2
4) (2x – 0,8)2
5) (0,2 + 3b)2
6) (m - 6x)2
7) (2x + 5y)2
8) (2a - 9b)2
9) (-3с + 6)2
10) (-6 – y3)2
Вариант 21 Вариант 22 Вариант 23 Вариант 24
1) (5 + m)2
2) (10 - x)2
3) (8 + c)2
4) (2x – 0,7)2
5) (0,4 + 2b)2
6) (y - 5x)2
7) (2x + 6y)2
8) (3a - 4b)2
9) (-4с + 6)2
10) (-9 – x2)2 1) (n + 4)2
2) (7 - y)2
3) (9 + c)2
4) (2x – 0,6)2
5) (0,3 + 3b)2
6) (m - 4x)2
7) (3x + 4y)2
8) (4a - 6b)2
9) (-5с + 6)2
10) (-7 – y3)2 1) (8 + y)2
2) (9 - x)2
3) (3 + c)2
4) (2x – 0,7)2
5) (0,5 + 2b)2
6) (y - 3x)2
7) (4x + 2y)2
8) (2a - 6b)2
9) (-6с + 6)2
10) (-7 – x4)2 1) (m + 3)2
2) (5 - y)2
3) (7 + c)2
4) (2x – 0,4)2
5) (0,2 + 4b)2
6) (a - 9x)2
7) (2x + 5y)2
8) (2a - 7b)2
9) (-8с + 1)2
10) (-6 – y2)2
Преобразуйте выражения, используя формулы сокращенного умножения
№ I II III IV
1 (х + у)² (в + 3)² (а + 12)² (у - 9)²
2 4х²+ 12х+ 9 25b²+ 10b+ 1 а²+ 12а+ 36 1+ y² - 2y
3 (х-у)(х+у) (2а-3b)(3b+2а) (8b+5а)(5а-8b) (10x-7y)(10x+7y)
4 х² - у² b² - а² - 25 y² - 0,09
5 х³ - у³ 1 + b³ 125 + а³ y ³ - 1
6 (p-g)² (10-c)² (15-x)² (40+ b)²
7 25а²+10а+1 81а²-18аb+b² 9а²-аb+ b² 64 - 16b+ b²
8 (4+ y²)(y² - 4) (5x²+ 2y²)(5x²- 2y²) (p - 7)(p+ 7) (7x - 2)(2+ 7x)
9 25x² - y² -49а² + 16b² 144 ² - c² p²- а²b²
10 (-а - 2)² (-3 - b)² (- x - y)² (-12 - c)²
11 m³ - n³ 125 - а³ 1 + b³ x³ +y³
12 (9 - y)² (0,3 - m)² (m+ n)² (8 - а)²
13 b²+4а²-4аb 8аb+b²+16а² b²+9а²-6аb 9x² - 24y + 16y²
14 (9а-b²)(b²+9а) (4+ y²)(y² - 4) (7+ 3y)(3y - 7) (8c+ 9d)(9d - 8c)
15 8 -а³ 1+ 27y³ x³ - 64 m³+ 1000
16 (b+ 3)² (y+ 9)² (m - 0,3)² (а - 25)²
17 1+ x² - 2x 9x²- xy+y² 64-16а+а² m²+2mn+n²
18 (2x - 1)(2x+ 1) (8c+ 9d)(9d - 8c) (8b+ 5а)(8b - 5а) (c+ d)(c - d)
19 125а³-64b³ c³-d³ 27-y³ 1 - c³
20 (k+0,5)² (40+b)² (0,2-x)² (x - 2y)²
21 28xy+49x²+4y² 100x²+y²+20xy а²+ 4b² - 2аb 1 - 2z+ z²
22 (7x - 2)(7x+ 2) (c - 7)(7+ c) (4 + k)(k - 4) (а - b)(b + а)
23 1 - p³ а³ + b³ c³ + 27d³ x³ - y³
24 (-а - 1)² (-b - 2)² (-c - 10)² (-x - 12)²
25 (а+1)³ (а+2)³ (1+а)³ (2+ b)³
26 (2 - а)³ (b - 1)³ (c - 2)³ (1 - d)³
Приложение №3
Выполните сложение и вычитание дробей
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

Выполните сложение и вычитание дробей
Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6


Приложение №4
Вычислите:
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6 Вариант 7 Вариант 8
1 2-5 7-13 6-10 4-14 8-18 17-22 1-10 3-104
2 5(-2) 6(-3) 3(-12) 5(-13) 10(-2) 4(-6) 12(-1) 7(-11)
3 -322 -85 -127 -710 -372 -99 -191 -154
4 -10+5 -8+3 -19+7 -11+1 -45+15 -25+12 -83+2 -17+5
5 -180 -90 -630 -260 -450 -510 -290 -380
6 5-(-3) 6-(-4) 2-(-11) 1-(-5) 17-(-7) 29-(-11) 16-(-6) 19-(-4)
7 26:(-1) 31:(-31) 35:(-5) 54:(-9) 48:(-6) 30:(-6) 24:(-6) 51:(-3)
8 -7(-2) -25(-4) -8(-7) -5 (-16) -6(-12) -8(-8) -12(-5) -9(-11)
9 -7:(-1) -42:(-7) -95:(-5) -16:(-4) -75:(-3) -24:(-6) -51:(-3) -10:(-5)
