Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении


Индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении
Автор: учитель МО английского языка

Вчерашнюк О.В.
Муниципальное образовательное
учреждение « средняя школа №13»
Ярославль,2016
Введение
Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают повышение гибкости системы образования, создание реальной вариативности в образовательных системах, более полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых.
Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса: содержания, методов и форм обучения.
Проблема формирования ребенка как субъекта учебной деятельности в педагогической психологии стоит достаточно остро. Многие противоречия в ее решении связаны с невозможностью развития субъектности ребенка в условиях авторитарно-фронтального педагогического воздействия на учащихся, которое в традиционных педагогических системах обучения продолжает доминировать.
Школа это ситуация, когда учитель и ученик взаимодействуют, благодаря чему удовлетворяется основная потребность, ради которой семья отдает ребенка в школу, а ребенок учится. Раньше такой потребностью было стремление к общему идеалу, порядку, стабильности. Сейчас очень многие проблемы школы связаны с тем, что она не может понять сама, и не может показать семье и ребенку, ЗАЧЕМ ему ходить в школу.
Отвечать на этот вопрос можно с разных позиций, но если оставаться в педагогическом контексте, то есть проблема трансляции культуры подрастающему поколению, есть огромный объем знаний, накопленных человечеством, есть семья, у которой уникальный и неповторимый ребенок, в отношении будущего которого у мамы и папы есть некоторые планы.
И понятно, что нельзя всех учить всему, и при этом одинаково, что должны быть индивидуальные образовательные планы, определяющие, что, где, когда и как изучает ребенок.
И тогда школа нужна человеку для того, чтобы определить индивидуальный смысл его индивидуального образования. «Какие знания мне необходимы» – это должно быть специфически школьным содержанием образования, потому что ученик может осознать свои затруднения, но именно учитель знает, какие знания необходимы для их решения. Поэтому в школе должна появиться новая педагогическая позиция – не «урокодатель», не предметник, узко ориентированный на свой предмет, а учитель, владеющий технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностностного смысла учения.
Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут?
Индивидуальным образовательным маршрутом является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
1)Ускорение.
Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2)Углубление.
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
3)Обогащение.
Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.
4)Проблематизация.
Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.
Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута:
постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели);
 самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями;
 выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
конкретизация цели;
оформление маршрутного листа
Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута:
осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации;
осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Диагностика.
На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки. Поможет в этом комплексное исследование, включающее в себя изучение данных
– текущего, промежуточного и итогового контроля по предметам;
– экспертизы продуктов деятельности ученика, созданных им самостоятельно по внутренней мотивации;
– опроса педагогов, хорошо знающих этого ученика;
– анкетирования одноклассников;
– интервьюирования родителей;
– психологического тестирования ученика;
– собеседования с ним самим.
Целеполагание.
После диагностических процедур, позволяющих выявить своеобразие личности ребёнка, осуществляется согласование общих и личностно значимых для ученика целей образования, формирование на их основе индивидуальной цели обучения. В качестве цели может выступать и решение какой-либо научной проблемы или личностное изменение. Следует помнить, что индивидуальная образовательная траектория разрабатывается только в сотрудничестве и диалоге с ребёнком. При этом педагог выступает в роли тьютора, наставника, который может что-то советовать, рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и, тем более, принуждать .Определение содержания образовательного маршрута, т.е. образовательных объектов.
При проектировании многопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся знакомится с инвариантной частью школьной программы, в которой указаны обязательные для изучения предметы и их объём. Ученик выбирает с помощью тьютора уровень изучения обязательных предметов (базовый или углублённый). Затем ученик совместно с педагогом определяет содержание и объём вариативной части, в которую могут входить по желанию ребёнка элективные курсы, кружки, а также исследовательская и проектная деятельность, занятия самообразованием и т.п.
При проектировании монопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся определяет в качестве образовательных объектов какую-либо информацию, конкретные знания, умения, технологии, приёмы работы, компетенции и т.п., которыми он должен овладеть, чтобы достичь поставленной цели.
Формирование индивидуального плана обучения.
