Памятки для учащихся начальных классов по литературному чтению


Памятки для учащихся начальных классов по литературному чтению
355028514097000 Как подготовиться к выразительному чтению текстаВнимательно прочитай текст.
Постарайся представить то, о чём в нём говорится.
Определи тему, основную мысль, основной тон высказывания.
Подумай, с какой целью ты будешь читать этот текст, в чём будешь убеждать своих слушателей.
Подчеркни наиболее важные по смыслу слова, то есть слова, на которые падает логическое ударение.Обозначь паузы.
Продумай, как ты можешь использовать другие средства выразительности устной речи: темп речи, громкость голоса.
Пересказ и составление плана (по прочитанному)
Прочитай произведение.
Определи главную мысль, сформулировав её в нескольких предложениях.
Раздели произведение на части.
Озаглавь каждую часть.
Прочитай заглавия и проверь, передают ли они текст достаточно точно; не выпали ли из твоего внимания какие-то эпизоды.
Перескажи произведение по плану.
Характеристика персонажа (художественного образа человека)Персонажи бывают: главные, второстепенные, эпизодические.
Внешний облик:
-портрет-лицо, мимика, жесты, фигура, манера поведения;
речь-темы высказываний, формы речи;
костюм.
2.Внутренний облик:
характер персонажа - сильный - слабый, волевой - безвольный, цельный - противоречивый;
-характеристика-авторская, самохарактеристика, отзывы окружающих.
3.Мир вещей, в котором живёт персонаж (интерьер).
4.Мир природы, в котором живёт персонаж (пейзаж).
5.Общество, в котором живёт персонаж.
6.Прототип (его наличие или отсутствие).
Как готовиться к пересказу (изложению)1.Внимательно прочитай текст; выясни значение непонятных слов.
2.Ответь на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитай соответствующие части текста.
3.Определи основную мысль текста. Найди те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её развития.
4. Раздели текст на композиционные и смысловые части согласно плану или составь план самостоятельно.
5.Прочитай текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
6.Пересказывая текст, следи за последовательностью, старайся передать все основные факты.
7.Прочитай ещё раз ту часть, пересказ которой не удался.
Как работать над рассказом по картине
Прочитай сведения о художнике.
Обрати внимание на название картины. Оно часто говорит о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.
Рассмотри картину; вдумайся в её содержание (что здесь произошло; почему?).
Постарайся представить: что было до момента, изображённого художником, что будет после него.
Подумай, кого, в чём и как ты будешь убеждать своим рассказом.
Сформулируй тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавь его. Составь план.
Постарайся включить в рассказ диалог, элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей), чтобы это помогло полнее представить ход событий, характеры героев.
Как написать сочинение
1.Прежде всего обдумай тему сочинения. Помни: каждое слово в названии темы имеет значение. Определи, о чём следует писать в сочинении.
2..Продумай основную мысль сочинения, какими словами, предложениями можно раскрыть её. Составь план.
3 .Пиши, соблюдая последовательность изложения.
4. Подбирай образные слова и выражения.
5. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания.
6..Покажи своё отношение к тому, что пишешь.
7. Не забудь сделать выводы.
8.Перечитай своё сочинение: раскрыта ли в нём тема, раскрыты ли пункты плана, дополни те части сочинения, в которых тема, основная мысль, пункты плана раскрыты недостаточно.
9.Обрати внимание на стиль сочинения, удачно ли выражены мысли, внеси нужные исправления.
Заучивание наизусть
Прочитай стихотворение или прозаический отрывок “про себя”.
Прочитай вслух.
Раздели текст на смысловые части (можно использовать деление на строфы).
Заучивай по одной части, повторяя вместе каждый раз ранее выученное и новую заученную часть.
Расскажи стихотворение или отрывок наизусть.
Повтори выученное перед сном и утром.
Как разучивать скороговорку
Прочитай медленно скороговорку.
Подумай, о чём в ней говорится.
Проговори медленно (два-три раза) трудные слова.
Какой звук повторяется в скороговорке?
Проговори скороговорку несколько раз тихо и медленно.
Проговори скороговорку быстрее.
Проговори ещё быстрее, увеличивая силу голоса, но не кричи.
Составление аннотации
Аннотация - краткое изложение содержания книги или статьи.
Выпиши сведения об авторе.
Приведи известные данные о творческой истории произведения.
В нескольких фразах передай содержание произведения.
Дай краткую оценку произведения.