10 3+(-6) 12+(-8) 9+(-5) 27+(-13) 50+(-25) 16+(-16) 26+(-29) 14+(-16)
11 -5+(-4) -3+(-9) -14+(-4) -12+(-2) -8+(-22) -8+(-6) -50+(-1) -17+(-7)
12 0-25 0-34 0-(-21) 0+(-29) 0-(-88) 0-19 0+(-71) 0-(-43)
13 -2-3 -27-8 -17-17 -34-35 -18-12 -28-4 -1-26 -25-50
Приложение №5
Вычислите
№ I II III IV V
1 5³ 10² 2³ 3³ (-4)²
2 2 -10³ -2² -3³ -4²
3 (-2) (-10) (-2)² 3 4³
4 (0,2)² -10 2 (-3) (-4)
5 (-0,2)³ 0 2 -3 -8
6 (-1)²
1 (-0,3)³ (0,6)² (-2,5)²
7 (-1)
(-0,1) 1 (0,07)² 40²
8 (-0,3)²
(0,2)³ 0³ 1 10
9 1,3²
(2,5)² (-1,5)² 0 -0,1³
10 -1,6² (-1) (-1,3)²
11 (1,8)²
12 -(1,4)²
13 20³ 1,4²
14 200² 0,15² (-10)
15 -0,4³ 100³
16 (0,1) (0,1)³ -1,1²
17 (-2)² (-0,1)² (-1,1)²
18 (0,3)³ (-)³ 10 0
19 (0,25)² -1,2º (-1)
20 -0,4³ 100³ (1)²
Приложение №6 Найти производную
№ I II III IV V VI VII
1 90 7³ (х+6)²
2 2х х -10х x -х х
3
4 х³
5 2 3 7х³ 8х² 9 10 11
6 (х-3)² (х+2)²
7 (3х+6)³ (7-5х)² (8-2х)³ (5-3х)³ (7-8х)³
8 -
9
10
11
12
13 sin 2х sin 3х sin sin 5х sin(2-5х)
14 сos 3х сos 2х сos 5х
15 tg 2х tg 5х tg 7х tg 8x
16 сtg 3х сtg 2х сtg 3х ctg сtg 4х
17 2sin 3х 3sin 2х 2sin(2x+ 3sin( 4sin 3sin
18 3сos 2х 2сos 3х 4сos 3х 5cos 6cos 7cos 8cos
19 4tg 2х 3tg 2tg 3tg 3х 5tg 2х 3tg 2tg
20 5сtg 3х 3сtg 3х 5сtg 2х 2ctg 3ctg 7сtg 2х 2ctg
21 sin ² 2х sin³ х sin² 3х sin² sin² sin² sin
22 cos²х cos² cos² cos² 2х cos² 3х cos² cos²
23 tg² х tg² 2х tg² 3х tg² tg² tg³ х tg³ 2х
24 ctg² х ctg³3х ctg² 2х ctg³ х ctg² ctg² ctg² 3х
25 2sin³ 2х 3cos² 3x 2tg³ 2x 3ctg² 3x 2cos 3ctg² 4cos² 6x
26 e e 2e 3e 4e 7e e
27 2 3 4 5 7 8 9
28 2 ln х ln(х+1) ln(х²-2) ln² х 2 ln³ х 2 ln³(х-5) 3ln sin х
29 log log 4 log x log lg³(2х-1) 2 lg sin х 3 lg²(х²-5)
Приложение №7
А. Упростите
№ I II III IV
1 sin² 2x+cos² 2x cos² 3x+sin² 3x cos²1,5+sin²1,5 sin²+cos²
2 1-sin² x 1-sin² 2x 1-sin² 3x 1-sin²
3 1-cos² 3x 1-cos² x 1-cos² 1-cos² 2x
4 sin² 2x-1 sin² 3x-1 sin² x-1 sin²-1
5 cos² x-1 cos² 2x-1 cos² 3x-1 cos² y-1
6 1+tg² 2y 1+tg² 3y 1+tg² 1,5y 1+tg²
7 1+ctg² 3x 1+ctg² 2x 1+ctg² 1+ctg² 1,5x
8 sin(x+3y) sin(2x+3y) sin(x+30º) sin(60º+x)
9 cos(3x+y) cos(x+2y) cos(2x+60º) cos(45º+x)
10 tg(x+2y) tg(2x+3y) tg(3x+45º) tg(30º+x)
11 sin(x-2y) sin(3x-2y) sin(x-30º) sin(60º-x)
12 cos(2x-2,5y) cos(3x-2y) cos(y-60º) cos(45º-y)
13 tg(x-2y) tg(2x-3y) tg(x-45º) tg(45º-2y)
14 sinx+sin3x siny+sin5y sin2z+sin4z sin3+sin5
15 cos y + cos 5y cos 2z + cos 6z cos 3x + cos x cos 5a + cos a
16 sin x – sin 3x sin4x – sin 2x sin 5x – sin 3x sin a – sin 5a
17 cos 2z + cos 4z cos 5y + cos 3y cos x + cos 3x cos 5a + cos a
Б. Разложите по формуле двойного аргумента.
№ I II III IV
1 sin 4x sin6x sin 8 sin10
2 cos 6 cos8 cos16y cos 4x
3 tg 4y tg 6y tg8z tg2
В. Решите уравнение.
№ I II III IV
1 sin x= sin x= sin x= sin x= -
2 cos x= - cos x= cos x= cos x=
3 tg x= tg x= tg x=1 tg x= -