На четвёртом этапе происходит определение личностных отношений учащегося с различными образовательными объектами, что находит своё отражение в индивидуальном плане обучения. Процесс формирования последнего состоит в следующем: учащийся с помощью тьютора выбирает форму организации учебного процесса (ученик вправе использовать наряду с традиционными формами дистанционное обучение, экстернат, индивидуальный режим посещения занятий и др.), темп прохождения обучения, формы отчётности – творческие или аналитические, устные или письменные.
Реализация индивидуального учебного плана.
Именно на пятом этапе начинается собственно продвижение по индивидуальному образовательному маршруту. Однако следует помнить, что индивидуальная образовательная деятельность может быть сопряжена с корректировкой её целей и содержания, а также стратегии и тактики их реализации. В процессе продвижения по индивидуальному образовательному маршруту ученик может изменять свой учебный план, например: переходить с базового уровня на углублённый или наоборот; добавлять в индивидуальный план какие-либо учебные дисциплины из вариативной части или отказываться от изучения некоторых из них. Чтобы индивидуальный образовательный маршрут был пройден, необходима систематическая работа тьютора по вовлечению учащегося в рефлексивную деятельность, своевременное оказание консультационной помощи.
Предъявление, анализ и оценка образовательных продуктов ученика, созданных в ходе выполнения индивидуального учебного плана.
Шестой этап является итоговым, т.к. на нём анализируются результаты прохождения индивидуального образовательного маршрута.
Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в 1 классе на все 4 года начального обучения, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Трудно отрицать факт, что в классе, как правило, есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития тех или иных психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний. Это означает, что в процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах. Можно выделить 4 вариативных образовательных маршрутов.
1 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с опережающими темпами развития;
2 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем;
3 - Вариативный образовательный маршрут для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;
4 - Вариативный образовательный маршрут для одаренных учащихся с различными специальными способностями.
Выявленные проблемы и трудности учащихся каждого вариативного маршрута позволяют сформулировать задачи психолого-педагогического обеспечения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (преодоление учебных трудностей, проблем с выбором образовательного маршрута, нарушений эмоционально-волевой сферы, трудностей во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями); психологическое сопровождение вариативных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов
Если у ребенка средний или низкий уровень интеллектуального развития, высокий уровень тревожности, низкий уровень адаптации и мотивации, нестойкие интересы, то этого ребенка можно условно отнести к вариативному образовательному маршруту для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении.
У учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении проявляются: снижение интереса к учению, низкая учебная мотивация; несформированность учебной деятельности; педагогическая запущенность; низкий уровень умственного развития.
Отношение учащихся к обучению может быть разным. Для одного ученика, процесс изучения предмета является важным, многозначительным, он мотивирован ; для другого учащегося, — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособностью к обучению. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по — другому учителем, который мыслит критически: для него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.
Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии используются учителем. Существует много способов стимулирования учащихся к учебе.
Первое, с чего следует начать - это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом анализа становятся такие компоненты мотивационной сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), т.е. качества, влияющие на мотивацию.
Для анализа можно использовать различные методы наблюдение для определения показателей мотивации учения. В качестве таких показателей могут выступить и различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках.
Для повышения мотивации изучения предметов используются следующие пути.
1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности; использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения
3) характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений
4) использование на уроках аудиовизуальных средств;
5) личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании
6) развитие творческих способностей;
7) вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
8) нетрадиционные формы урока, обучающие и развивающие игры, ролевые игры, игровые ситуации, ( особенно на начальном этапе обучения и в среднем звене), позволяющие сделать каждый урок интересным, увлекательным, развивающим . Нестандартные приемы и формы работы носят не только развлекательный характер, но и содержат то новое, что подлежит усвоению и тренировке. Практика показала, что нестандартные формы и приемы работы наиболее действенны, так как при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно осваивают материал и главное, умеют им практически пользоваться.
9) Наряду с традиционными методами повышения мотивации изучения учебных предметов широко используются и инновации. Сейчас на помощь пришли информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Использование ИКТ на уроках , сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.
