«Нетрадиционные методы и формы проведения физкультурных занятий»
Консультация для воспитателей
«Нетрадиционные методы и формы проведения физкультурных занятий»
Здоровье как условие свободы жизни является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. В ДОУ большое внимание уделяется физическому воспитанию дошкольника. Правильное физическое воспитание может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контролем за физическим развитием, состоянием здоровья и при планировании всей оздоровительной, образовательной и воспитательной работы с детьми.
Условия жизни заставляют нас искать всё новые подходы к обучению детей, в том числе и к проведению физ.занятий.
Всё больше внимания уделяется в последнее время дыхательной гимнастике. Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К.П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них, думается, не целесообразно. Важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно. Что необходимо учитывать:
эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях ДОУ;
доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
степень влияния упражнений на укреплении дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т.д.
Примерные дыхательные упражнения (см. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцев и Б.Б. Егоров, стр. 172-177)
В настоящее время массаж достаточно хорошо разработан. Массажным приёмам как средству физической культуры можно обучать начиная с дошкольного возраста, а применять -–с момента рождения ребенка. Необходима определенная система игр-занятий по ознакомлению детей со способами массажа и применение этих способов детьми в процессе их собственной самостоятельной деятельности. Например, говорим ребенку: «Собачка упала и ушиблась. Погладим больное место», «Вова ударил ручку, погладим Вове ручку. Гладим нежно, аккуратно, ласково» и т.д. В ДОУ практикуется массаж пальцев рук, точечный массаж, массаж стоп и массаж головы. Сегодня во многих ДОУ имеются спортивные комплексы и тренажеры. Занятия на них полезны, увлекательны и очень любимы детьми. В нашем ДОУ дети занимаются на спортивном комплексе «Батыр», «Островок», горки, сухой бассейн, на велотренажерах, беговых дорожках, на батуте. Постоянно на занятиях используется шведская стенка, спортивный комплект «Кузнечик», «Перекати поле, спорт. мячи для прыжков. Любят дети и изготовленные пособия своими руками ("Лабиринт», гимнастические гантели, «Собери цветы пальцами ног», массажные дорожки, любят заниматься на спортивных матах). Особенно необходимы такие пособия на занятиях-тренировках для детей старшего дошкольного возраста. Проводим мы кружковую работу во II половине дня (кружок акробатики и кружок плоскостопия в старшей и подготовительной группах), дети занимаются с большим желанием. Уделяю большое внимание осмысленности детьми этих занятий, знакомлю их с доступной им терминологией.
Новая, оригинальная форма физических упражнений весьма перспективна для работы с детьми дошкольного возраста, которые разработал Е.И. Зуев – тренер – массажист восстановительного центра Санкт-Петербургского театра оперы и балета. Эти упражнения входят в практическую часть программы «Профилактика и коррекция ортопедических нарушений у дошкольников, которая разрабатывается и опробируется на базе московского ДОУ №2052 (Журнал «Обруч» №5 2000г.)
Московские педагоги ДОУ № 1446 рекомендуют использовать в работе элементы Хатха-йоги, релаксации, концентрации и положительного мышления. Эти методики обладают рядом преимуществ перед другими видами физической активности: они не требуют больших помещений и дорогостоящего оборудования. Безусловно, работая с детьми в условиях детского сада, невозможно использовать все элементы этой системы. Но часть её вполне доступна и для этой возрастной категории («Дошкольное воспитание» № 3 2001 г.)
Итак, используя нетрадиционные формы физвоспитания дошкольника, мы укрепляем здоровье детей, формируем красивую фигуру, правильную осанку, улучшаем координацию движений и уверенность в себе.