На формирование мотивации влияет ряд условий. Первым условием является уровень новизны. Учащиеся с достаточным уровнем языковой и речевой компетенции теряют интерес к повторяющимся заданиям. Что же касается учащихся со слабой подготовкой, они предпочитают выполнять уже знакомые задания, так как их выполнение позволяет им повторно пережить положительные эмоции, что благотворно влияет на поднятие уровня мотивации. Следующее условие - это степень сложности задания, которая оценивается учащимся на основании соответствия этого задания имеющимся у него способностям, средствам и времени на его выполнение. Большое значение в этой связи имеет самооценка учащегося. Помощь учителя позволяет трудное задание перевести в разряд более легких и тем самым поднять мотивацию к выполнению данного задания. Таким образом, важно, чтобы учитель не переставал вселять уверенность в своих учащихся, обеспечивая им поддержку. Еще одним условием для развития мотивации является наличие возможности для проявления школьниками самостоятельности. Самостоятельная работа окрашивает деятельность учащихся эмоционально, тем самым способствуя развитию у них мотивации. Большое значение имеет также время, данное на подготовку задания. При жестких сроках, недостатке времени учащиеся попадают в ситуацию стресса и практически перестают работать. И наконец, еще одно условие—это влияние на формирование мотивации личного примера и ролевого поведения учителя.
При формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем.Формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации
При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
Важность такого подхода в образовании детей очевидна.
Проектирование индивидуально- образовательного маршрута для ребёнка с низким уровнем мотивации и испытывающего трудности в обучении.
Наверное, каждый учитель хоть один раз в своей педагогической практике задавался вопросами: что делать с ребёнком, который испытывает трудности в обучении и низкую мотивацию к обучению?
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психолого-педагогических исследований. Под готовностью к школьному обучению понимается совокупность морфо-физиологических и психологических особенностей ребёнка , обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности, его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.Виды готовности к обучению в школе.
Физиологическая готовность: уровень физического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, состояние анализаторных систем, развитие мелкой моторики, развитие основных видов движений, выполнение и соблюдение основных гигиенических норм и т.д.
Психологическая готовность включает следующие сферы:
интеллектуальную (когнитивную): запас системных знаний, ориентировка в среде,любознательность, развитие речи, развитие памяти, образное мышление, сенсорное развитие;
• личностную и социальную (коммуникативную): обучаемость, коммуникабельность, толерантность, нравственное развитие, адекватные самооценка и уровень притязаний;
• эмоционально-волевую (аффективную): соподчинение мотивов, работоспособность, самоконтроль, целеполагание, оптимизм, аккуратность, мотивация и т.д.;• специальную (психомоторную): умения
и навыки: читать, писать, считать, рисовать, заниматься музыкой, танцевать, лицедействовать, сочинять, конструировать, заниматься физкультурой и спортом и т.д.Под неготовностью к обучению будем понимать несформированность или нарушение в развитии основных составляющих когнитивной, личностной, коммуникативной, аффективной и психомоторной области учебной деятельности.
Под «условной» готовностью будем понимать частичную несформированность или нарушение в развитии в одной или нескольких областях учебной деятельности: когнитивной, личностной, коммуникативной, аффективной и психомоторной. Этой группе детей необходима индивидуальная помощь как педагога, так и узких специалистов (по мере необходимости).
Классификация типичных трудностей в зависимости от области учебной деятельности.
1. Когнитивная (познавательная) область. К познавательной области относятся цели и задачи обучения, сформулированные в Стандартах и развёрнутые в примерных государственных программах, в концепциях и УМК.
Основная дидактическая задача: преодолеть трудности, испытываемые детьми при запоминании и воспроизведении изученного материала, до решения проблем, когда необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.
2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов
и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.
Основная дидактическая задача: сформировать эмоционально-личностное отношение к явлениям окружающего мира, начиная от простого воспитания, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления.
3. Психомоторная область. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением. Основная дидактическая задача связана с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации.
Рассмотрим типичные трудности в обучении школьников в когнитивной, аффективной и психомоторной области деятельности, для различных категорий (уровней) усвоения материала по степени сложности.
Когнитивная область включает категории: запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
Аффективная область включает категории: восприятие, реагирование, распределение ценностных ориентациий или их комплекса на деятельность. Основные категории в психомоторной области: манипулятивная и двигательная (моторная) деятельность, нервно-мышечная координация. Представлены типичные трудности для каждой категории, их причины и методики для уточнения причин трудностей. Даны примерные задания для коррекции.
По этим данным можно спроектировать индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка, испытывающего трудности в обучении. Для этого необходимо выявить, в какой области и какие трудности встречаются у школьников; уточнить причины их возникновения; построить индивидуальный образовательный маршрут; использовать его в процессе учебной деятельности (типичные задания для коррекции).
В когнитивной области учебной деятельности:
 Категории (уровни): запоминание.
Типичные трудности: не запоминает учебный материал (не может на следующем уроке воспроизвести ранее изученный материал).
Причины трудностей: Когнитивные: низкий уровень объема внимания, слабая концентрация и устойчивость внимания, низкий уровень развития переключения внимания и объёма кратковременной памяти.
Методики для определения трудности: Тулуз-Пьерон (внимание); А.Р. Лурия. Методика заучивания 10 слов; методика «Изучения объёма памяти».
Задания для коррекции: рассказать по картинке. Игра «Кто больше запомнит». Найди различия. Найди лишнее.
Категории (уровни): понимание.
Типичные трудности: не может воспроизвести правило (термин и т.д.) своими словами, не может указать на изучаемый объект (иллюстрации при изучении нового).
Причины трудностей: Когнитивные: слабое развитие произвольной, смысловой памяти, словесно-наглядного и словесно-логического мышления.Некогнитивные: низкий уровень речевого развития (низкий уровень словарного запаса).
Методики для определения трудности: методики «Расскажи по картинке»;
Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной).
Задания для коррекции: составление рассказа по картинке. Составление сказки. Расскажи по порядку. Подбери нужный вариант к схеме.
Категории (уровни): применение.
Типичные трудности: не может грамматически правильно построить фразу и предложение при воспроизведении; не может использовать правило или образец при решении упражнений, задач, повторить способ действия.
Причины трудностей: Некогнитивные: низкий уровень речевого развития (низкий уровень словарного запаса), слабое понимание грамматических конструкций.
Когнитивные: плохо развито словесно-логическое мышление, неустойчивость произвольного внимания.Методики для определения трудностей: методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной); построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж. Пиаже, А. Шеминьска).
Задания для коррекции: ответ по образцу; составление рассказа по картинке. Ответь на вопрос. Работа по алгоритму, по инструкции взрослого, по образцу.
Категории (уровни): анализ.
Типичные трудности: не выделяет скрытые (неявные) предположения. Не видит ошибки и упущения в логике рассуждений или нерациональное решение задач. Не приводит разграничения между фактами и следствиями. Не оценивает значимость данных.
Причины трудностей: не сформирована операция анализа.
Методики для определения трудностей: Интуитивный речевой анализ-синтез. Методика «Исключение понятий» (четвёртый лишний). Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж. Пиаже, А. Шеминьска). Кубики Коса.
Задания для коррекции: найди ошибку. Выбери правильный способ решения. Рефлексия деятельности. Самооценка. Оценка работы других детей.
 Категории (уровни): синтез.
Типичные трудности: не умеет составить небольшой творческий рассказ. Не может составить план. Не использует знания из различных областей для решения практических задач.
Причины трудностей: не сформирована операция синтеза.
Методики для определения трудностей: методика «Исключение понятий» (четвёртый лишний). Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж. Пиаже, А. Шеминьска). Кубики Коса.
Задания для коррекции: сочини рассказ, сказку. Расскажи по порядку. Составление плана. Решение практических задач. Участие в экспериментальной деятельности (метод проектов).
Категории (уровни): оценка.
Типичные трудности: не может выразить свою точку зрения по изучаемой проблеме, оценить свою работу или работу соседа по парте.
Причины трудностей: низкий уровень речевого развития. Непонимание адекватности причин неуспеха в обучении.
Методики для определения трудностей: методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже). Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Задания для коррекции: ответ по образцу. Составление рассказа по картинке. Выскажи свою точку зрения, сравни с точкой зрения других ребят. Рефлексия деятельности. Самооценка. Оценка работы других детей.
В аффективной области учебной деятельности:
Категории (уровни): восприятие.
Типичные трудности: не умеет слушать. Постоянно отвлекается на посторонние дела.
Причины трудностей: индивидуально-типологические особенности, низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина — высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
Методики для определения трудностей: Тулуз-Пьерон. Методика «Уровень развития регуляторных способностей (произвольного компонента»). Проба на внимание (поиск различий в изображениях).
Задания для коррекции: графические диктанты. Упражнения на развитие концентрации и устойчивости внимания. Включать в групповую и парную работу, консультационную деятельность.
Категории (уровни): реагирование.
Типичные трудности: не соблюдает правил поведения в школе. Не может самостоятельно выполнить работу (в том числе домашнюю). Нет интереса к учению.
Причины трудностей: не сформирована внутренняя позиция школьника, возможны трудности в семье, стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности, низкий уровень развития произвольности, несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого, несформированность приёмов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
Методики для определения трудностей: беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина). Проба на внимание (поиск различий в изображениях). Тулуз-Пьерон. Методика «Уровень развития регуляторных способностей (произвольного компонента»). Проба на внимание (поиск различий в изображениях).
Задания для коррекции: включать в групповую и парную работу, консультационную деятельность. Работа по алгоритму. Умение работать с учебником. Выскажи свою точку зрения, сравни с точкой зрения других ребят. Рефлексия деятельности. Самооценка. Оценка работы других детей.
Категории (уровни): распределение ценностных ориентаций или их комплекса на деятельность.
Типичные трудности: не может работать самостоятельно. Не может работать в паре, группе; не принимает (безразличен) другую точку зрения.
Причины трудностей: индивидуально-типологические особенности, низкий уровень развития произвольности и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого, несформированность приёмов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
Методики для определения трудностей: Беседа о школе (модифицированная методика Т.А, Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина). Проба на внимание (поиск различий в изображениях). Тулуз-Пьерон. Методика «Уровень развития регуляторных способностей (произвольного компонента»). Кубики Коса (модифицированный). «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже). Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман). «Узор под диктовку» (Г.А. Цукерман).
Задания для коррекции: включать в групповую и парную работу, консультационную деятельность. Работа по алгоритму. Умение работать с учебником. Выскажи свою точку зрения, сравни с точкой зрения других ребят. Рефлексия деятельности. Самооценка. Оценка работы других детей.
Индивидуальный образовательный маршрут обучения
Пояснительная записка  
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
  Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с учащимися с низкой мотивацией и трудностями в обучении .Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие обучающегося с низкой мотивацией и испытывающего трудности в обучении, направлен на личностное развитие и успешность и составлен с учетом уровня его подготовленности и индивидуальных особенностей. Цели и задачи :Создание условий для формирования и развития мотивации к изучению английского языка, интеллектуальных и практических знаний,умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Создание условий для ликвидации пробелов у обучающегося в обучении по английскому языку по программе 6 класса
Создание условий для успешного индивидуального развития ребенка, выявление и раскрытие его самобытности, своеобразия его возможностей;
Ожидаемый результат:
Развитие стойкой мотивации к изучению учебного предмета, успешное освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА
1.Общая информация
Ф.И.О учащегося Возраст 12 лет,6 класс
Трудности в обучении -низкая мотивация к изучению английского языка
- высокий уровень тревожности
-страх самовыражения
-страх проверки домашнего задания
-страх не соответствовать ожиданиям окружающих
-испытывает затруднения с пониманием, применением и анализом ,распределением  ценностных ориентаций или их комплекса на деятельность.
Команда сопровождения Учитель английского языка, школьный психолог, родители
Партнеры Педагогический совет, методический совет, социально-психологическая служба
Ожидаемые результаты
Развитие стойкой мотивации к изучению учебного предмета, успешное освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном общим учебным планом, овладение навыками работы в паре и группе, развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Формы работы участие в предметной неделе
классно – урочные формы ( работа в парах, группах); разноуровневые задания;
консультирование;
конкурсы; интеллектуальные игры; викторины;
проектная деятельность.
Маршрутная карта по английскому языку
Сроки: 12.01.2016 – 09.02.2016, предполагаемое время – 13 часов
Тема урока дата Задания + ссылка на материал Форма работы Отметка о выполнении
Свободное время. Поход по магазинам.
Магазины. Семантизация лексики. 12.01 Работа с новыми лексическими единицами.стр.60 упр.1
Найти лишнее слово
Лексическая игра “Concentration”
Аудирование с пониманием основного содержания РТ стр.51 упр.1
Разучивание песни
« To the shop»
самостоятельно
Перевод, анализ слов (разбор слова)
Работа с карточками в паре
Работа в группе
Самостоятельно.
Восстановление текста.
Работа по образцу Магазины и покупки 14.01 Употребление в речи притяжательного падежа.
Игра « Снежный ком»
Стр.62 упр.6
Игра «Домино»
Дописать незаконченные предложения на карточках Работа в паре Список покупок 15.01 Употребление в речи количественных местоимений
Ролевая игра « В магазине»
Чтение с извлечением запрашиваемой информации
Ответить на вопросы
Составление рассказа по картинке
Работа в паре
Самостоятельно
Работа в паре Чтение рассказа о медвежонке Пэддингтоне19.01 Соотнесения слова и его дефиниции
Задания на множественный выбор Работа в паре
самостоятельно
В поход по магазинам 21.01 Употребление в речи прошедшего простого и длительного времени.
Работа с карточками. Найди ошибку.
Составление рассказа по картинке. Расскажи по порядку. РТ стр.60 упр.4 Работа в паре
Работа в группах В поход по магазинам 22.01 Восстановление текста.стр.68 упр.3
Пересказ текста от лица одного из героев
Ответить на вопрос стр.69 упр.8
Работа в паре
Самостоятельно

Работа в паре Ищем сувенир для друга 26.01 Аудирование текста.
Поиск конкретной информации в тексте
Составить диалог этикетного характера. РТ стр.56 упр.1
разыгрывание диалога по ролям с использованием жестикуляции, мимики, интонации
Дополнительно дома: выполнить он-лайн задание по теме «Одежда» на сайте British Council for Teensсамостоятельно
работа в паре
Работа в паре
Работа в паре
самостоятельно Я люблю делать покупки 28.01 Мозговой штурм по теме
Чтение текста с пониманием основного содержания. Стр.73 упр.1
Задание «верно / неверно»
поиск конкретной информации в тексте
соединение разрозненных частей предложения самостоятельно
самостоятельно
работа в паре Я люблю делать покупки 29.01 Составление сообщения о своем отношении к шопингу с опорой на ключевые слова. Стр.74 упр.2
«Опросник». Дети ходят по классу и спрашивают друг друга и заполняют таблицу. Далее ответы анализируются и отражаются в устном сообщении. Самостоятельно
Работа в группе Обобщение и повторение лексико-грамматического материала 02.02 Разгадать кроссворд
Вставить пропущенные буквы в слова.
Написание личного письма Самостоятельно. Обмен с одоклассниками.
Работа в паре
самостоятельно Презентация проектов по темам раздела 4 04.02 Работа в группе Самоконтроль основных умений и навыков по разделу 4 05.02-09.02 Выполнение упражнений по РТ стр.63-65
Рефлексия деятельности. Самооценка.
Ответить на вопросы
Что тебе понравилось в пройденной теме, что оказалось чуждо, ново?
Какие ошибки ты совершал время работы? Самостоятельная работа Заключение.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
В результате работы с индивидуально-образовательным маршрутом ученика заметна положительная динамика качества его обучения , повысился уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Считаю, что работа с индивидуально-образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.
Список использованной литературы
1. Научная школа педагогов «Акме» / Вестник научной школы педагогов «АКМЕ» / Выпуск 2 (2009) / Галацкова И. А. Вариативные образовательные маршруты учащихся и их психологическое Беспалько В. П.Персонифицированное образование [Текст] / В. П. Беспалько // Педагогика. – 1998. – N 2. – С.12-17.
2. Каменский А. М. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы [Текст] / А. М. Каменский, Э. Ю. Смирнова // Школьные технологии. – 2000. – N 3.
3. Лукьянова М. И. Вариативный образовательный маршрут [Текст] / М. И. Лукьянова, И. В. Перкокуева // Учитель. – 2007. – N 1. – С. 9-11.
4. Реализация вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе [Текст]: методическое пособие / М. И. Лукьянова [и др.] – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 80 с.
5.Патык А.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с разными учебными возможностями: 2008.
6. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальныйобразовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Народное образование, 1998. – с.130–193.
8.Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ//Петербургская школа. – СПб.,1994 – с.79–90.
9.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.